Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Непраздный счастливец

04 мая, 2016

Актеру драмтеатра Александру Булдакову исполнилось 70 лет

Он не играл Фигаро, хотя, если был бы оперным артистом, конечно, не увернулся бы. Играл Труффальдино. Но шутливую жалобу севильского цирюльника — «Фигаро здесь, Фигаро там» — мог бы присвоить по праву.

1.jpg

Так же, как динамический герой Бомарше, он успевает служить театру в разных ипостасях с завидной энергией и вдохновением, несмотря на свой солидный юбилей. Терпеливая карга-старость давно отчаялась караулить его дома. Ей приходится тащиться вслед на утреннюю репетицию в драмтеатр, но там он вдруг исчезает, обескуражив старуху циничными афоризмами Вукола Наумыча в «Волках и овцах» или нервозным кривляньем Федора Карамазова.

От охлопковских стен после полудня незадачливая охотница ковыляет за Булдаковым в театральное училище, а туда ей и вовсе не проскользнуть — в страну без возраста, где всегда царят молодость и новизна. Здесь неуловимый объект плотно окружен шебутными подростками, захвачен кипучей творческой суетой. Шкандыбать за ним под вечер в «Подвал», где он руководит любительским молодежным камерным театром, у бедной хрычовки, понятное дело, и сил-то уже нет. Так она и остается с носом. Заслуженному артисту России Александру Булдакову, ветерану иркутской сцены, опытному режиссеру-педагогу, нет до нее дела. Он остается для нее недосягаемым, как всегда оставался неуязвимым для закулисных интриг и трагикомичных интрижек, для пустого блеска ярмарки тщеславия и прочих сопутствующих профессии патологий. Он начал свой путь под крылом Мельпомены шестнадцатилетним подмастерьем в Свердловском театре кукол. С тех пор — вот уже 55-й год — рыцарски верен капризной театральной музе. И, став признанным мастером, все еще беззаветно влюблен.

— Для меня Александр Анатольевич — воплощение нашей профессии, могучей «театральной» породы, — признается ученик Булдакова, актер, основатель молодежного камерного театра «Подвал» Сергей Помазан. — Все свои силы, энергию, время, ресурсы он отдает нашему делу. Он живет театром, не отвлекаясь, по большому счету, ни на что другое. Я учусь у него вот уже 16 лет: четыре года в училище и 12 лет как партнер в нашем «Подвале», на театральных курсах «Браво». За все годы не помню с ним ни одной скучной, «дежурной» репетиции. Он всегда удивляет колоссальным объемом информации о ремесле, причем самой свежей. Сколько он успевает смотреть новых постановок по всей России через Интернет, остается только удивляться. Он в курсе всего.

При этом у него завидный иммунитет на всякого рода модные экспериментаторские трюки, на погоню за мудреными перфомансами и прочей спекулятивной формалистикой. Думаю, что мне выпало редкое счастье. С любимыми учителями большинству приходится расставаться, а я этого избежал. Мой наставник и друг рядом, мы работаем вместе, ищем новые идеи, фантазируем, ставим, лепим свою маленькую театральную планету.  Я считаю, что такого уровня театральных педагогов, пожалуй, в Сибири немного. 

Вслед за Сергеем признаться в любви к своему мастеру могут очень многие. В Иркутском театральном училище как педагог по мастерству он благословил уже шесть выпусков, сейчас трудится с седьмым. В труппе драмтеатра имени Н.П. Охлопкова, где Александр Булдаков — один из ведущих актеров, работают 22 человека, в профессиональном становлении которых он принимал участие. В Иркутском ТЮЗе таких ребят шестеро.

Недавняя премьера охлопковцев — камерный спектакль «Брат Иван»— вообще особая история: учитель играет в окружении своих учеников. Булдаков — Карамазов-старший здесь самый возрастной и титулованный актер, все остальные — молодежь, его выпускники и студенты. Поставил размышление по роману Достоевского студент режиссерского отделения московской «Щуки» Дмитрий Акимов, который со своей инсценировкой этого сложного произведения выиграл грант Всероссийского конкурса молодежных проектов. Постановка получилась упругая, будоражащая, наполненная зримой человеческой болью и озаренная спасительным светом.

2.jpg

Диму Акимова, одного из центровых на сегодня актеров охлопковской труппы, несколько лет назад мэтр Булдаков увидел на Ольхонском фестивале любительских коллективов, заметил и соблазнил на тернистый театральный путь, приняв беглого студента «политеха» сразу на третий курс театрального училища. Есть у него и на нынешнем курсе «звездочки», зачисленные экстерном. А вообще, мастер проповедует формулу дарования из расчета 5 процентов таланта и 95 процентов — добросовестной пахоты. Без дисциплины, без самоорганизации, без соленого пота, он убежден, в театре делать нечего.

Сам он учился долго: поступил в Свердловское театральное училище в 1964 году, потом учебу прервали три года армии, и лишь в 1972 году закончил. Позднее была учеба в ГИТИСе по специальности «режиссер-педагог», двухгодичные стажировки в качестве постановщика сценического движения у таких величин, как Андрей Дрознин, Николай Карпов, Аркадий Немировский, блестящий мим Илья Рутберг.

Немногие поклонники Булдакова знают, что он — практически главный эксперт у нас в регионе по сценическим боям. Аркадий Немировский утверждал, что «в каждом мужчине должен жить мушкетер», похоже, с этим всегда интуитивно был согласен и наш герой. Когда в Иркутском ТЮЗе ставили инсценировку «Трех мушкетеров» Марка Рехельса, молодой артист Саша Булдаков практически сам вызвался поставить драки. Ведь еще в Свердловске ему выпала удача поучиться у двух мастеровитых педагогов по фехтованию, один из которых представлял питерскую школу Ивана Коха, а другой — традицию московского фехтмейстера Аркадия Немировского. Режиссер Лев Титов решил дать «самозванцу» шанс. В театральном общежитии на Грязнова забыли покой: пылкие тюзовцы Володя Гуркин (будущий драматург, автор нетленки «Любовь и голуби»), Виталик Зикора (ныне народный артист России, звезда «Ленкома»), Слава Казименко, другие горячие головы — далеко за полночь фехтовали с неистовым Булдаковым в гулкой пустой комнате. Но дело того стоило. Отменные бои на шпагах даже московские критики называли яркой изюминкой спектакля. С тех пор Булдакову стали доверять все сценические схватки. Почти все боевые потехи в иркутских театрах — его рук дело.

Вообще с этим человеком, с его волей, фантазией и квалификацией связаны самые невероятные всплески и протуберанцы иркутской театральной истории. В 2009 году в нашем городе яркой кометой взорвался французский мюзикл Жерара Пресгурвика «Ромео и Джульетта», который Александр Булдаков поставил в качестве дипломного спектакля для своего курса в театральном училище. Кто видел — не забудет никогда. И неожиданно качественного пения на удивление голосистых юных артистов, и живых, насыщенных эмоций на сцене, и невообразимого пространства, расчерченного пружинистыми резинками, которые меняли его от мизансцены к мизансцене, перекрещиваясь, скручиваясь, завиваясь и путаясь. Недаром этот удивительный спектакль потом целый сезон каждую неделю шел в музыкальном театре имени Н.М. Загурского.

А чуть позже в ресторане «Бродвей» тот же театральный авантюрист Булдаков со своими поющими выпускниками отважился затеять «Чикаго» Джона Кандера. В Доме актера шла булдаковская постановка пьесы Нины Садур «Чудная баба», постановка в высшей степени «чудная» и фантастическая. Всю эту «русскую национальную галлюцинацию» современного драматурга сопровождала невообразимая музыка: ребята пели «Перезвоны» Валерия Гаврилина под гармонически настроенные чугунные трубы!

Десять лет наш герой был главным режиссером в уникальном детском музыкальном театре лицея № 47 «Синяя птица», где поставил изумительный одноименный мюзикл иркутского композитора Сергея Маркидонова по пьесе Метерлинка, а потом и «Оливера» Лайонела Барта на английском языке.

— Это был исключительный для провинции опыт, — вспоминает юбиляр. — Когда на детский любительский коллектив работала целая плеяда состоявшихся театральных мастеров. — Вокалом заправляла заслуженная артистка России Наталья Головина из филармонии, за хореографию отвечали солист и балетмейстер музтеатра Олег Кишишьянц и тогда еще балерина Людмила Цветкова, за оформление — главный художник ТЮЗа Светлана Пекарина, музыкальный «бал правил» Маркидонов, драматическую часть вел ваш покорный слуга. Это, конечно, заслуга директора лицея Валерия Степанова, который сам возил нам ткани для костюмов и декораций из Китая, устроил в школе костюмерный цех, собрал всех нас в этот чудесный оазис творчества. Тут случались подлинные сценические открытия и победы.

Сегодня оазисом абсолютно свободного от внешних форматов художественного поиска является для Булдакова заповедный «Подвал» Сергея Помазана и Ольги Кашкаревой — его единомышленников и учеников. Завсегдатаи этого маленького театра становятся свидетелями удивительных сценических построений и высказываний. Здесь идут почти документальное «Дознание» Петера Вайса о процессе над нацистскими палачами Освенцима; мелодраматический моноспектакль «Равнодушный красавец», созданный когда-то Жаном Кокто персонально для Эдит Пиаф; «Формат 3D» по пьесе Кшиштофа Бизе, где три героини синтезируются в одной актрисе и, напротив, одна развоплощается в двух исполнительницах. Здесь скоро произойдет на глазах изумленного зрителя абсолютно новая история Бальзаминова из позапрошлой комедии Островского. Словом, в этой автономной фата-моргане много-много диковин и чудес…

3.jpg

И все же для нас, зрителей, Александр Булдаков — прежде всего любимый артист, всегда достоверный в переживаниях, узнаваемый и неожиданный, не разочаровывающий никогда. Те из нас, что постарше, помнят его расцвет в театре юного зрителя, где он переиграл почти все главные романтические роли в ключевых постановках мощных режиссеров — Льва Титова и Вячеслава Кокорина, Ксении Грушвицкой и Бориса Преображенского, где он мужал и набирался опыта. Поколение помоложе знает его по драмтеатру, с которым он связал свою судьбу с 1993 года. Без него немыслимы сегодня охлопковские «Волки и овцы», «Завтра была война», «Елизавета Бам», «Брат Иван». Он — сорежиссер таких впечатляющих постановок, как «Орфей и Эвридика», «Гроза», «Тартюф», «Вечно живые».

— Никогда не забуду свой интереснейший опыт в спектакле Сергея Болдырева «Хвала тебе, чума!» — с азартом говорит лицедей. — Я там играл Скупого рыцаря, а минут через пять после этой миниатюры выходил уже Моцартом. Такой гигантский внутренний «прыжок» надо было совершить! Художник Александр Плинт сделал помост, лестницу, шесть сундуков на колесиках, было где разгуляться… Я появлялся, покашливая, разжигал свечи, колдовал у сундуков… Потом пошло-поехало: опускалась люстра, я хватался за нее, воспарял ввысь… «Я царствую! … Послушна мне, сильна моя держава!» Потом  бухался оттуда… Потом финал. Я исчезаю. И пока Сальери говорит свой первый монолог, я преображаюсь за кулисами — и перед зрителем Моцарт, молодой, окрыленный: «Нас мало, избранных, счастливцев праздных…». Тот спектакль я вспоминаю, как захватывающее приключение!

Глаза маэстро блестят, в голосе слышны мальчишеские нотки. Главное свое счастье — счастье самореализации — этот мужчина в жизни обрел. А заодно помог обрести и многим своим питомцам, профессионалам и любителям. Он единожды и счастливо женат, у него два сына, уже почти взрослые внук и внучка. Правда, традиционные дедовские занятия с трудом вписываются в расписание. Ни автомобильным фанатом, ни спортивным, ни дачником-«садистом» он с годами не стал. «Он знал одной лишь думы власть, одну, но пламенную страсть» — театр, театр, театр…

— Александр Анатольевич — хранитель и носитель бесценной актерской традиции великого Станиславского, — говорит Сергей Помазан. — Он учился у Георгия Николаевича Полежаева, который принял заветы ремесла из рук самого Константина Сергеевича. Посмотрите, как это, в сущности, близко. Через Булдакова и мы становимся наследниками создателя знаменитой актерской системы. Мы — практически «правнуки» гения, первого народного артиста СССР! Это честь и ответственность. И это самое увлекательное и прекрасное, что, в частности, со мной случилось на свете!

Случилось и с нами. Нам повезло быть земляками и современниками этого талантливого труженика сцены, видеть его актерские роли, смотреть его режиссерские спектакли, даже при желании отважиться и прийти к нему за волнующей лицедейской наукой.

Марина Рыбак, «Байкальские вести».

Фото Анатолия Бызова.

На фото: Александр Булдаков

В роли Михея Крутицкого (комедия
А.Н. Островского «Не так? Живем как хочется!»);

Со студентами театрального училища

 

           

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии