Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Высшая школа: быть или не быть?

26 апреля, 2016

Большинство вузов Прибайкалья оказались в зоне риска

Давние разговоры о проблемах высшего образования в современной России перешли для Иркутской области из разряда абстрактно-отвлеченных в жгуче-актуальные. В настоящее время «штормит» практически все вузы нашего региона. И хотя внешние симптомы кризиса (или, если хотите, болезни) различны, общность, сходство тоже имеются.

Очевидно, что кого-то высшая школа интересует сейчас не с точки зрения научного, интеллектуального потенциала, не как средство, рычаг для прорыва всей страны в инновационную эру. Увы, внимание сосредоточено на финансово-имущественном комплексе (здания, земельные участки и т. д.). К середине десятых годов XXIстолетия высшее образование осталось в России одной из последних сфер, куда еще не добрался вездесущий передел собственности. И вот — началось…

Разумеется, действия по «распилу» учебных корпусов, общежитий, опытно-экспериментальных участков, баз отдыха и прочего добра не имеют ничего общего с интересами большинства из нас, ничего общего с безоблачно-светлым завтра для всей страны, о стремлении приблизить которое клянутся в том числе и те, кто в действительности занят «освежеванием» высшей школы. На практике мы видим другое: иные руководители вузов готовы во что бы то ни стало получить «ярлык на княжение», поглотив (присоединив) все, что попадется под руку. Не вникая в собственные возможности и возможные последствия. Похоже, их заботит прагматичная сторона вопроса — как можно больше денег, и немедленно. Даешь сиюминутный «навар»! Конечно, не для широкого круга лиц. А дальше — хоть потоп, хоть трава не расти.

Так, буквально в считанные месяцы был уничтожен Иркутский государственный лингвистический университет (ИГЛУ), в прошлом Иркутский государственный педагогический институт иностранных языков имени Хо Ши Мина — единственный вуз такого профиля восточнее Урала. Наверное, ректору этого вуза Эмме Павловне Тюкавкиной, возглавлявшей иняз четверть века, до 2001 года, такой финал не мог присниться и в страшном сне.

Сейчас в разгаре конвульсии то, что осталось от ИГЛУ — Евразийского лингвистического института в статусе филиала Московского государственного лингвистического института. И тут круги расходятся широко по воде: в соотношении более чем десять к одному студенты неаккредитованных специальностей ЕАЛИ МГЛУ сделали выбор в пользу Иркутского государственного университета (ИГУ), а не Байкальского государственного университета (БГУ; в просторечии — «нархоза»). Примерно в такой же пропорции выглядит и готовность ИГУ по сравнению с БГУ стать основой для опорного университета — структуры, которая, согласно новым правилам, дает шанс на выживание классического университета в Иркутске.

Если отбросить пропагандистские клише и перейти к серьезному обсуждению, то преимущества ИГУ перед БГУ видны, что называется, навскидку. Казалось бы, в чем проблема, почему на принятие очевидных решений уходит столь драгоценное время?

Видимо, ответ содержится во втором и третьем абзацах этого текста. Если ректорат ИГУ тщательно, с налетом научного кретинизма взвешивает плюсы и минусы каждого шага по присоединению-слиянию, руководствуясь, прежде всего, правилом «не навреди», то в других местах правит бал флибустьерский подход: хватай все подряд, в хозяйстве сгодится! Увы, как известно, ловкость и нахрап нередко выигрывают у совести и компетентности…

И это — только фрагмент. В Иркутском государственном аграрном университете (ИрГАУ; бывший «сельхоз») уже несколько месяцев не платят зарплату, отключают тепло, воду, электричество в учебных корпусах. В Иркутском национальном исследовательском техническом университете (ИРНИТУ; бывший «политех») уже три года из-за конфликта в руководстве не могут избрать ректора, хотя исполняющий обязанности вполне справляется. А последняя черта все ближе…

Юрий Пронин, «Байкальские вести»        

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии