Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

ФАС уполномочен заявить...

04 апреля, 2011

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области просит журналистов и общественность поддержать свои инициативы

 

31 марта заместитель руководителя управления ФАС по Иркутской области Александр Кулиш собрал пресс-конференцию, чтобы поделиться с журналистами плодами долгих раздумий сотрудников управления. Инициатив созрело две: антимонопольная служба просит журналистов принять участие в агитационном месячнике против ненадлежащей рекламы электронных сигарет, а профессионалов рекламного рынка и активистов общественных организаций приглашают в экспертный совет при УФАС.

Первая инициатива (сильно, надо сказать, запоздавшая) появилась в конце марта 2011 года, после многих месяцев активной торговли электронными сигаретами в аэропорту Иркутска и многих супермаркетах. Объясняется это тем, что именно сейчас центральный аппарат ФАС наконец-то сформулировал свое отношение к происходящему и в плане рекламы приравнял электронные сигареты к обычным.

Нисколько не оправдывая использование электронных сигарет, в которых, по мнению ФАС, «могут содержаться никотин и другие вещества из состава табачных изделий», хотелось бы все-таки сказать, что привычка эта гораздо менее отталкивающая, чем обычное курение, с которым, кстати, никто особо не борется.  От «фонариков», как их окрестила молодежь, по крайней мере, нет такой вони и не остается окурков.

Отныне, впрочем, по решению ФАС электронная сигарета твердо поставлена на одну полку с трубками, кальянами, сигаретной бумагой, зажигалками и полностью попадает под статью 23 Федерального закона «О рекламе». В соответствии с этой статьей реклама электронных сигарет не может размещаться на стабильных рекламных конструкциях, адресоваться несовершеннолетним, побуждать к курению, размещаться в теле- и радиопрограммах, в общественном транспорте, находиться ближе 100 метров от детских, образовательных, медицинских и прочих общественно значимых учреждений.

Объявленный УФАС месячник пройдет под девизом «Долой электронные сигареты с баннеров и плакатов!». В наше время, когда реклама в Интернете как раз догнала по объемам рекламу в печатных СМИ, а по эффективности наверняка превосходит рекламу в телеэфире (хотя бы потому, что потенциальные потребители модных игрушек времени у монитора проводят больше, чем у телеэкрана), это означает лишь то, что СМИ должны будут заниматься малоэффективной работой на благо УФАС.

Речь не идет об антитабачной пропаганде, никто не говорит о борьбе с курением — нас призывают бороться с неправильной рекламой. На фоне других общественно значимых проблем нашей страны неправильная реклама одного вида товаров, к тому же очень специфического и не пользующегося бешеным спросом, право, такая мелочь... К тому же даже эта заметка невольно становится рекламой для порицаемого УФАС продукта: хотим мы того или нет, но среди читателей наверняка найдутся те, кто впервые узнает об электронных сигаретах именно от нас, узнав — заинтересуется, а заинтересовавшись — купит. А представьте эффект от серии публикаций в нескольких десятках изданий в течение месяца... Так боремся мы с рекламой или делаем ее?

 

Изрядная доля растяжек и баннеров в Иркутске размещена абсолютно нелегально, и городской комитет по управлению муниципальным имуществом занят розыском их владельцев. Самый анекдотический случай произошел с рекламным экраном, расположившимся в сквере имени Кирова аккурат напротив здания мэрии: он простоял на своем месте не один год, а сейчас выяснилось, что многометровая конструкция установлена нелегально...

 

Инициатива УФАС по созданию экспертного совета была сформулирована при анализе итогов круглого стола «Реклама — дело тонкое», прошедшего еще прошлой осенью. Машина антимонопольной службы работает медленно, но надежно: в то время как при центральном аппарате и многих региональных управлениях такие советы действуют (а в Иркутской области они есть при множестве правоохранительных и государственных структур), иркутское управление только планирует обратиться к общественным организациям, образовательным учреждениям и представителям рекламного бизнеса с предложением принять участие в работе нового совета.

С самого начала возникает вопрос: если отклик будет массовым (а с учетом многомиллионных оборотов рекламного бизнеса иначе и быть не может), то как определить, кто именно имеет приоритетное право на участие в совете? Александр Кулиш ответить на этот вопрос не смог, зато объяснил, что полномочия совета будут определены в положении, которое напишут в УФАС.

Сотрудники антимонопольной службы полагают, что совет сможет высказать рекомендации и пожелания в адрес рекламодателей, которые используют в своей работе рискованные ходы с двусмысленными словами, сленгом и матом. Что помешает таким рекламодателям проигнорировать упреки совета — непонятно, а пока УФАС применит к рекламодателю свои полномочия, пройдет немало времени и как раз подоспеет пора менять рекламу.

С владельцами рекламных площадей ситуация еще смешнее: изрядная доля растяжек и баннеров в Иркутске размещена абсолютно нелегально, и городской комитет по управлению муниципальным имуществом занят розыском их владельцев. Самый анекдотический случай произошел с рекламным экраном, расположившимся в сквере имени Кирова аккурат напротив здания мэрии: он простоял на своем месте не один год, а сейчас выяснилось, что многометровая конструкция установлена нелегально.

Можно с полным основанием предположить, что чем активнее будет работать экспертный совет со своими порицаниями и замечаниями, тем скорее рекламный бизнес уйдет в тень: если уж от КУМИ и налоговой скрываются, то от общественного совета — и подавно...

С другой стороны, никто не даст гарантии, что члены экспертного совета не будут использовать свое положение для борьбы с конкурентами. Если взять в качестве примера судебную практику по делам об экстремизме, то там сведение счетов между учеными-этнографами, филологами и историками происходит сплошь и рядом.

Что помешает одной группе работников рекламного бизнеса активно «дружить» против другой? Ровным счетом ничего, и даже общественность не сразу сообразит, что именно происходит, потому что, прикрываясь, как щитом, словами «этика», «эстетика» и «нравственность», можно проворачивать какие угодно дела сколь угодно долго.

Поэтому приходится в очередной раз спрашивать: а кто проконтролирует контролеров?!

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии