Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Грани Виктора Жидяева

14 мая, 2012

 

Первая персональная выставка художника в Иркутске

 

 

На этажи Дома Рогаля, где расположилась персональная выставка Виктора Жидяева, поднимаешься по ступенькам, одновременно сознавая, что поднимаешься над чем-то повседневным и суетным.

Не так просто сегодня сказать свое слово в изобразительном искусстве. Хотя бы потому, что позади много десятилетий и веков его развития, целые плеяды ярких эпох и имен. Даже если рассматривать ситуацию более локально — в нашем регионе, и то видно, что, несмотря на ярко выраженную иркутскую школу живописи, здесь представлены все направления, виды и жанры искусства — романтический реализм и импрессионизм, соцреализм и модерн, абстрактное искусство и сюрреализм...

И все же Виктор Жидяев, выпускник Иркутского художественного училища, а по рождению и по жизни – улан-удэнский художник, сумел показать именно свой, индивидуальный авторский стиль.

Ирина Терновая, директор Музея истории города Иркутска, отмечает:

— Выставка удивляет теплотой и мастерством. Думаю, эта встреча надолго останется у вас в памяти, потому что каждый из вас нашел здесь что-то свое. Мне, например, ближе портреты — портрет Высоцкого, например. Здесь не только внешнее сходство, но и ощущение самого человека...  Запоминаются портреты стариков, детей...

Вернисаж в Доме Рогаля проходил многолюдно. Единственное не очень удачное совпадение — на открытие выставки пришло маловато собратьев-художников из-за того, что в это же время по случаю Дня Победы в Доме художника чествовали ветеранов фронта и тыла и «детей войны».

Но пришел к своему однокурснику Карл Ефимович Шулунов: 53 года назад в Иркутском художественном училище состоялся выпуск, когда дипломы получили и он, Карл Шулунов, и Виктор Жидяев.

— Мы с Виктором Ивановичем закончили училище в 1959 году и ни разу за это время не виделись... Жизнь прошла, и сколько всего пережито! На нашем курсе учились Женя Аносов, Александр Шипицын, Василий Бочанцев, Петр Турчанинов, удивительные художники! — говорит Карл Ефимович.

Учеником Виктора Жидяева считает себя Сергей Вершинин:

— Виктору Ивановичу я обязан тем, что я — в искусстве. Я стал иконописцем, работаю в Москве, в Нью-Йорке, недавно расписывал православный храм в Бруклине... Его педагогический метод — это не просто слепое копирование натуры, а понимание глубины изображаемого, глубины рисунка, живописи, цвета. Спасибо, что вы заставили нас полюбить искусство.

Как признает жена художника Лариса Жидяева, эта выставка во многом и состоялась благодаря ученикам Виктора Ивановича.

— А ведь это дорого — привезти картины, одеть их в рамы, издать буклет... Большое спасибо иркутянам и Иркутску за то, что помогли организовать эту выставку, — говорит она.

 

 

Виктор Иванович Жидяев — заслуженный деятель культуры Республики Бурятия, живет и работает в Улан-Удэ. Организатор и постоянный руководитель городских художественных студий «Экоршэ» и «Палитра». Более 20 лет преподавал живопись, рисунок и композицию в Улан-удэнском педагогическом училище на художественно-графическом отделении. Его многочисленные ученики живут и работают в нашей стране и за рубежом — в Германии, США, Израиле, Китае.

Для его графики с экзотическими мотивами древних мифов характерны витиеватые ритмы, пересечения тонких линий.  Творчество Виктора Жидяева основывается на слиянии реализма, ориентального искусства и символизма.

Вершиной для себя художник считает творчество Михаила Врубеля — неподражаемого стилиста, у которого декоративность потрясающе сочетается с предельным натурализмом.

 

С Иркутском у Виктора Жидяева связаны не только годы учебы в художественном училище. Несколько лет назад у Виктора Ивановича стало катастрофически падать зрение, он уже почти совсем ничего не видел, и ему говорили, что это процесс необратимый. Врачи иркутского комплекса «Микрохирургия глаза» прооперировали его — и сейчас он снова рисует тончайшие линии... Так что вернули зрение ему тоже в Иркутске, за что он и его семья искренне благодарны врачам.

Еще один факт из взаимоотношений художника с нашим городом.  На вернисаже Лариса Жидяева сообщила, что Дом музыки Дениса Мацуева покупает картину мужа для экспонирования — в этом тоже проявилась оценка иркутянами его творчества. Речь даже не об отдельном полотне — это графический триптих, центральная часть которого представляет собой стилизованный портрет Дениса Мацуева. Лицо музыканта как бы витает в мире гармоний и стихии звуков, и даже удивительно, как художнику удалось визуально, графически передать ощущение власти этих стихий, этого мира. Причем это не только «звуки» фортепьянной музыки — здесь кроме клавиш легко угадываются скрипичные грифы и органные трубы, изгибы духовых и параллельность струн и нотных линеек, а сам Денис Мацуев как бы отражается в поднятой крышке рояля. Его лицо — лицо романтика и мудреца одновременно.

Говорят, нашему земляку портрет понравился, потому он и будет передан на постоянное экспонирование Дому музыки Дениса Мацуева.

Выставка живописи и графики Виктора Жидяева — первая персональная выставка этого художника в Иркутске. Работы его представлены в нескольких жанрах: это религиозно-мифические сюжеты, пейзажи, портреты, обнаженная натура. И все — в свойственной ему манере.

Часть работ в экспозиции — это реалистические, даже можно сказать — академичные рисунки, и, пожалуй, самым ярким примером этой группы является уже упомянутый и чрезвычайно выразительный портрет Владимира Высоцкого. Основная часть работ — стилизация, положенная на национально-эпические, орнаментальные мотивы. И все здесь начинает дышать Азией, природной мощью.

Таков портрет старой бурятской женщины, плечами вросшей в горные вершины, с руками, словно узловатые корни деревьев.  Голова ее вознесена высоко в синее небо, хотя лицо — только лицо! — выписано в самых реалистических традициях.

Несколько иным кажется портрет старика у Байкала: над синим простором воды носятся чайки, могучий кедр с берега протягивает ветви над водой, в тени дерева — профиль старого человека, черты его лица напоминают складки прибрежных гор. Так человек сливается с природой, становится — или ощущает себя — частью ее.

Ветки, корневища дерева напоминают морщинистое лицо другого старика, опирающегося на посох, — тоже стилизация, хотя и несколько иная.

И снова — чистый реализм: портрет молодой женщины (1981 год), который хоть и обозначен как этюд, но имеет вид вполне законченной работы. И — никаких изысков!

Наверное, художник не сразу обрел свой почерк — во всяком случае, его автопортрет, сделанный в 1975 году, наводит на мысль об автопортрете Ван Гога, а женские портреты (один из них — «Огненный ангел») выполнены, как мне кажется, нарочито неумело...

— Я поначалу рисовал как все... И чувствовал это, и понимал, что хочу чего-то другого, — вспоминает Виктор Иванович Жидяев. — И однажды я, как человек верующий, буквально взмолился: Боже, ну помоги же мне! Помоги найти что-то свое! И каково было мое удивление, когда буквально на следующий день у меня получилось что-то новое...

Это новое — и та стилизация, о которой мы только что говорили, и особая манера работать с плоскостью. У Виктора Жидяева плоскость живописного полотна или графического листа напоминает витражную технику, когда целое изображение составляют многочисленные фрагменты.

Совершенно иной кажется графика Виктора Жидяева. В таких работах, как возлежащая соблазнительница Ева, мы видим будто руку другого автора, хотя и здесь есть «рассеченные плоскости». Эта работа — в большей степени фантастика или фантасмагория. Фигура женщины, беспечно любующейся яблоком, окружена сонмом существ и просто фрагментов: это драконы и птицы, руки, множество лиц, человеческие глаза — словом, весь арсенал сюрреализма.

Кстати, есть в экспозиции и другие варианты из разряда «соблазнительниц» — скажем, Даная, дремлющая в райском саду, на фоне ветвей, отягощенных плодами, — и одно яблочко по примеру прародительницы Евы ею уже сорвано, и лукаво-невинная улыбка блуждает на лице... Но это работа в цвете, мы же вернемся к графике, к самым, на мой взгляд, потрясающим работам Жидяева.

Одна из них — это Иисус. Не икона, не распятье, — но что же? Портрет? Если хотите — да. Причем в свойственной этому автору манере — с рассеченными плоскостями. И в этих линиях, рассекающих пространство над его головой, уже видится прообраз креста и тернового венца, и все грядущие страдания высветились в его глазах. И все это — достаточно скупыми выразительными средствами. И все это буквально опрокидывает зрителя вопросом: возможно ли искупить все грехи человечества даже такой ценой, какую заплатил Христос, идя на распятье?

И еще одна работа в графике — прекрасно-печальные Адам и Ева, еще в раю; еще ничего, кажется, не произошло, еще все — впереди...

Но отчего же так пронзительно печальны глаза Адама?

Виктор Иванович Жидяев удостоен звания «Заслуженный деятель культуры Республики Бурятия». Был создателем и руководителем художественной студии «Палитра», а затем такой же студии «Экорше» в Улан-Удэ. Много лет работал преподавателем в Улан-удэнской детской художественной школе. Его работы находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Но это — факты, имеющие отношение скорее к биографии художника. Что же касается творчества, то мы едва прикоснулись к нему, извините за каламбур. На его выставке, далеко не ровной по уровню работ, можно найти все, от чисто декоративных до глубоко психологичных образов, от стремления к внешней красивости до настоящей, высоко понимаемой красоты. Но одно можно сказать определенно — это своеобразно, многопланово и интересно, интересно для зрителя любой подготовленности.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии