Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Магистраль как судьба

02 апреля, 2019

В 2019 году исполняется 45 лет с начала строительства БАМа

15 марта 1974 года Леонид Брежнев на выступлении в Алма-Ате назвал Байкало-Амурскую магистраль «важнейшей стройкой IX пятилетки», и уже в конце апреля из Москвы, прямо с XVII съезда комсомола, в Сибирь двинулся шумный поезд с ударным отрядом строителей. Всего на БАМ за десять лет мобилизовали более 150 отрядов, и одним из первых был десант Иркутской области из двух сотен ребят. Что значит для совсем молодых тогда, но до сих пор оставшихся в душе бойцами БАМа людей эта замечательная дата – 45-летие с начала легендарной комсомольской стройки?

8-1.jpg

Николай Иванча: 

– Мой путь БАМ определил, когда в 1978 году мне вручили комсомольскую путевку в комитете комсомола Ленинградского района города Киева. Лично для меня это стало, можно сказать, исполнением мечты – с детства хотелось построить город на новом месте. И пусть не город, но уж на несколько микрорайонов домов в моей биографии точно наберется. Предприятия, где мне довелось работать, занимались несколькими знаковыми объектами, в том числе Академическим мостом в Иркутске, но магистраль – это все-таки главное. Она ведь и судьбу определила – с моей женой Еленой мы познакомились на БАМе. Я думаю, все, кто приехал и остался, там оказались не случайно. Мы ждали эту стройку, а стройка ждала нас, какая-то в этом была предопределенность. И конечно, главное чувство перед 45-летием с ее начала – гордость, что повезло участвовать в этом историческом деле.

Варужан Матосян:

– Когда мы, бойцы Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ, в мае 1974 года высадились в Усть-Куте, мы еще не знали, какое значение для нас будет иметь эта стройка. 45-летие БАМа для меня – это ностальгия. Замечательное время, которое и мне, и очень многим людям хочется вернуть. И надо вернуть. Европа двинулась по пути объединения, а мы от него ушли. Только совместными усилиями та большая страна могла воплотить столь фантастические планы, и это главный вывод, который надо бы донести до младших в дни празднования.

Александр Полежаев:

– Каждый нашел свое предназначение на той гигантской стройке, и она же определила для многих весь трудовой путь. Я, например, родившись в Красноярском крае и окончив иркутский политех, прибыл на БАМ и в целом 40 лет занимался буровзрывными работами. Я, конечно, испытываю гордость, что посчастливилось идти в авангарде строительства магистрали. А вообще, весной 1974-го в нашей многонациональной стране начала рождаться, можно сказать, новая нация – бамовцы. Потому и через столько лет не забываются, не уходят на второй план памяти те события, не рвутся связи – ведь, даже переезжая, любой из нас на новом месте тут же находит своих. Да, мы все одной бамовской крови.

Меджид Хыдыр оглы Рагимов:

– Дружно мы тогда работали, все национальности рядом, плечом к плечу, и я, прибывший из Азербайджана молодой парень, сразу нашел свое место в том большом деле. Почти все лучшее, что было и есть в моей жизни, связано с БАМом. Здесь в полной мере состоялось мое профессиональное рождение, здесь создал семью, здесь родились мои сыновья, которые сейчас тоже работают в транспортной отрасли. Такие большие проекты в экономике меняют судьбы тысяч людей, и очень важно, чтобы в лучшую сторону. Надо это помнить и сейчас – и властям, и обществу.

Геннадий Зубарев:

– Среди моих знакомых – ветеранов БАМа много первопроходцев, участников строительства железной дороги с первого колышка. Каждый из них, по сути, герой своего времени. И строители магистрали просто обязаны делиться с молодежью своими воспоминаниями о пережитом, давать ей возможность приобщиться к тем живым эмоциям, истинным мотивам. Важны каждое фото, каждая деталь. Надо быть по возможности всегда на связи с подрастающим поколением. Человек, который мог по пояс в снегу валить вековые сосны на пути будущей магистрали, сможет наладить связь с соседней школой, колледжем, завязать шефские отношения. Опыт показывает, что с молодежью всегда можно найти общий язык, пробудить интерес к событиям нашей истории почти уже полувековой давности.

Жора Губаев:

– До того как я приехал в Сибирь в составе Всесоюзного ударного комсомольского отряда имени XVII съезда ВЛКСМ, я был другим человеком. Стройка меня поменяла, сформировала как взрослого человека с верными ориентирами в жизни. Это ж не просто люди собрались-поработали-разъехались, это целая жизнь была наша общая. В прошлом году я был в агитпоезде, который прошел по магистрали к столетию комсомола. Так было здорово еще раз вспомнить нашу славную молодость! И грядущая дата, конечно, воскрешает в душе события, к которым все мы были причастны. Как вчера было, будто и не прошло столько лет.

Елена Губаева:

– 16 лет мы отдали БАМу, были и радости, и трудности, которые нас воспитывали, закаляли, меняли к лучшему. Хорошо, что магистраль была в нашей жизни, причем на самой ее заре – я, например, приехала сюда из родного Иркутска совсем домашней девочкой. В этом был феномен той стройки – при всех сложностях она затягивала, учила не сдаваться, помогала многое понять в жизни, давала ощущение сопричастности к большой истории.

Татьяна и Иван Косовы:

– Бойцы БАМа – это особые люди. Уникальность в том, что и на стройку ехали совсем молодые люди, и сама стройка начиналась с нуля, вот все вместе мы и взрослели, мужали. Все наши пятеро детей и шестеро внуков гордятся, что история нашей семьи кровно связана с историей магистрали. Романтика, обаяние тех событий чувствуются и через десятки лет, и хорошо бы, чтобы когда-нибудь такая же искра зажгла молодых и двинула к новой цели. Нам повезло, мы это испытали.

Галина Шеленок:

– Переехав в Иркутск из Улькана несколько лет назад, я влилась в местное ветеранское движение и вот уже три года состою в активной и деятельной первичной организации Ленинского района «Дружба». И по этому опыту могу сказать – живой интерес к истории БАМа есть и у моих коллег по общественной работе, и у ребят – меня постоянно зовут в школы на встречи. Дети после бесед удивляются, какими яркими были годы нашей юности. Ближайшая встреча – в школе № 53. Большое видится на расстоянии, и сейчас особенно ярко осознаешь, участниками какого глобального события мы стали.

Беседовала Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото автора и из личных архивов строителей БАМа.

На фото: Вспоминая бамовские годы. Николай Иванча (слева)
и командир Всесоюзного ударного комсомольского отряда 
имени XVII съезда ВЛКСМ Виктор Лакомов

Окончание следует.

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии