Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Фантазия у стен буддийского храма

21 мая, 2012

 

 

Юному «Иркутскому квинтету» аплодировали в Японии

 

Успешно завершились японские гастроли солистов Губернаторского симфонического оркестра областной филармонии в рамках международного музыкального форума «Русь священная». «Иркутский квинтет», а именно этот коллектив объехал шесть японских городов, вернулся окрыленным.

О своей поездке журналистам рассказали руководитель ансамбля Данила Янковский, а также участники делегации — представитель министерства культуры и архивов Иркутской области Алексей Худяков, заместитель председателя Иркутского отделения общества «Россия — Япония» Анатолий Марков и директор филармонии Дмитрий Поблинков.

Одним из основных условий гастролей было исполнение исключительно русской музыки, поэтому коллектив, совершенно юный по возрасту — ему меньше года, подготовил программу, в которую вошли сочинения Танеева, Глазунова, Бородина, Прокофьева, Глинки, а также собственные обработки русских народных и популярных песен для такого состава.

Кстати, о составе. Это четыре струнных инструмента и духовой. Андрей Шевченко и Валерия Янковская (скрипка), Юрий Лень (альт), Константин Зуев (виолончель) и Данила Янковский (кларнет). Он же — создатель и художественный руководитель квинтета.

Как рассказывает Данила, после чрезвычайно трудного многочасового перелета музыканты сумели мобилизоваться и за пять дней дали концерты в шести разных залах.

— В принципе это очень здорово, что солисты Губернаторского симфонического оркестра Иркутской филармонии смогли принять участие в большом международном фестивале, который проходил в префектуре Исикава в Японии, — делится впечатлениями и информацией Алексей Худяков. — Оргкомитет этого международного музыкального форума попросил направить туда иркутских музыкантов. Вообще, уже несколько лет обществом «Байкал — Япония» ведутся переговоры о гастролях Губернаторского симфонического оркестра в Японии. Уже был в Японии камерный оркестр, отдельные солисты. Мы продвигаем эту идею, но ведь оркестр — это огромный коллектив!

Этот фестиваль существует 18 лет, и первый свой старт он получил во Франции, в городе Нанте. Постепенно он менялся и проходил одновременно в нескольких странах. Нынешний фестиваль — под названием «Русь священная» — также стартовал во Франции, затем следуют Испания, Япония, Польша, Бразилия...

Вообще он посвящен памяти жертв великого восточного землетрясения марта 2011 года, хотя никаких траурных оттенков у него не было. У фестиваля есть особенности: он проходит в режиме нон-стоп, музыкальные произведения исполняются во всех концертных залах одновременно, продолжительность концертов не должна превышать часа, билеты — недорогие и доступны для всех.

Наши музыканты побывали в шести городах префектуры Исикава.  Одна существенная деталь: недалеко от центра префектуры находится знаменитый буддийский храм, которому 400 лет, на праздник музыки сюда приехали потомки основателя этого храма, и иркутским музыкантам в порядке исключения была предоставлена честь играть у его подножия, что категорически не допускается по буддийским традициям. И теперь эта картина так и стоит перед глазами: яркое солнце, храм, кругом изображения Будды — и «Вальс-фантазия», звучащая в исполнении нашего «Иркутского квинтета». И вдруг — порыв ветра, полетели ноты, но музыканты ни на миг не прервали игру, и музыка продолжала звучать, — рассказывает Алексей Алексеевич.

Тот факт, что квинтет состоит из солистов Губернаторского оркестра, подчеркнул директор филармонии Дмитрий Поблинков:

— Гордостью филармонии и всей Иркутской области является Губернаторский симфонический — это наше достояние, и в сознании слушателей-иркутян он по праву ассоциируется с высочайшим уровнем исполнительского мастерства. В составе оркестра сегодня немало зрелых, талантливых инструменталистов, пришли в коллектив и молодые музыканты, в частности кларнетист Данила Янковский, который представляет новосибирскую исполнительскую школу.

Все это позволяет музыкантам исполнять совершенно новые произведения и создавать новые коллективы, каковым стал камерный «Иркутский квинтет», созданный Данилой Янковским. Я благодарен министерству культуры, которое финансировало этот проект, обществу «Байкал — Япония», которое обеспечивало всю организацию, а это сегодня очень сложно. Мы, как показала практика, достойны выступать в лучших залах Европы и Азии. И эти удачные гастроли квинтета позволяют надеяться, что в скором будущем окажется возможной и поездка всего коллектива Губернаторского оркестра.

Данила Янковский:

— Мы узнали о фестивале и о поездке в Японию в сентябре, когда на счету у нашего коллектива было не так много серьезных выступлений. И перед нами встала непростая творческая задача — подготовить программу концертов, причем только из музыки русских композиторов. А для такого состава, как наш ансамбль, русской музыки написано не так уж много.

Мы много работали, искали и разучивали музыку, какие-то переложения сделал для квинтета наш виолончелист Константин Зуев, и, как мы впоследствии убедились, репертуар у нас сложился вполне достойный. Я до этого бывал в Японии, много слышал и кое-что знаю о японской культуре и о том, как сами японцы к ней относятся. Если сравнивать японскую публику, скажем, с европейской, то надо признать: она намного тоньше и лучше разбирается в искусстве.

Когда мы прилетели на место, размах фестиваля поразил нас.  На нем было представлено шесть симфонических оркестров — в основном из Японии, Тайваня и один российский, с Урала. Были камерные ансамбли из Франции, были солисты из Москвы.

Что меня еще поразило — это, конечно, концертные залы.  Мало сказать, что они очень вместительные. Они удивительно приспособлены и для слушателей, и для музыкантов, и для ведущих — продумано все до мелочей. Скажем, только что на площадке играл крупный симфонический оркестр, следующий выход наш — и для нашего камерного состава за несколько минут готово все, потому что выходит человек с аппаратурой, который меняет всю акустику, и мы — звучим!

Удивляет, к примеру, и то, что на одном небольшом «пятачке» Канадзавы расположены три крупных концертных зала. В каждом зале в один день исполнялось в среднем пять концертов. Все залы заполнены процентов на 95, билеты, как уже говорилось, доступны по цене.

Что еще останется в памяти, так это пунктуальность, в которой мы убедились, когда стояли за сценой. В афише указано: концерт начинается в 11.00. Минутная стрелка достигает цифры «12», на сцену секунда в секунду выходит ведущий — и программа начинается. Для музыканта это очень важно: любая, даже вынужденная, задержка в 15 минут приводит к тому, что он, стоя за кулисами, перегорает и уже не так свободен и раскован на сцене, ему труднее собраться «в который раз».

Спасибо министерству и руководству филармонии за то, что не побоялись возложить на нас такую ответственность. Мы читали отзывы критиков и публики, слышали мнения коллег и поняли, что выступили достойно, на уровне.

Гастроли позади, и наши музыканты будут вспоминать не только свои музыкальные и фестивальные впечатления, но и те немногие часы в парке Канадзавы, экскурсию по храму, прогулки по городу... Они жили в настоящем японском отеле со всеми тонкостями и особенностями национального быта, ритуалов, кухни.

— Япония кардинально отличается от всех стран, так что можно смело сказать — это совершенно другой мир, — отмечает Данила Янковский. — Кажется, нам удалось покорить сердца жителей Страны восходящего солнца. Люди, особенно представители старшего поколения, в попурри на темы русских песен узнавали «Подмосковные вечера» и другие напевы, бурно аплодировали и даже пытались подпевать мелодию «Катюши». А зажигательно исполненный «Вальс-фантазия» Михаила Глинки стал визитной карточкой коллектива в этой самобытной и экзотической стране.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Создатель и художественный руководитель
«Иркутского квинтета» Данила Янковский

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии