Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Если судить по Станиславскому, то верю!

26 мая, 2014

 

На  спектакль «Собаки» я попала только с третьего захода. Постоянные аншлаги не давали возможности посмотреть его. Даже приставные стулья, которые трудно втиснуть в пространство  Камерной сцены иркутского ТЮЗа и которые все же с трудом втискивали, все время были кем-то из зрителей  заняты.

Спектакль поставлен молодым актером ТЮЗа имени А.Вампилова, выступившим здесь в качестве начинающего режиссера, Дмитрием Ивановым по повести Константина Сергиенко «До свидания, овраг». Давным-давно, в 80-е годы, я читала эту повесть, тогда она была невероятно популярна, вернее, ее сценический вариант, и по ней многие театры страны ставили спектакли. Повесть эта о бездомных собаках. Предисловие к ней написал Марк Розовский, режиссер московского театра «У Никитских ворот», который вспоминает в нем свой давний разговор с одной небезызвестной актрисой:

— Однажды мне позвонила Лия Ахеджакова и спросила: Марк, ты читал повесть «До свидания, овраг»?

— Нет, — ответил я.

— Прочти обязательно. Это гениально. Все герои — собаки.

— А кто автор?

— Фамилию забыла. Но ты найди и прочти.

Я нашел и прочел. И был потрясен. А позже жизнь меня свела с этим прекрасным автором, Костей Сергиенко, и мы дружили долго, до самой его трагической и нелепейшей гибели в расцвете лет.

Когда я прочла эту повесть, она и мне понравилась своей пронзительностью, разлитой внутри текста любовью, темой милосердия, доброты и  сострадания к «братьям нашим меньшим». Кто на них обращает внимание, тема ли это для литературы, в «буднях великих строек» порой и человека-то забывают, а здесь — бездомные собаки. О них ли говорить?

Но, как выяснилось, именно о них и стоит говорить, чтобы расшевелить, разбудить, растревожить слишком спокойных и равнодушных, чтобы дать им возможность вспомнить, какой орган находится в левой стороне груди.

Герои  повести, брошенные, потерявшие или никогда не имевшие своего дома, своего хозяина и спокойной сытой жизни, собаки,  живут в овраге на краю большого города. Живут  трудно, но  жизнь в стае, взаимовыручка помогают.

В спектакле заняты актеры ТЮЗа Евгений Старухин, играющий пса Черного, Михаил Ройзен, играющий Человека, и актер Филипп Черный — пса Хромого,  все остальные роли отданы  студентам, участникам театральной студии «Александрия», которая существует при театре несколько лет. Руководит ею Дмитрий Иванов.

Ярко, интересно, убедительно поданы артистами образы собак, найдены разноплановые типажи, подсмотрены привычки, пластика. Они ничего не изображают, не имитируют и не стремятся быть похожими на животных, но им веришь, и понимаешь, и сочувствуешь их персонажам.

Пес Черный (арт. Евгений Старухин) в стае самый умный. Он устроил школу для собак, где обучает их выживанию. Он циничен, жесток  той жесткостью, которой научила жизнь. Он прошел хорошие университеты и знает об этой жизни многое.

Актер Евгений Старухин работает  выразительно, напористо, делая своего персонажа объемно, крупно, темпераментно. Его Черный  прямолинеен, он не умеет церемониться, идти на компромиссы, не верит людям, от которых, кроме предательства, ничего не ждет. В контрасте с ним — пес Гордый (Евгений Самовол), который не потерял веры в человека, который ждет Его. Надеется обрести хозяина и  пес Головастый (Валерий Иванов), и интеллигентная, чувствительная Бывшая Такса (Анна Терехова), которая тоже хочет  найти ту единственную «собачью дверку», за которой спрятано ее собачье счастье.

Не дождался своего часа пес Хромой, очень точно и мягко  исполненный актером театра Филиппом Черным, и когда он умирает, собаки стараются подбодрить его, несут ему свои незамысловатые «игрушки», чтобы в последний свой миг на земле он чуть-чуть порадовался и ушел из этого мира просветленно.

Очень жива, эмоциональна, естественна в спектакле собака Крошка, которую исполняет Ирина Чехова. С огромными ясными глазами она взирает на этот мир, не вполне понимая всю его несправедливость, но жизнь в овраге ее закалила и многому научила. Она фонтанирует идеями, умело придумывает разные штуки, вносит  рацпредложения на «собачьих сходках», но озлобиться до конца, стать на путь мщения людям до необратимого процесса в себе самой не может. В ее душе все еще горит свет надежды.

Спектакль не лишен и юмора, который разряжал обстановку и сопровождал все сцены, связанные с Котом Ямамото, одержимым всем японским. Кот просто шикарно исполнен Юлией Воронцовой.  Не без иронии Кот одет в белое кимоно и соответственно причесан. Он легко взбирается по лестнице, демонстрирует владение техникой  боевых искусств, чем просто приводит зал в восторг, с гордостью рассказывает о хозяевах, которые его обожают, но, как выясняется впоследствии, тоже выставляют его на улицу, обрекая на бездомность.

Все они, живущие в овраге,  разные, у каждого свой характер, свой норов, свои представления о жизни. Все переживают свое сегодняшнее положение по-разному. Кто-то верит в своего Человека, кто-то разуверился во всем. Каждый актер несет в этом спектакле свою нагрузку, свой акцент, свою задачу, определенную ему режиссером, не перетягивая одеяло на себя.

Спектакль командный, он сыгран ансамблем молодых артистов,  для которых этот спектакль является возможностью раскрыть свои способности необычными, новыми гранями. Со всем юношеским пылом и отдачей вместе с режиссером Дмитрием Ивановым устремились они в новый для себя жанр — и не проиграли.

В «Собаках» почти отсутствуют декорации, акцент ставится на монологи и игру актеров, которая убеждает, что очень важно, и едва ли не является главным качеством спектакля. Умение создать атмосферу, энергетическое поле по силам не каждому профессиональному режиссеру, а здесь речь идет о молодом человеке, который только делает первые шаги на пути овладения этой профессией. Пусть эта удача помимо крыльев за спиной даст ему определенный опыт и уверенность в своих силах.

В спектакле, напоминающем философскую притчу, актеры работают так удивительно просто, органично и естественно, что зрители забывают про условности. Спектакль пользуется невероятной популярностью, идет всегда при переполненном зале и со временем ничего не теряет, а только накапливает и приобретает.

В каком-то особенном  проникновении, в пронзительности тех чувств, которые стремятся донести до нас актеры, в щедрой игре, порой буйной, не знающей границ и барьеров, а порой в паузах, застывшем кротком взгляде, повисшей в зале звенящей тишине актеры прокладывают мостик к нашим душам, и она очищается через сопереживание, через сочувствие. А не это ли то главное, ради чего и существует театр?

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото из архива Иркутского областного театра
юного зрителя имени А.Вампилова.

На фото: Сцены из спектакля «Собаки»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии