Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

И строки звучные горят!

14 января, 2013

Городской детский конкурс чтецов впервые был проведен в Иркутске еще в 1926 году. Можно удивляться, но это факт: конкурс пережил все невзгоды и лихолетья, пронесшиеся над областным центром и страной. В 2001 году он получил имя собственное: «Русское слово». Это произошло при Константине Романенко, художественном руководителе городского детского конкурса чтецов. Вниманию читателей предлагается беседа с ним об истории этого воспитания юных талантов и дне сегодняшнем:

— Константин Петрович, как были собраны сведения о зарождении конкурса в далеком 1926 году?

—  Когда я начал заниматься со школьниками художественным словом, я стал искать тех, кто в детстве когда-то участвовал в конкурсе. Так я встретился с Еленой Александровной Эристави, педагогом по сценической речи, которая школьницей в советское время участвовала в конкурсе и даже была награждена серебряным жетоном. Такой же награды была в свои школьные годы удостоена и народная артистка России  Людмила Ивановна Стрижова. Лауреатом конкурса была в юности и Надежда Ивановна Башарова, доцент НИИ биологии Иркутского госуниверситета. Но главные сведения о начальной поре детского конкурса чтецов сообщил мне иркутский театральный режиссер Юрий Тихонович Порохницкий. Именно он и назвал дату проведения первого конкурса — 1926 год. Это был вообще самый первый детский конкурс в Иркутске, организованный Советом народных депутатов. Время тогда было очень тяжелое, нужно было бороться не только с беспризорностью детей, не только одеть и накормить их, но и дать пищу духовную. А денег, конечно, не хватало ни на организацию технических кружков, ни на создание музыкальных или театральных студий. И тогда решили создать городской литературный чтецкий конкурс: ни инструментов, ни декораций, ни костюмов для этого не нужно было. Требовался педагог и дети, что, конечно же, имелось в наличии.

Конкурс оказался на редкость живучим. Кстати, в нем участвовали известные всей России люди: знаменитый режиссер Николай Павлович Охлопков, еще более знаменитый Леонид Иович Гайдай, певица Аида Ведищева.

— Насколько мне известно, в конце 90-х годов ХХ века — начале нового века конкурс испытывал серьезный идейный и творческий кризис. Я многократно слышал мнение, что он тогда стал в известной мере вырождаться. А какова ваша точка зрения?

— Я в то время стал участвовать в работе конкурса в качестве педагога. Было отчетливо видно, что многие дети читают откровенно слабые литературные произведения. Например, кто-то пытался повторять монологи Клары Новиковой, юмор одесситов. Конечно, на таком выборе сказалось влияние телевидения с его далеко не лучшей эстетической и культурной ориентацией. Меня это всерьез печалило.

Позднее городской департамент образования возглавила Нина Алексеевна Алаева, а начальником отдела дополнительного образования стала Людмила Даниловна Ефремкина. Именно Людмила Даниловна, пригласив меня на разговор, и предложила возглавить городской конкурс чтецов. Она сказала откровенно: «С ним надо что-то делать. Надо спасать!»

Понятно, что в одиночку с огромным объемом работы справиться было невозможно. Нужно было сформировать команду единомышленников. Мы начали создавать художественный совет конкурса. В него я пригласил Людмилу Стрижову, в то время заслуженную артистку России, Александра Валерьяновича Ищенко, режиссера, заслуженного деятеля искусств, поэтов Владимира Скифа и Ростислава Филиппова, преподавателей иркутских вузов Н.Г.Баканову, С.С.Аксенову, Л.Г.Рябову, Е.А.Эристави. Разговор нужно было начинать, конечно, не с детьми, а с их педагогами, с учителями литературы.

Первый семинар с ними прошел во Дворце пионеров, и он был достаточно жарким по накалу споров. Какие художественные ценности нести детям через мероприятия конкурса? Мы считали, что это должны быть всемирно признанные ценности русской и советской литературы, но многие из учителей имели иную точку зрения. Например, кто-то из педагогов задал такой вопрос: «А почему вы так назвали конкурс — «Русское слово»? Это что же, теперь нельзя читать произведения французских или американских авторов?» Нина Георгиевна Баканова, филолог, доцент госуниверситета, ответила вопросом на вопрос: «А вы какой предмет преподаете в школе? Не русский ли язык и литературу? Давайте вначале привьем любовь наших детей к русской литературе, научим их грамотно и красиво разговаривать по-русски, а уж потом возьмемся за французскую и американскую литературу».

Мы в художественном совете отчетливо понимали, что конкурс должен быть встроен в систему изучения богатства русской литературы, быть продолжением уроков литературы в школе. Ведь по школьной программе дети заучивают стихи наших классиков наизусть. Вот пусть лучшие из школьников и соревнуются в мастерстве чтения произведений классиков и современных литераторов. Два критерия к выбору конкурсных произведений были заранее ясны: во-первых, берем русскую прозу и стихи, во-вторых, эти произведения должны быть высочайшего качества, из сокровищницы национальных достижений.

— И когда этот выбор состоится, возникает следующая проблема: не ЧТО читать, а КАК читать?

— Совершенно верно. Мы стали проводить для учителей обучающие семинары с участием известных иркутских специалистов по сценической речи, культуре слова, актерскому мастерству. Это отдельная история, скажу лишь, что сил было вложено немало. Но и результату можно было порадоваться. Буквально через два-три года появились замечательные чтецы, собравшие завидный урожай высоких наград и премий на различных конкурсах. Например, Евгений Брыжак стал победителем городского конкурса, и его отправили на всероссийский. Там он тоже завоевал Гран-при и был удостоен права представлять Россию на международном конкурсе, где тоже стал лучшим.

— Чтобы стать лауреатом, следует пройти все стадии предварительного отбора. Читателям нужно знать: сколько их?

— Начнем с тематики конкурса. В конце каждого учебного года составляется положение о проведении конкурса, где указана тема, и оно отправляется в школы Иркутска. Каждый год выбирается новая тема. Скажем, была такая тема: «Нравственность есть правда». В нынешнем учебном году конкурс будет посвящен памяти народной артистки России Людмилы Ивановны Стрижовой.

Конкурс проводится поэтапно, чтобы охватить каждую иркутскую школу и выявить всех талантливых детей. В каждом классе организуется конкурс чтецов, где выявляются лучшие ребята. На внутришкольном конкурсе отбираются двадцать самых талантливых и успешных, которые участвуют в итоговом  для этого учебного заведения концерте. На концерт приходит комиссия городского округа и из двух десятков отбирает самых-самых перспективных, кто будет участвовать в окружном конкурсе. На этом уровне вновь отбирают победителей для участия в городском конкурсе, на котором тоже определяется лучшая двадцатка чтецов.

— В каких номинациях?

— Этого разделения нет, но победители определяются в трех возрастных категориях: 1—4-е классы, 5—8-е и 9—11-е классы.

— Для многих лауреатов городского конкурса, насколько я помню, победа в нем не является вершиной признания таланта. Ведь они затем с успехом выступают и на областных творческих соревнованиях?

— Областные конкурсы юных чтецов стали возникать не так уж давно, не более десяти лет назад. Есть очень интересные из них, я бы непременно назвал конкурс «Читаем Пушкина», который проходит в стенах иркутской библиотеки имени А.С.Пушкина. Лет пять тому назад в этом конкурсе побеждал лауреат городского конкурса Михаил Сабуцкий, в 2012 году успеха добились Павел Улитин, Мария Конаш, Александр Качалов, тоже победители конкурса «Русское слово».

Областное общественное молодежное театральное движение, действующее под патронатом Иркутского академического драматического театра имени Н.П.Охлопкова, проводит областной конкурс чтецов «Звучащее слово». Здесь среди лауреатов мы тоже видим иркутян Ольгу Рачкову, Андрея Мальцева, Павла Улитина, Сашу Качалова, Ольгу Тугаринову. Лауреат нашего городского конкурса Елена Новаковская после успеха на мероприятиях «Студенческой весны» стала еще и лауреатом Всероссийских Дельфийских игр.

— Если городской конкурс живет вот уже 86 лет, то это значит, он нужен не только его организаторам, но и самим детям?

— В этом нет сомнений. На начальных этапах конкурса, которые проводятся в классах и школах, ежегодно участвуют от трех с половиной до шести тысяч школьников. Не все из них, это понятно, становятся победителями, но все приобщаются к вершинам русской литературы — дополнительно к учебным занятиям. А высокая литература учит жизни, отстаивает ценности морали общества.

Многих мальчиков и девочек занятия художественным словом привели к актерской профессии. Но и тем, кто не связал свою судьбу с театром, полученные навыки тоже пригодились. Они, например, знают, как нужно прочитать доклад перед аудиторией, чтобы прочно овладеть вниманием людей.

Вы правильно подметили, что конкурс нужен и организаторам, и детям. Но тут следует добавить, что он нужен и городу в целом. К нашим выступлениям все относятся исключительно хорошо. Для проведения финальных стадий нам бесплатно предоставляются площадки в усадьбе В.П.Сукачева и городском Театре народной драмы. Наши лауреаты приглашаются для участия в юбилейных вечерах иркутских знаменитостей, в концертах поэтов и писателей, в совместных мероприятиях филармонии и епархии, в других городских мероприятиях. А Евгений Брыжак участвовал в концерте, посвященном юбилею Санкт-Петербурга. Это и есть признание обществом необходимости нашего конкурса.

Вячеслав Смирнов, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Константин Романенко (второй справа в первом ряду)
с лауреатами конкурса разных лет

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии