Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Гуманизм без лицемерия

15 августа, 2011

 

 

 

Немногие наши сограждане знают о том,
что наше  государство реально  заботится о зеках,
как бы странно это ни звучало…

 

Он вошел в кабинет начальника колонии и привычно доложил:

— Осужденный Крылов Сергей Иванович, статья 111, часть 4, срок 8 лет. Начало срока 21 августа 2008 года, конец — 21 августа 2016 года.

Пока он, как молитву, отбарабанивал стандартный зековский доклад, я невольно подумал:  как же он дверь кабинета  открыл? Наверное, ему кто-то помог…

Мое недоумение объяснялось просто: у осужденного Сергея Крылова не было обеих рук!.. Между тем он получил свой срок за нанесение тяжких телесных повреждений, повлекших смерть! Немедленно возникает вопрос: он что же, ногами забил человека до смерти?! Но все оказалось вполне  банально и в то же время в высшей степени  драматично…

Девушка Сергея Крылова, молодого жителя Тайшета, работала официанткой в местном кафе. Однажды к ней нагло пристал некий пьяный гражданин. За свою подругу Сергей, конечно же, вступился, и между двумя горячими сибирскими парнями произошла драка. Потеряв над собой контроль, Крылов так отделал несчастного приставалу, что тот впоследствии скончался. Было возбуждено уголовное дело. Пока шло следствие, Сергей продолжал работать на производстве — в цехе деревообработки. Опытный специалист, рамщик шестого разряда, он и сам не понимает, как произошло несчастье. Но оно произошло, и Сергей потерял обе руки!..

Поразительный факт: девушка не бросила на произвол судьбы своего жениха! Больше года она нянчилась с ним, покуда он находился  в больнице.  Наконец, она родила ему дочку и сейчас ждет, когда муж — увечный, но родной! — выйдет на волю и вернется в семью!

По словам начальника ИК-6 Антона Кузменкова, у Сергея Крылова есть все основания выйти на свободу задолго до окончания срока: таких осужденных, если они ведут себя в зоне прилично, не нарушая режим содержания, администрация учреждения старается подводить под УДО (условно-досрочное освобождение) из чисто гуманных соображений. Жалко человека:  судьба-злодейка и без того наказала его со всей жестокостью! Но Крылову до УДО еще почти два года, которые надо как-то дожить… Между тем  для безрукого зека каждый день, проведенный в колонии, тяжкое испытание.

— Не могу даже передать словами, насколько я благодарен администрации колонии, которая делает все возможное, чтобы облегчить мою участь, — говорит Сергей Крылов. — Когда я прибыл в ИК-6 отбывать наказание, начальник колонии сразу закрепил за мной осужденного, который фактически стал моими руками. Он меня кормит, поит, купает, в общем,  по большому счету, помогает мне жить…

По моему разумению, именно такие люди, как Сергей Крылов, —  увечные, тяжело больные, осужденные в первый раз, преступившие закон почти по недоразумению, —  прежде всего должны привлекать внимание и правозащитников, и общественных организаций, осуществляющих гуманистическую деятельность в пенитенциарных учреждениях.  Вот и поинтересуемся сейчас, как часто «надоедают» тому же  Сергею Крылову своим вниманием отдельные правозащитники и прочие гуманисты…

Без особого напряжения Сергей Крылов вспомнил, что его судьбина однажды заинтересовала представителей родительского комитета, потом с ним беседовали социальные работники. Разговоры были сочувственные, но разговорами все и закончилось. Никакой конкретной помощи персонально ему, Крылову, оказано не было… Запомнился безрукому зеку и визит известного правозащитника Александра Дьяконова: он тоже счел необходимым переброситься несколькими фразами с осужденным, которому в зоне приходится несравненно труднее, чем кому бы то ни было… Никакого облегчения для себя лично от этой встречи Сергей Крылов не почувствовал.

В тюрьмах и колониях России отбывают отмеренные судом сроки тысячи наших сограждан, у которых есть те или иные  проблемы со здоровьем. Особо нуждающихся в серьезной  медицинской помощи этапируют в специализированные пенитенциарные учреждения, на зековском языке — в «больнички». Немало осужденных нуждаются в протезах, инвалидных колясках, других приспособлениях, которые им жизненно важны. Один из зеков, который на свободе имел малопочтительный статус бомжа, в колонии осознал свои  права и, как говорится, стал эти права качать. Он требовал, чтобы администрация ГУФСИН по Иркутской области предоставила ему инвалидную коляску, потому что передвигаться по зоне на собственных ногах ему  трудно… На воле он как-то обходился без коляски и ничего не ждал от судьбы, а  в колонии начал требовать то, что, как он считал, ему «положено  по закону»!.. И получил-таки коляску! Теперь на свободу,  с чистой совестью, он уже не выйдет, а выкатится!

Некоторые  из тех, которые называют себя «правозащитниками»,  из года в год «изобличают» отечественную пенитенциарную систему, стараясь находить в ней только изъяны. Недостатки и недоработки, тот или иной негатив в российских тюрьмах, колониях и следственных изоляторах,  конечно же, есть. Но при всем при этом нельзя не замечать, что пенитенциарная система в нашей стране меняется к лучшему: становится гуманнее, обретает открытость. Те же правозащитные организации сегодня имеют возможность без проблем посещать любые учреждения системы ФСИН и получать почти любую информацию, если она не подпадает под гриф «для служебного пользования». Например, мне по моей просьбе предоставили сведения о том, скольким осужденным в Иркутской области с начала 2011 года оказаны услуги по протезированию, какие средства на эти цели  израсходованы. И вот что я узнал…

Уже знакомому нам Сергею Крылову недавно изготовлен протез предплечья, за который в два приема было выплачено более 100 тысяч рублей. Теперь этот человек начинает «осваивать» свою новую «руку»: он уже может без посторонней помощи почистить зубы, взять кружку с чаем… Он может сам себя покормить!.. Надо ли говорить о том, насколько сегодня облегчится  жизнь Крылова в зоне!

Осужденному Дмитриеву из той же ИК-6 изготовили ортопедическую обувь, зимнюю и летнюю. Все удовольствие обошлось бюджету ГУФСИН по Иркутской области в 38 540 рублей. Еще четырем зекам из «Шестерки» изготовлены протезы, ортопедическая обувь, ортезы на коленные суставы… На все про все израсходовано почти  150 тысяч рублей.

В первой половине нынешнего года из бюджета ГУФСИН было затрачено еще примерно 30 тысяч рублей на оказание конкретной помощи трем осужденным из ИК-2, ИК-4, ИК-25.  Общая сумма этих гуманитарных расходов составила около 300 тысяч рублей. По словам начальника отдела воспитательной работы ГУФСИН по Иркутской области Алексея Семенюка, эти средства приходилось выкраивать, накапливать, чтобы потом израсходовать на нужды того или иного осужденного.

Глупо было бы отрицать тот факт, что деятельность настоящих правозащитников помогает пенитенциарной системе России реформироваться, приближаясь к международным стандартам. Самым, пожалуй, «именитым» правозащитником в Приангарье можно, наверное, считать Александра Дьяконова. Некоторое время он даже входил в состав Общественного совета ГУФСИН по  Иркутской области. Однако потом был исключен из этой организации за некоторые негативные поступки. Впрочем, Дьяконов по-прежнему активно занимается «правозащитной» деятельностью, являясь членом общественной наблюдательной комиссии Иркутской области и пользуясь правом посещать пенитенциарные учреждения и вести в них прием осужденных.

Какие же именно зеки особенно, как я полагаю, интересуют некоторых  наших  правозащитников? Ответить  на этот вопрос нам поможет, думаю,  элементарный анализ посещений пенитенциарных учреждений  Александром  Дьяконовым и его соратниками всего за два месяца.

В Тулунский СИЗО-5 Александр Дьяконов и его коллега по общественной наблюдательной комиссии Станислав Санюта прибыли утром 5 апреля 2011 года. Помимо всего прочего, они  провели прием обвиняемых. Выбор правозащитников пал на Константина Есперова по кличке Каспер и Антона Бердникова. И тот и другой относятся к лицам «отрицательной направленности», по-зековски — к «отрицаловке».

На следующий день эти же деятели правозащитного движения побывали в Братске, в СИЗО-2. Беседовали с Юрием Пановым по кличке Панчик, Александром Антоновым (кличка Франс) и Валерием Змановским по кличке Зман, двое последних, по оперативной информации, якобы являются активными участниками Братского организованного преступного сообщества (ОПС). Потом Дьяконов и Санюта посетили несколько камер и оставили запись в «книге замечаний и предложений по недостаткам деятельности администрации».

В учреждение ИК-25 Дьяконов и Санюта прибыли 19 апреля. Провели прием  «именитых» осужденных. А именно: побеседовали с Владимиром Вишняковым по кличке Кипиш, который является ярким представителем «отрицаловки», и Александром Вайдаловичем (кличка Цыган). По оперативной информации, Цыган якобы является так называемым смотрящим за ИК-25. Это же учреждение Дьяконов и Санюта осчастливили своим визитом и на следующий день, 20 апреля. Прошлись по учреждению, посетили лиц «отрицательной направленности», содержащихся в штрафном изоляторе (ШИЗО) и помещении камерного типа (ПКТ).

Председатель общественной наблюдательной комиссии, член Общественного  совета ГУФСИН  Игорь Болдаков 21 апреля посетил Иркутский СИЗО-1 и задержался в одной из  камер, чтобы уделить время Бачуке Пачулия, который, по оперативной информации, считается «вором в законе».

Уже знакомый нам Игорь Болдаков и член общественной наблюдательной комиссии Алексей Столяр 28 апреля нанесли визит в учреждение ИК-32. Прошли по жилой зоне, посетили ШИЗО, ПКТ, медсанчасть, столовую… Провели прием осужденных: Александра Загорникова (кличка Загора), Айдына Дамдын и Евгения Снисаря (кличка Сникерс).  Все трое осужденных — из «отрицаловки».

Все те же Болдаков и Столяр 11 мая побывали в Иркутском СИЗО-1. Обойдя несколько камер, правозащитники побеседовали с некоторыми осужденными, в том числе с Бачаном Шерозия. Он, по оперативной информации, якобы является одним из уголовных «авторитетов» Ростовской области и придерживается так называемых воровских идей и традиций. В этот же день Бачана Шерозия посетили и побеседовали с ним представители общественной наблюдательной комиссии Ирина Зольникова и Марина Акулова.

Судя по всему, общение  с этим «авторитетным» человеком настолько захватывало правозащитников, настолько их духовно обогащало, что даже Александр Дьяконов посчитал, как я полагаю,  необходимым встретиться с именитым сидельцем. На встречу с Бачаном Шерозия  Александр Дьяконов прибыл 13 мая в сопровождении Игоря Болдакова, который, видимо, решил не упускать возможности еще раз побеседовать с такой неординарной личностью… Вместе с правозащитниками в обходе СИЗО-1 участвовали должностные лица: заместитель начальника ГУФСИН по Иркутской области Виктор Архипов и помощник начальника ГУФСИН Александр Самойлов.

Вполне вероятно, что некоторый перекос в деятельности отдельных правозащитников, уделяющих особое внимание осужденным из «отрицаловки»,  временное явление. Конечно, личность «вора в законе» колоритнее и ярче, а его биография куда интереснее, чем банальное уголовное дело какого-нибудь «первохода», попавшего в зону по дикому стечению обстоятельств. Но как раз эти, «случайные», зеки и нуждаются в помощи извне, в поддержке со стороны  правозащитных организаций. У таких, как Сергей Крылов, есть реальная  возможность вернуться к нормальной жизни, стать полноправными членами общества.  Так почему бы им не помочь в таких намерениях, тем более что они — искренние?..

Мне очень не хотелось бы, чтобы мой вопрос остался риторическим…

 

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».
Фото автора

На фото: Осужденный Сергей Крылов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии