Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Если СКАЛА не идет к Ганимеду

10 марта, 2011

 

Депутаты Законодательного собрания обсудили проект введения в области единой системы электронного контроля за производством и оптово-розничной торговлей алкогольной продукцией.


На трезвую голову

Совещание по вопросу реализации на территории Иркутской области региональной информационной системы контроля качества и аналитики объемов оборота легального алкоголя (СКАЛА) прошло под председательством депутата Сергея Курилова и при участии представителей нескольких комитетов, формально слабо связанных с оборотом алкогольной продукции.

Мероприятие получилось скомканным с самого начала: разработчики в область не приехали, депутатам даже не показали хотя бы примитивную презентацию принципов работы и возможностей новой системы. Впрочем, жить в России и не интересоваться алкоголем — как минимум трудно, а для представителей органов власти  безответственно, ибо алкоголь часто становится причиной и поводом для преступлений.

Предложение ввести новую систему контроля в дополнение к уже существующим поступило в Законодательное собрание от разработчиков программного продукта, которые высказали предположение, что в ближайшее время цены на спиртное неизбежно вырастут, потребление останется на прежнем уровне (и правда, чего бы ему упасть при такой-то жизни...), а вот качество и степень легальности — при прежнем уровне доходов граждан — неизбежно снизятся.

Аргументов представителю разработчиков программного обеспечения хватило на две минуты выступления, так что депутатам пришлось задавать наводящие вопросы. Представители правительства и торговых организаций не скрывали пессимизма: вообще-то, в стране уже существуют акцизные марки, а на территории области — «Байкальская марка качества», статистика производства и потребления алкоголя ведется. И чем, собственно, предлагаемая СКАЛА лучше уже имеющихся систем, никто толком сказать не может.

В кратком выступлении разработчиков специалисты усмотрели даже слабое знание предмета: предложение по учету нераспроданных остатков на складах с ходу показалось им нереализуемым.

 

Жить в России и не интересоваться алкоголем — как минимум трудно, а для представителей органов власти —безответственно...

 

Все равно мы пить не бросим!

Депутат Юрий Фалейчик напомнил участникам совещания, что проблема потребления суррогатов действительно существует —несколько лет назад из-за некачественного спирта в области за короткое время погибли несколько сотен человек. И потому он сам склонен был бы одобрить введение любых дополнительных мер контроля — хотелось бы только понять, чем они хороши.

Представители оптовых торговых организаций, для которых контрафактный алкоголь — прямой ущерб доходам, не высказали по поводу новой программы особого оптимизма. По оценке торговых организаций, большую угрозу представляет даже домашнее самогоноварение, с которым бороться никто не собирался и не способен в принципе, а любая новая система (тем более завязанная на работу в сети Интернет, с которым мало кто умеет обращаться) — это серьезная встряска для торговых организаций.

Тем более что до сих пор СКАЛА не была внедрена ни в одном регионе: в каждом федеральном округе выбрано по одному региону, который должен стать испытательным полигоном.  Иркутская область, в частности, была выбрана потому, что у нас имеется центр контроля качества, добрая воля правительства региона и многие другие факторы.

 

Разработчики программного продукта предположили, что в ближайшее время цены на спиртное неизбежно вырастут, потребление останется на прежнем уровне, а вот качество и степень легальности неизбежно снизятся.

 

Как не споткнуться, дойдя до точки

Проблема — тут же парировали представители торговых сетей — заключается вовсе не в способности чиновников кивнуть на окрик сверху, а в работе розничных предприятий торговли, которых в области более семи тысяч. В свое время ЕГАИС (единая государственная автоматизированная информационная система учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), одобренная и, казалось бы, продуманная, споткнулась на том же уровне. Когда в один день всем потребовалась лицензия, торговля была парализована, а владельцы торговых точек (и, соответственно, бюджеты всех уровней) понесли огромные потери.

Более того, федеральное законодательство прямо и недвусмысленно запрещает розничным сетям участвовать в повторной проверке качества алкогольной продукции, организованной региональными или муниципальными органами власти. Если региональные органы власти будут пропагандировать региональный продукт (как проверенный и наиболее качественный), против них Федеральная антимонопольная служба просто обязана будет возбудить дело за неправильную конкуренцию.

 

До сих пор неизвестно, сколько будет стоить новая система и из каких средств она будет финансироваться.

 

Аз есмь... питие мое...

Депутат Юрий Фалейчик взялся подвести итог разговора и сообщил, что он с коллегами готовит целую систему законопроектов, которые в случае воплощения в жизнь позволят создать единую систему мер по стимулированию производителей и контроля за качеством пищевой продукции. Население, по мнению депутата, должно выбирать — качественное местное или плохое привозное, но чтобы выбор был сознательным, депутатам и правительству придется изрядно постараться даже для того, чтобы дать потребителям такую информацию.

А ведь в ближайшие годы всем производителям придется пройти систему международной сертификации, пережить введение очередной марки качества, научиться совмещать на этикете рекламу собственной продукции и социальную рекламу. Именно поэтому, подчеркнул депутат, Законодательное собрание заинтересовано в дружеском и деятельном сотрудничестве с производителями и продавцами алкоголя — все мы граждане, и общественные интересы у нас, по большому счету, общие.

— Алкоголь — зло, — подвел собственный итог Сергей Курилов, — но раз он сегодня разрешен к производству и продаже, раз он входит в доходную часть бюджета региона, он находится в поле зрения депутатов Законодательного собрания. Можно внедрить систему СКАЛА и оценить, как она будет реализовываться в нашем субъекте федерации. Безусловно, мы сразу будем смотреть, реально ли получить для области какие-то преференции.

Спорить с председателем комитета по бюджету никто не стал, но большинство участников совещания склонились к тому, что дискуссия не внесла особой ясности и не дала ответа на многие вопросы. До сих пор неизвестно, сколько будет стоить новая система и из каких средств она будет финансироваться.  Области, отметили участники совещания, стоило бы сначала довести до ума «Байкальскую марку качества», которая не прошла государственную стандартизацию, и из-за этого на территорию области попадает некачественный (хотя и легальный) алкоголь из других регионов.

Забота депутатов о том, что пьют сограждане, конечно, приятна, но в действенность предлагаемых мер верится слабо: алкоголики ни за что не станут выбирать спиртное именно по качеству, а те, кому хватает денег на хороший алкоголь, вряд ли станут пить определенный сорт водки именно за то, что он украшен какой-то маркой качества, —  вопрос только во вкусе.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии