Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Это больше чем джаз!

21 марта, 2011

 

Иркутск ждет концертов грузинской сирены и камерунского кудесника

 

Апрель — пора не только последних капелей и первых грачей, но и месяц головокружительных музыкальных проектов.  Продюсерский центр «Доктор Джаз», возникший на базе одноименного иркутского ансамбля, нынче отмечает десятилетний юбилей, но все яркие события приурочивает к другому, старшему юбилею — 350-летию Иркутска.

Эта тема станет лейтмотивом всего музыкального года, но ярчайшие события, повторяю, придут к нам уже в апреле.

В начале месяца — возвращение в Иркутск «грузинской сирены», как называют ее в прессе, — бесподобной Нино Катамадзе, которую иркутские любители музыки знают давно — по записям и с недавних пор — лично: в феврале прошлого года артистка приезжала в Иркутск с концертом, который с колоссальным успехом прошел на сцене музыкального театра.

Нино Катамадзе еще молода, ей нет и сорока. Родилась в Грузии, в городе Кобулети. Она долго готовилась к своему музыкальному дебюту. Выйдя впервые в жизни к микрофону четырехлетним ребенком, получив потом музыкальное образование, и не одно, она тем не менее свою профессиональную карьеру начала достаточно поздно, в 27 или 28 лет, — в таком возрасте многие музыканты и вокалисты уже покидают сцену.

Осознанный дебют ее состоялся в 2000 году: она выступила на престижном международном джазовом фестивале в Тбилиси и вместе со своим трио «Инсайт» стала открытием фестиваля, после чего ее карьера бурно пошла в гору. В 2001 году она получила приглашение на первые гастроли, давала концерты в лучших концертных залах Лондона и Эдинбурга, выступила на радио BBC...

Вскоре ее узнала Европа, а дальше — больше. По итогам 2002 года Нино Катамадзе получает очень престижную премию «Овация» сразу в трех номинациях: лучшая певица года, лучший автор-исполнитель года и лучшая оригинальная музыка года.  Она стала принимать участие в громких пафосных московских фестивалях, были другие фестивали, а также совместный тур с другим престижным музыкантом, Ришаром Бона, и поездка с ним в США.

Записала альбомы с «Инсайт»: Ordinary Day (2003), Nino Katamadze & Insight (2004), Black и White (2006), Blue (2008), а также саундтреки к нескольким фильмам, в том числе «Дорога к Спасителю», «Оранжевое небо», «Жара», «Домовой», «Трасса М 8», «Убить Короля».

Знают любители джаза и Ришара Бона. Проехавшие, как мы уже говорили, в совместном туре вместе с Нино Катамадзе многие штаты США артисты и нынче едва не сошлись в пространстве и времени: на иркутской сцене Нино появляется в начале апреля, Ришар — в конце.

Ришар Бона родился в восточном Камеруне, его родная деревня была наполнена музыкой. Его дед был певцом и сказителем, и именно он преподал мальчику самый первый урок — в музыке должно содержаться повествование.

Когда в детстве Бона болел холерой, звуки балафона смягчали его страдания. Бона выздоровел и был очарован этим инструментом, а вскоре мальчик сделал себе свой собственный балафон, на котором играл по двенадцать часов в сутки. В возрасте пяти лет он впервые прилюдно запел в церкви.

Когда Бона устал от балафона, он сделал себе 12-струнную гитару, используя в качестве струн тормозные ремни от велосипеда. Он понял, что может легко научиться играть на чем угодно, только наблюдая за тем, как играет кто-то другой.

В 1980 году некий француз открыл в местном отеле клуб. Этот человек привез с собой в Камерун 500 джазовых альбомов, и Ришар прослушал их все, самостоятельно учась читать и писать музыку. Когда он добрался до альбома Джако Пасториуса, он был ошеломлен стилем его игры:

— Раньше я и не думал даже играть на басах, но когда я услышал эту музыку, то даже пошел проверить скорость пластинки. Я думал, что она крутится быстрее, чем нужно.

Естественно, он попробовал сыграть так же. И к моменту ухода из деревни одиннадцатилетний мальчик уже имел репутацию человека, умеющего играть на любом инструменте — флейте, ударных, балафоне, гитаре...

А вскоре он уехал в Париж — зимой, в майке и шортах, мечтая стать великим джазменом. Но, едва сойдя с трапа самолета, понял, что ему холодно и страшно. Стюард натянул на него свитер и посоветовал не терять надежды. А уже через два месяца Бона работал с местными джазовыми музыкантами Дидье Локвудом и Марком Дюкрэ, а также с африканскими звездами. К тому времени Ману Дибанго был уже легендой, а Салиф Кейта только становился мировой сенсацией. То было время расцвета мирового афропопа, и Бона играл с этими гигантами. Насколько была велика честь, и джаз теперь служил для Ришара движущей силой.

Все семь лет в Париже Ришар серьезно учился музыке. Во время поездки в Сенегал со своей группой он получил приглашение в один из мировых джазовых городов — Нью-Йорк. Бона не знал английского, но музыка говорила за него, и теплый прием ньюйоркцев подтолкнул его к мысли о переезде в Америку.

Он уехал в 1995 году. Прежде всего Бона разыскал Джо Завинула, с которым немного работал во Франции. Вскоре Бона уже работал с его группой, гастролируя и записывая с этим коллективом пластинки. Непрерывно выступал в клубах, где его услышал композитор Джейк Холмес, пишущий для Гарри Белафонте. Бона присоединился к группе Белафонте как музыкант и директор.

В конце 1998 года Бона начал давать регулярные представления по вторникам со своим собственным оркестром. Они были посвящением Джако Пасториусу и стали популярными, подготовив почву для издания первого альбома Боны. Он вышел в 1999 году на фирме «Колумбия» под названием «Сцены из моей жизни».  Бона пел, рассказывая истории, как учил его когда-то дед. Но его предки вряд ли могли представить себе музыкальный язык Боны.

В 2001 году последовал альбом «Почтение» — цельная, утонченная работа, на которую его вдохновила христианская вера и переезд из маленькой деревни в самый большой город мира.

На протяжении нескольких лет Бона работал с такими джазовыми гигантами, как Майк Стерн, Чик Кориа, Ларри Корайелл, Херби Хенкок, Майкл и Руди Брекер, позже гастролировал вместе с оркестром П.Мэтени.

А теперь представьте себе, что две эти звезды — Нино Катамадзе и Ришар Бона — взойдут на нашем небосклоне, выйдут на нашу сцену. Если называть вещи своими именами, то нам, иркутянам, несказанно повезло, что продюсерский центр «Доктор Джаз» продуктивно работает в нашем городе вот уже десять лет, а с недавнего времени он развивает новое для себя направление — не совсем джазовое. Специально созданный для этого отдел «Байкальские волны» задумал и осуществляет эти проекты, о которых мы вам только что рассказали.

Как говорит генеральный продюсер центра, создатель группы «Доктор Джаз» и фестиваля «Джаз на Байкале» Александр Филиппов, есть музыканты, которые не вмещаются в определение джазовых, — у них и ритмика, и джаз, и рок, и этника, и классика.

— Они выходят за рамки стилей и направлений, но почему люди разных стран и разных национальностей с интересом и удовольствием слушают их? Потому что у них есть изначальная общая природа, общая «мировая мелодия». Именно потому этническая музыка сегодня так всех привлекает.

Что ж, до апреля осталось всего ничего. Наберемся терпения — и насладимся музыкой, которая старше и обширнее нас. Мировой музыкой.

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».
Использованы материалы электронных СМИ

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии