Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Фундамент областной экономики

16 сентября, 2013

 

Независимость Иркутскэнерго: причины и последствия

 

10 сентября 2013 года исполнилось двадцать лет решению Конституционного суда Российской Федерации о неконституционности Указа президента РФ от 15 августа 1992 года «Об организации управления электроэнергетическим комплексом Российской Федерации в условиях приватизации». Это решение позволило энергосистеме Иркутской области сохранить свою относительную независимость и создало уникальные условия для региональной экономики. На прошлой неделе участники событий 20-летней давности, принимавшие непосредственное участие в судебных заседаниях и готовившие обоснование позиции областной администрации, собрались за круглым столом и обсудили последствия принятого решения.

В дискуссии приняли участие бывший председатель Иркутского областного Совета народных депутатов Виктор Игнатенко, экс-заместитель губернатора Юрия Ножикова по правовым вопросам Юрий Курин, экс-генеральный директор ОАО Иркутскэнерго, заслуженный энергетик РФ Виктор Боровский и другие эксперты.

Открыл встречу рассказ Виктора Игнатенко, который в момент подписания указа находился в отпуске в Амурской области и ввиду отсутствия в то время чего-либо более сложного, чем стационарный телефон, узнал о происходящем довольно поздно. Сразу после возвращения в Иркутск Виктор Игнатенко принял участие в совещании областного руководства, сформулировавшего единую позицию по поводу этого указа. Суть этой позиции была предельно проста: в области находится слишком много энергоемких производств, чтобы согласиться на предложенный  вариант акционирования энергосистемы и фактическую утрату контроля за отраслью со стороны областных властей. Географическое положение области почти в центре Евразии в сочетании с экспортной ориентированностью продукции означает, что у экономики региона должен быть хоть какой-то козырь в виде тарифа на электроэнергию — иначе товары станут неконкурентоспособными.

Отдельную проблему представляли отношения между энергетикой в целом и теплоэнергетикой. Попытки разорвать отношения между частями единого комплекса к тому моменту уже были известны и приводили только к проблемам. Поэтому администрация Иркутской области выступала против того, чтобы убыточную и социально значимую тепловую энергетику отправляли в автономное плавание свободного рынка. Начались переговоры между областной администрацией и правительством Российской Федерации, причем федеральную точку зрения отстаивал лично Виктор Черномырдин. В личном архиве Виктора Игнатенко хранятся несколько протоколов, отражающих всю сложность и напряженность борьбы, — часто в этих протоколах говорится, что стороны не пришли к единому мнению. Администрация области пыталась искать союзников в других регионах, однако Татарстан, которым руководил Ментимир Шаймиев, провел акционирование самостоятельно и без оглядки на федеральный центр, а союзником области оказался только Красноярский край.

Виктор Игнатенко в общении с федеральными чиновниками пришел к выводу, к которому он постарался склонить и главу администрации Юрия Ножикова: на политическом поле переиграть президента Ельцина невозможно, но остается Конституционный суд. После консультаций с рядом экспертов Виктор Игнатенко принял участие в первом в своей жизни судебном заседании — и сразу в Конституционном суде.

— Спор шел об экономических основах федерализма, — вспоминает доктор юридических наук Игнатенко. — Это был первый процесс такого рода, но не последний. Я хорошо помню, как волновался в суде Виктор Митрофанович Боровский, который говорил о технологических процессах; помню выступление Юрия Абрамовича Ножикова, говорившего об экономике. Нельзя забыть наши консультации по самому широкому кругу вопросов с различными экспертами — мы даже энергетическое законодательство отдельных штатов США просмотрели. Процесс шел несколько дней, а мы все это время жили в гостинице «Россия». Последнее заседание, которое вел Валерий Зорькин, перенесли на несколько дней раньше от назначенной даты. Я, как всегда, записывал его слова, чтобы потом осмыслить и использовать, но когда он сказал: «Указ президента признать неконституционным…», то сразу записывать перестал — все равно этот документ должен был стать историческим. Сразу пошел в  канцелярию и потребовал выдать мне этот документ в письменном виде.

 


— Не зря мы тогда уцепились за вопросы энергетики, — констатировал руководитель Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А.Ножикова, заслуженный юрист РФ Юрий Курин. — У нас обстановка такова: кто владеет энергетикой, тот и владеет Иркутской областью. Что бы ни происходило в последние годы — борьба за пост губернатора, борьба за пост спикера, борьба за пост руководителя регионального отделения «Единой России», — все это происходило в свете интересов энергетической отрасли. Мы все понимали, что нельзя оставлять без внимания энергетику.
 

Рассмотрение дела в Конституционном суде показало региональному руководству: в области есть интеллектуальный потенциал, но в деле правового обеспечения, в деле юридического обоснования позиций администрации область сильно отстает. Именно после этого Юрий Ножиков подписал распоряжение о создании Института регионального законодательства, ставшего образцом для еще четырех таких же институтов в других регионах. Главный аргумент администрации области заключался в том, что разграничение прав государственной собственности является предметом совместного ведения федерального центра и региона. Эта формула позднее была включена в федеративный договор и Конституцию РФ, а придумана именно в Иркутске. Для этого, правда, пришлось уговаривать руководителей регионов и подписывать дополнительные протоколы к федеративным договорам, но все трудности были преодолены и позволили в конечном счете достичь успеха.

— Однажды, когда Юрий Абрамович был уже на пенсии, — вспоминает Виктор Игнатенко, — мы с ним встретились, вспоминали прошлое, и он мне сказал: «Если однажды нас спросят, что мы сделали во власти, мы сможем в ответ спросить: а какие тарифы вы платите за электроэнергию? Одно это оправдывает нашу деятельность, все эти мучения и битвы».  К сожалению, некоторые позиции были позднее утрачены, но если бы мне надо было повторить те события, я бы действовал точно так же. Но повторить их я бы не хотел…

Юрий Курин напомнил собравшимся о других датах, которые надо бы отметить в 2013 году, — в том числе 20-летие Конституционного совещания и 20-летие принятия Конституции РФ на всенародном референдуме.

— Не зря мы тогда уцепились за вопросы энергетики, — констатировал руководитель Фонда сохранения памяти и развития наследия первого губернатора Иркутской области Ю.А.Ножикова, заслуженный юрист РФ Курин. — У нас обстановка такова: кто владеет энергетикой, тот и владеет Иркутской областью. Что бы ни происходило в последние годы — борьба за пост губернатора, борьба за пост спикера, борьба за пост руководителя регионального отделения «Единой России», все это происходило в свете интересов энергетической отрасли. Мы все понимали, что нельзя оставлять без внимания энергетику.

Юрий Курин напомнил, что позиция руководства региона была подкреплена не только юридическими и техническими аргументами, но и мнением жителей области. Каждый сотрудник администрации и руководители областного совета выступали перед научными и трудовыми коллективами, разъясняли позицию области в энергетическом споре и оформляли решения этих собраний в виде резолюций. Все эти резолюции позднее были приложены к заявлению, поступившему в Конституционный суд, и стали одним из тех «грузиков», которые смогли перетянуть чашу весов Фемиды в пользу области. Область была — пусть в своеобразной форме – консолидирована, и эту единую позицию смогли предъявить федеральному правительству.

— Как ни странно, на нашей стороне оказались в то время и ведущие олигархи, за исключением разве что Березовского, который занимался другими делами, — вспоминает Юрий Курин. — И как только состоялось решение Конституционного суда, так сразу началась скупка акций у рядовых акционеров и все остальное.

По мнению Юрия Курина, 90-е годы прошли для Иркутской области «сравнительно безболезненно» именно потому, что была самостоятельная тарифная политика, а если сейчас жители Иркутской области не чувствуют себя лучше по сравнению с жителями других регионов, то это именно потому, что «маржу»  «кто-то присваивает», и надо бы разобраться — кто и когда.

— Я не думаю, что правительство области и Законодательное собрание нужно оставлять наедине с этими проблемами, — сказал в заключение Юрий Курин, — мне кажется, что общественность Иркутской области должна держать эту тему под своим постоянным контролем.

Участники круглого стола весьма эмоционально обсудили проблемы научного сопровождения работы энергетики, формирования долгосрочных программ развития отрасли и самое главное — исполнения органами власти рекомендаций ученых и экспертного сообщества. Виктор Боровский, прошедший все стадии, какие только можно представить (он был и руководителем Иркутскэнерго, и председателем Законодательного собрания, и экспертом по отрасли), привел в качестве примера того, что могло случиться в 1993 году, энергосистему Красноярского края. Там руководство оказалось не столь последовательным, как в Иркутской области, в результате чего энергетические предприятия акционировали не как составные части единой схемы, а как самостоятельные предприятия. Сразу после этого тариф на электроэнергию вырос в два раза, целостность системы была разрушена.

Как ни странно, но даже руководители отдельных иркутских ГЭС (о ТЭЦ речь и не шла, они как никто понимали важность сохранения единой системы) отказались акционироваться самостоятельно. Возможно, сыграла свою роль как раз судьба красноярской энергосистемы, о которой в то время уже знали.

— Если отталкиваться от того периода, когда я уходил с поста директора Иркутскэнерго,  и увеличивать тот тариф строго на величину инфляции, сейчас мы бы имели тариф для населения всего 25 копеек, — подсчитал Виктор Боровский. — Если бы тарифы росли на 15 процентов в год, то сейчас был бы тариф 50 копеек. Нужно разобраться, когда и почему руководство области утратило данное ему преимущество.

Участники круглого стола не могли не согласиться с этим заявлением, тем более что в Комитете по энергетике Государственной думы сейчас работают уже четыре депутата, представляющие именно Иркутскую область. Имея такой ресурс, губернатор — разумеется, с привлечением экспертов — сможет не только составить ясное представление о положении дел, но и повлиять на ситуацию в положительную для населения сторону.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии