Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Горная быль и сибирский характер

21 июня, 2012

 

 

Владимир Алексеевич Киселев родился 11 декабря 1924 года в Иркутске в семье военнослужащего. Его отец, майор Красной Армии Алексей Никифорович, часто по службе переезжал с одного места на другое. Его жена, Евгения Васильевна, в связи с постоянными переездами вынуждена была заниматься только домашними делами и воспитанием детей. Сын Володя поэтому не по своей воле менял школы и десятый класс закончил в городе Ессентуки, Ставропольского края, где служил его отец.

Грянула Великая Отечественная. Немецко-фашистские войска, разгромив в пограничных сражениях разрозненные части Красной Армии, по магистральным дорогам быстро стали продвигаться вглубь нашей страны. Республиканские, краевые и областные партийные и советские органы на пути движения вражеских войск в спешном порядке стали строить оборонительные сооружения. В этой работе участвовал и выпускник Ессентукской школы Владимир Киселев.

После быстрых сборов и прощаний с родными и близкими он в октябре 1941 года в воинском эшелоне ехал на запад — к Ростову-на-Дону вместе с местным населением строить под городом оборонительные сооружения. Как вспоминал Владимир Алексеевич, во время работ, которые не прекращались даже ночью, до строителей стал доноситься слабый, а затем и громкий гул артиллерийской канонады. Фронт неумолимо приближался к городу. Все чаще немецкие бомбардировщики стали сбрасывать бомбы на воздвигаемые оборонительные сооружения и расстреливать работающих там людей. Строителей нередко привлекали к ликвидации мелких диверсионных групп, сбрасываемых на парашютах на железнодорожные узлы, мосты и другие важные стратегические объекты. В этих операциях участвовал красноармеец Владимир Киселев. В одном из боев с ними он получил легкое пулевое ранение. Лечился в санитарной роте.

Созданные оборонительные сооружения к западу от Ростова-на-Дону протяженностью 100 километров не задержали продвижение немецких войск на юг. После упорных уличных боев советские войска 21 ноября 1941 года оставили Ростов-на-Дону, отошли на восток от города, за реку Дон.

Овладев Ростовом-на-Дону, часть немецко-фашистских войск устремилась на Кавказ. Замысел врага по овладению Кавказом состоял в том, чтобы захватить там источники нефти, парализовать базы Черноморского флота и установить непосредственную связь с турецкой армией.

Начались ожесточенные бои за перевалы Кавказского хребта. Как вспоминал Владимир Алексеевич, бойцы частей Красной Армии не только отбивали атаки фашистов, но и сами переходили в контратаки и удерживали свои позиции. Особенно яростными и ожесточенными были атаки немцев вдоль Военно-Осетинской дороги по Баксанскому ущелью. Однажды 2-му полку 151-й стрелковой дивизии, в рядах которого воевал Киселев, было приказано выбить фашистов с высоты, господствующей над местностью. После артподготовки бойцы полка трижды бросались в атаку, но каждый раз отходили, теряя своих товарищей. Фашисты отчаянно защищались. Полк снова возобновил атаку на высоту и на этот раз вышиб немецких егерей.

Для дальнейшего продвижения вперед необходимо было прежде всего с помощью артиллерии подавить вражеские огневые точки. А для этого надо было выявить их с помощью разведки боем. Командир 151-й дивизии приказал взводу разведчиков и роте автоматчиков незаметно для немцев на рассвете подползти к их позиции и атаковать. Когда фашисты из пушек, минометов и пулеметов откроют огонь, они себя обнаружат, после чего наши артиллеристы должны хорошо поработать – подавить  обнаруженные огневые точки.

Среди автоматчиков был Владимир Киселев. Как он рассказывал, разведчики и автоматчики, вдавливаясь в складки местности, долго бесшумно ползли до исходной позиции. Все шло как по маслу — без сучка без задоринки. Когда до вражеских окопов расстояние сократилось до броска ручной гранаты, командир роты вскочил на ноги и, сотрясая воздух, крикнул: «Вперед на врага!» Этот приказ повторили командиры взводов и отделений. И бойцы, словно их кольнуло шилом в задки, с пронзительным «ура» сорвались с места и понеслись на вражеские окопы. Рев десятков глоток, свист, отборный мат и трескотня автоматов ошеломили немцев. К тому же они наших разведчиков и автоматчиков приняли за штрафников, дерзость которых им была известна не понаслышке. И фашисты бросились наутек.

В этой атаке много полегло наших бойцов, много было раненых. Ранение получил и Владимир Киселев. Крупный осколок мины попал ему в левую руку, чуть ниже плечевого сустава, разорвав мягкие ткани и раздробив кость. Санитары вынесли автоматчика с поля боя, и начались его долгие странствования по госпиталям. Едва полечившись в одном городе, он уже переводился в другой, чтобы вскоре тоже покинуть его.

Долечивался Владимир Киселев в иркутском госпитале, размещенном в здании средней школы № 21 по улице Байкальской (сейчас в этом здании Иркутский областной суд). К слову сказать, в том госпитале заместителем начальника по политической работе был майор Алексей Никифорович Киселев — отец Владимира Киселева. В общей сложности Владимир Алексеевич лечился в госпиталях без одного месяца год. Не раз хирурги хотели ему ампутировать раненую левую руку. Вопрос стоял так: или смерть от гангрены или остаться с одной рукой. Об этом периоде Владимир Алексеевич рассказывал: «В свои неполные 18 лет я не хотел быть инвалидом… Лучше умереть и не быть обузой в такие молодые годы для себя и для своих родных. Я очень мучился от сильных болей, но стойко и определенно решил: пусть останется моя рука. Мое отчаяние от переживаний поняла врач-хирург, наблюдавшая за мной. Она и спасла мне руку. Через два-три часа она подходила ко мне и долго сидела рядом. Осматривала рану, интересовалась температурой, боясь пропустить развитие гангрены. Наконец объявила радостно всему медперсоналу: «Не ампутировать руку этому молодому человеку, а спасать надо!». По молодости лет я не запомнил ее имя. А так жаль! До сего времени я очень благодарен этой милой женщине.

Еще долгие месяцы лечили меня в других госпиталях. Перенес еще несколько операций: очищали раны, извлекая острые крошки раздробленной кости. Но остался с рукой. Только в конце ноября 1943 года, уже в Иркутске, выписался из госпиталя с заключением — не годен к строевой службе, а потом был направлен на курсы санитарных инструкторов».

После окончания курсов Владимир Киселев санинструктором проходил службу в 1913-м истребительном противотанковом полку в Забайкалье. Условия службы в полку были далеко не из легких: питание плохое, постоянные холода пронизывали тело. Жил Киселев, как и все солдаты, в землянках. Ко всему этому были частые боевые тревоги, в любую погоду марш-броски по 25—30 километров. Все это изматывало солдат. Командиры говорили им: «Тяжело в учении — легко будет в бою!»

Воинские части, в том числе и санинструкторы, готовились к предстоящей войне с Японией. И она началась 9 августа 1945 года. 1913-й истребительный противотанковый полк в числе передовых подразделений двинулся вглубь Маньчжурии, уничтожая японские военные объекты. Санинструктор Владимир Киселев со своим полком под палящим солнцем (температура воздуха поднималась до плюс 40—50 градусов) прошел по степи и сопкам Маньчжурии, по горным дорогам и тропам Большого Хингана, освобождая от японских оккупантов китайские города и деревни. Ему, санитарному инструктору, приходилось оказывать первую медицинскую помощь солдатам, получившим ранения и обмороки от солнечных ударов.

Демобилизовавшись в январе 1947 года, Владимир Алексеевич вернулся в родной Иркутск. В городе еще сохранялась карточная система на хлеб. Прилавки в магазинах были пусты. На улицах встречались на костылях, колясках участники минувшей войны.

Перед Владимиром Алексеевичем встала дилемма: работать или продолжить учебу. И он решил учиться в Иркутском мединституте. Это решение поддержали родители и выразили готовность поддерживать его материально.

Окончив в 1951 году с отличием стоматологический факультет мединститута, Владимир Алексеевич в течение трех лет обучался в ординатуре на кафедре терапевтической стоматологии под руководством профессора С.И. Вайса и одновременно студентам читал лекции по своей специальности.

С 1965 года он — ассистент кафедры терапевтической стоматологии в родном институте. С 1977 года В.А.Киселев организовал и возглавил самостоятельный курс детской стоматологии в институте, а с 1980 года в течение восьми лет заведовал кафедрой стоматологии детского возраста. Его бывшие ученики в институте стали крупными специалистами, написали и защитили кандидатские и докторские  диссертации. Это профессора Л.М.Яновский, В.Г.Васильев, В.Д.Молоков, А.Т.Карнаухов, доценты Г.И.Саблина, П.А.Кафтанов и другие.

За героизм в годы лихолетья В.А.Киселев награжден орденом Отечественной войны I степени, медалями «За отвагу», «За оборону Кавказа», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.», «За победу над Японией» и юбилейными.

В 1947 году Владимир Алексеевич Киселев женился на студентке своего факультета Наталье Борисовне Лебединской. Владимир Алексеевич и Наталья Борисовна вырастили и воспитали двоих детей — Елену и Александра.

…12 июля 2010 года сердце Владимира Алексеевича Киселева перестало биться.

 

Николай Алферов, ветеран Великой Отечественной войны,
специально для «Байкальских вестей»

На фото: Владимир Киселев

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии