Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Главная ГЭС года

15 октября, 2012

 

Без малого четверть века назад, в конце октября 1987 года, строители Богучанской ГЭС перекрыли Ангару. Это был четвертый — после Иркутской, Братской и Усть-Илимской ГЭС — створ реки, перехваченный бетонными и каменно-набросными сооружениями, меняющими ландшафт, экономику и судьбы людей, живущих на берегах одной из самых богатых возобновляемой энергией рек.

Долгая дорога в Кодинск

От Братска или Усть-Илимска до города гидростроителей Кодинска по карте ближе всего — каких-то 350—400 километров. Вот только по прямой здесь не ездят: дорога, разумно построенная еще до начала строительства четвертой ГЭС Ангарского каскада стараниями знаменитого треста БратскГЭСстрой, давно пришла в такое состояние, что ездить по ней можно исключительно на свой страх и риск. К тому же в Усть-Илимске аэропорт давно закрыт, а в Братск из Иркутска можно добраться далеко не каждый день — вот и остается либо ехать поездом до станции Карабула, либо лететь до Красноярска, а там пересаживаться на местный рейс до Кодинска. Несмотря на то что Кодинск по населению в несколько раз меньше того же Усть-Илимска, самолеты в местном аэропорту приземляются регулярно, дважды в неделю. Поначалу инвесторы достройки Богучанской ГЭС — компании «РусГидро» и «Русал» — доплачивали авиаторам за так называемые выпадающие доходы, то есть попросту выкупали все места в самолете, оставшиеся пустыми. Теперь же спрос таков, что билеты лучше бронировать за пару недель до нужной даты, иначе есть большая вероятность остаться ни с чем.

Почти такая же картина и на железной дороге. Еще год-два назад, охотно рассказывают проводники поезда Красноярск — Карабула, вагоны были почти пустыми — сейчас свободных мест нет. Едут строители, инженеры, чиновники, журналисты. Едут не обязательно в Кодинск (до которого от станции еще 180 километров по грунтовой дороге), ожило все так называемое Нижнее Приангарье. Строят новую ветку железной дороги, в прошлом году ввели первый в крае автомобильный мост через Ангару (а там, на правом берегу, — нефть и золото), пилят и перерабатывают лес — в том числе и тот, что был вырублен при строительстве трех новых линий электропередачи на 220 и 500 киловольт. Неподалеку, в Богучанском районе, строят алюминиевый завод, которому предназначена примерно половина мощности Богучанской ГЭС. Вместе они образуют «Богучанское энерго-металлургическое объединение» (БЭМО), по праву считающееся самым знаменитым и самым удачным примером частно-государственного партнерства в России.

Дорога в Кодинск, с какой бы стороны вы ни въезжали в город, проходит не только через пространство, но и через время. Здесь можно увидеть старую ЛЭП с деревянными столбами, исправно служившую городу и стройке около 30 лет, а через сотню метров — новенькие многометровые стальные конструкции и новейшую трансформаторную подстанцию. Местные жители, пережившие множество случаев аварийного отключения энергии и зимой, и летом, как никто другой знают цену надежному энергоснабжению и понимают значение строящейся ГЭС. Для них ГЭС и работа, и надежда на лучшее будущее для детей, и тридцать лет жизни.

 

После пуска отдохнем

На самой ГЭС тем временем все кипит в ожидании пуска, и чем холоднее становится за окнами машинного зала и служебно-производственного корпуса, тем жарче на рабочих местах энергетиков. Двенадцатичасовой рабочий день и раньше не считался на Богучанской ГЭС чем-то особенным, а в преддверии пуска главному инженеру станции Владиславу Демченко даже приходится иной раз придерживать пыл подчиненных — во время планерок он напоминает начальникам цехов и служб о необходимости хоть иногда отдыхать. Те в ответ кивают, но пуск станции, которая строилась 30 лет, является самой мощной из строящихся в России (3000 мегаватт и 17,6 млрд киловатт-часов выработки в год), а после пуска станет пятой по мощности в стране — это очень сильное переживание.

26 и 28 сентября на Богучанской ГЭС испытали подряд два гидроагрегата со станционными номерами 1 и 2. Такое в практике гидростроительства случается довольно редко, как правило, с пуском первого агрегата торопятся изо всех сил, а остальные вводят постепенно по мере готовности. С Богучанской ГЭС такого, видимо, не будет: хотя машинный зал еще не достроен, осталось не так много — над девятым агрегатом уже возводят стены и почти смонтировали кровлю, остальные восемь уже давно находятся в отапливаемой части машинного зала, а вокруг первых двух машин и отделочные работы почти завершены. Зал, в отличие от привычных промышленных интерьеров, будет светлым — белые металлоконструкции, бело-голубая отделка стен, полированный гранитный пол, золотистые крышки гидроагрегатов. На промышленный объект совсем не похоже.

Если пройти от монтажной площадки (или, если угодно, от левого берега) до восьмого агрегата (в сторону правого берега), можно, как в обратной съемке, увидеть разные стадии монтажа. Агрегаты №1 и 2 крутятся на холостом ходу — тут после сушки генератора уже перешли к высоковольтным испытаниям. Агрегат № 3 со дня на день пустят на холостом ходу и далее проведут по всем девятнадцати пунктам программы предпусковых испытаний. Близки к началу испытаний и агрегаты № 4 и 5, на них завершается монтаж вспомогательных трубопроводов, расположенных на генераторном этаже, то есть под полом машинного зала. Шестой агрегат совсем недавно, в конце сентября, был героем новостей — на нем смонтировали 950-тонный ротор, самую большую и самую тяжелую часть гидроагрегата. Ради такого случая оба крана машинного зала, грузоподъемностью по 525 тонн каждый, работали в сцепке — техническое оснащение и программное обеспечение позволяют это делать.

Председатель правления ОАО «РусГидро» Евгений Дод, посетивший Богучанскую ГЭС 5 октября, рассказал прибывшему вместе с ним губернатору Красноярского края Льву Кузнецову, что до конца 2012 года эксплуатационный персонал станции успеет испытать шесть первых агрегатов. А вот сколько их запустят — разговор отдельный: многое зависит от наполнения водохранилища, которое должно подняться до отметки 185 метров. Сотрудники службы режимов Богучанской ГЭС без устали повторяют многочисленным журналистам, зачастившим на станцию: 185 метров — это превышение уровня водохранилища над уровнем Балтийского моря, от которого у нас в стране считаются все высоты, реальная глубина нового рукотворного моря в створе ГЭС в этот момент будет около 45—47 метров. До выхода на полную мощность водохранилище должно будет подняться до отметки 208 метров, глубина будет около 70 метров, а объем — больше 52 кубических километров.

Да и три оставшихся агрегата нужно будет собрать. На агрегате № 7 собирают крышку турбины, и это его ротор сейчас стоит на стенде монтажной площадки. Агрегат № 8 начали монтировать совсем недавно — только что опустили в кратер рабочее колесо, начата сборка нижнего лабиринта, нижнего кольца и масляной ванны с подпятником. Монтажники, набившие руку уже на восьми машинах, готовы взяться и за последний, девятый, агрегат — а там, глядишь, и следующая ГЭС.

 

Работы хватит всем

Вопрос «что будет после пуска станции?» звучит в Кодинске довольно часто. Все жители города прекрасно понимают, что эксплуатационный персонал — не строители, его нужно гораздо меньше. Около пятисот человек, уточняет директор департамента управления персоналом ОАО «Богучанская ГЭС» Дмитрий Коровченко, который знает об этих людях все — кто они по профессии, какие вузы заканчивали, на каких станциях уже работали. Коллектив подбирается уникальный: помимо собственных кадров, выросших на строительстве и прошедших жесткий конкурсный отбор, приняты бывшие работники 20 действующих ГЭС Сибири — и снова лучшие из лучших.

Много среди них  людей сравнительно молодых, особенно ценятся недавние выпускники Саяно-Шушенского филиала Сибирского федерального университета. Это — энергетики по убеждению, некоторые выбрали профессию еще в детстве, глядя на родителей; другие — познакомившись со строящейся Богучанской ГЭС во время работы в стройотряде. Сейчас ОАО «РусГидро» занимается селекцией кадров буквально со школьной скамьи: компания в 2010 году разработала Концепцию опережающего развития кадрового потенциала «От новой школы к рабочему месту», направленную на выполнение стратегически важной задачи — подготовки инженерно-конструкторских кадров и дальнейшего развития гидроэнергетической отрасли. Кодинские подростки включаются в эту программу в нынешнем году: в октябре в рамках проекта «Энергия образования» для них проведут первые лекции сотрудники филиала «РусГидро» — «Корпоративного университета гидроэнергетики».

Взрослым жителям города после завершения стройки не придется снова браться за свои огороды, спасавшие многих во времена, когда строительство станции едва не прекратилось совсем. Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов заверил, что работы хватит: в программе освоения Нижнего Приангарья еще много дорог, комбинатов, линий электропередачи и подстанций — всего, как говорят в местном министерстве экономического развития, инвестпроектов на 450 млрд рублей. Проблема края уже сейчас не в том, чтобы жители могли найти работу, а в том, чтобы предприниматели могли найти достаточно рабочих рук для реализации всех своих планов. Но, по крайней мере, с пуском Богучанской ГЭС у предпринимателей уже не будет проблем с электроэнергией.

 

Михаил Новиков, cпециально для «Байкальских вестей».

Фото автора.

На фото: Богучанская ГЭС готова к пуску;

Губернатор Красноярского края Лев Кузнецов
и председатель правления ОАО «РусГидро» Евгений Дод
(пятый и шестой слева) в машинном зале

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии