Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

И бе, и ме, и кукареку...

21 марта, 2011

 

Нужна ли цензура в рекламе

 

В сентябре 2010 года одна из сетей мебельных салонов в рамках новой рекламной кампании разместила на улицах Иркутска баннеры с изображением пасущихся на лужайке овечек и текстом: «У всех Бе да Ме, А у нас Ме-Бе-Ль!». Вряд ли кто его не заметил и не улыбнулся: не так уж часто реклама бывает столь забавной.

 

А в январе 2011 года Иркутское УФАС вынесло решение о том, что такая реклама содержит некорректное сравнение, указывающее на исключительное превосходство товаров этой сети, и является показателем недобросовестной конкуренции. На этом основании «виновницу» привлекли к административной ответственности с выплатой штрафа.

А между тем и сама сеть мебельных салонов, и автор рекламного изображения, и даже председатель Союза дизайнеров России, а также профессиональные юристы считают, что подобные претензии несправедливы. По этому поводу даже состоялось заседание за круглым столом с участием представителей оштрафованной фирмы, дизайнеров, художников, юристов и журналистов.

А действительно, что тут можно было усмотреть некорректного, за что засудили мебельную фирму? За нестандартную рекламу?  За ее преимущество? За шутливый взгляд на жизнь?

Во время обсуждения обращались и к толковым словарям, и к здравому смыслу. Хорошо или плохо, что на баннере изображены овечки? Говорит это о непременной причастности к животноводству или не говорит? Порой казалось, что люди сошли с ума, если надо объяснять столь очевидные вещи. И в самом деле, любой школьник знает, что существуют устойчивые словосочетания, идиомы, которые не нужно понимать буквально, что есть такие понятия, как художественный образ, игра слов, игра смыслов...

После того как прозвучали разные мнения, вернее, мнения разных людей, поскольку сами по себе мнения практически не расходились, — по итогам обсуждения участники встречи пришли к такому заключению: рекламная кампания «Ме-Бе-Ль» является забавной и никого не оскорбляет; горожане считают рекламную кампанию интересной и смешной, а официальный запрос конкурирующих с сетью мебельных салонов показал, что у большинства из них реклама вызвала только положительные эмоции.

Возникает и другой вопрос: а нужна ли цензура в рекламе?  Одни считают, что она будет подрывать основы демократии и тормозить развитие рекламного дела — вдруг и цензорам придется так же долго и упорно объяснять, что такое креативное мышление и тому подобные вещи. А иногда думаешь: но, может быть, нужна такая цензура, которая будет отслеживать хотя бы грамотность? И тогда на баннерах в нашем городе не будет хотя бы грамматических ошибок — по-моему, они куда хуже характеризуют наше общество.

А если с шуткой, с юмором, если все оправданно — то пожалуйста, пусть будут и бе, и ме, и кукареку...

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии