Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

История в живой памяти

31 августа, 2015

Эта удивительная женщина — участник большинства общественных мероприятий в селе и постоянный читатель местной библиотеки. Любовь Никифоровна Тарасенко встретила в декабре прошлого года свой 89-й день рождения. Как признается одна из самых старших любителей чтения в селе Тангуй, Братского района, больше всего она любит… детективы.

100.jpg

Любовь Никифоровна (девичья фамилия — Паскевич) родилась в 1925 году в деревне Покровка, что в Криворожском районе, Днепропетровской области. Росла в большой семье, где было пять сестер и два брата. Отец, Никифор Прокопьевич, работавший на шахте, рано умер. На шахтах работали братья Василий и Дмитрий. Школа, в которой училась Люба, находилась в четырех километрах от дома. После восьми классов она поступила в 1941 году в медицинское училище в Кривом Роге.

Любовь Никифоровна хорошо помнит то утро, когда началась Великая Отечественная война. Тишину разорвало сообщение по радио о нападении фашистской Германии.

Молодежь мобилизовали рыть противотанковые рвы между Кривым Рогом и шахтой «Артемовская». Здесь же оказалась и Люба. Как-то во время работы услышали рокот приближающегося самолета. Увидев на борту красные звезды, радостно приветствовали его, махая руками. И вдруг — пулеметный огонь! Самолет опустился совсем низко, и они разглядели хохотавшего фашиста. Много тогда погибло парней и девчат. Любу спасло тогда то, что она плотно прижалась к краю рва.

Когда немцы вошли в деревню, то в первую очередь разгромили больницу. Там на лечении находился брат Любови Василий, который погиб. Сестру Веру угнали в Германию. Брат Дмитрий, имевший связь с партизанами, по доносу предателей был расстрелян оккупантами в 1943 году.

200.jpg

Немцы постоянно проводили облавы на молодежь для отправки в Германию. Люба вместе с другими пряталась в шахтах, пока немцы их не затопили, в лесопосадках. Как говорит, она не боялась смерти — боялась плена и насилия. Поэтому находиться дома почти не было возможности — Люба постоянно где-то скрывалась. Однажды пришлось спасаться на дереве грецкого ореха во дворе. Заморосил дождь, девушка озябла, болели ноги. Казалось, не хватит сил удержаться на дереве, а немцы уже близко. Она увидела собаку, которая мчалась прямо к дереву. Спасли дождь и терпкий запах листьев. Собака ее не почуяла. А как-то ее все-таки застали в доме, откуда выскочить не было времени и возможности. Девушка залезла под кровать и зацепилась там руками и ногами на весу — но выдал свесившийся подол платья…

Вместе с другими пленницами их погрузили в вагоны поезда и повезли. Неподалеку от моста состав вдруг остановился — дорогу разрушили партизаны. Воспользовавшись некоторой растерянностью немцев, которые ждали еще каких-то неприятных «сюрпризов» от партизан, Люба с еще одной девушкой — остальные не решились — выскочили в окно вагона, кинулись бежать и прыгнули в реку. Так и спаслись…

После освобождения территории от немцев Люба окончила прерванную учебу и стала проситься на фронт. Но военкомат командировал ее в Западную Украину, назначив помощницей  заведующей санэпидемстанции при райздравотделе в город Жидачев, в Дрогобычской области. Здесь свирепствовал сыпной тиф. Любовь Никифоровна вспоминает,  как они подходили к больным, лежавшим на земле, на которых одежда уже истлела и в прямом смысле шевелилась от изобилия вшей, как таежный муравейник…

Благодаря усилиям медиков эпидемия отступила. А молоденькую медсестру после повышения квалификации в Жидачеве направили на работу в сельской местности. Она последовательно работала в трех деревнях. Везде хозяйничали националисты. Они устраивали набеги, особенно ночью. Люба к тому же была комсомолкой, занималась агитацией и пропагандой. Вспоминает, как сделанную ей надпись на стене дома, где она жила, — «Смерть националистам!» — сменила выведенная бандитской рукой «Смерть сталинским агитаторам!». Много довелось пережить. Был случай, когда пришлось пережидать опасность в воде, в зарослях лозы — когда выбралась к утру и взглянула в зеркало, лицо от переохлаждения было почти черным...

На разгром банды были брошены силы внутренних войск. Однажды бойцы нашли в схроне листок с фамилиями тех, кого националисты приговорили к казни через повешение. В этом списке было и имя Любови Никифоровны. Ее постоянно преследовали. Один из бойцов МВД заинтересовался, чем же так досадила молоденькая девушка бандитам… Нашел ее, познакомились. Так встретились Любовь Никифоровна и Иван Михайлович Тарасенко. В 1947 году создали семью. Родился сын Виктор. Им приходилось скрывать свои отношения: ее в любое время могли убить, узнав, чья она жена. Говорила всем, что отец ребенка — просто какой-то солдат.

300.jpg

В апреле 1950 года Иван Михайлович, получив документы об увольнении в запас, переехал с семьей к себе на родину в село Карай, Тангуйского района, Иркутской области. Потом семья получила квартиру в селе Кардой, где Любовь Никифоровна работала в фельдшерско-акушерском пункте акушеркой. Затем Тарасенко переехали в Тангуй, который после очередного административного преобразования вошел в Братский район.

В Тангуйской участковой больнице наша героиня трудилась в процедурном кабинете вплоть до 1983 года. Награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За доблестный труд в ознаменование 100-летия Ленина», «Ветеран труда». Присвоены звания «Ударник коммунистического труда», «Победитель соцсоревнования». Активно участвовала в общественной жизни села, избиралась депутатом райсовета в 1963 году и депутатом Тангуйского сельского Совета в 1977 и в 1979 годах.

В неполные 47 лет Любовь Никифоровна осталась вдовой с двумя детьми. Но и сегодня в свои почти 90 лет не теряет активности. Ее усадьба в образцовом состоянии. В селе живет ее дочь Нина с семьей, которые не оставляют Любовь Никифоровну без внимания. До сих пор эта удивительная женщина сохраняет свой боевой, отчаянный характер, который не раз выручал ее в юности. Совсем недавно пугнула каких-то людей, невесть зачем ломившихся в двери ее дома, а дело было поздно, и хозяйка зачиталась какой-то книгой. Схватила в руки, что попалось пригодное для обороны, — чужаки покинули двор…

Наталья Гринева, специально для «Байкальских вестей».

Фото автора и из архива Любови Тарасенко.

На фото: Любовь Никифоровна Тарасенко в прошлом году
отметила 89-й день рождения;

А здесь она втрое моложе…;

Со своим будущим мужем Иваном Михайловичем Тарасенко
(на фото он после войны) Любовь Никифоровна познакомилась
весьма неожиданным образом 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии