Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Еще не весь картофель в закромах

16 октября, 2023

Законодательное собрание встречает жаркую осень 2023 года в жарких дебатах. 11 октября состоялись первые в новом созыве заседания комиссий по контрольной деятельности и по регламенту, депутатской этике, информационной политике и связям с общественными объединениями, а также комитетов по социально-культурному законодательству и по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве. А 12 октября стартовал и комитет по законодательству о государственном строительстве и местном самоуправлении. Пожалуй, наиболее ярким (не умаляя работы других депутатов) оказалось заседание комитета по сельскому хозяйству под руководством нового председателя Сергея Гомбоева.

Земля и деньги

Комитет по законодательству о природопользовании, экологии и сельском хозяйстве начал, если пользоваться аграрной терминологией, «с места в карьер». Первым из семи вопросов повестки дня стал доклад министра экономического развития Иркутской области Натальи Гершун о ходе реализации и оценке эффективности государственных программ в 2022 году.

Интересно было наблюдать, как опытный депутат, первый заместитель председателя ЗС Кузьма Алдаров дает мастер-класс начинающим коллегам. Те, выслушав доклад министра, не высказали к нему никаких замечаний. Тогда Алдаров напомнил, что министр в своем очень типовом докладе (повторяющем уже произнесенное 10 октября вплоть до интонаций) никак не затронула профильные вопросы комитета – экологию, сельское хозяйство и лесную отрасль. По словам Натальи Гершун, дела во всех сферах идут так хорошо, что и говорить не о чем – программы по финансовой части исполнены, а дополнительные вопросы можно задать профильным министрам.

Представитель губернатора в ЗС Роман Буянов представил депутатам очередной технический закон о внесении поправок в ряд областных законов. Этими поправками предусматривается возможность привлечения органов муниципальной власти к участию в реализации ряда региональных законов, включая экологическое образование. На него получены положительные заключения от всех ведомств, поэтому комитет одобрил документ и передал в аппарат ЗС для внесения в повестку сессии.

Комитет одобрил и расширение списка льготных категорий жителей Иркутской области, имеющих право на бесплатное получение земельного участка для строительства жилья. Однако депутат Степан Франтенко обратил внимание на тот печально известный факт, что во многих городах области давно уже нет земельных участков для граждан (многодетные семьи, например, стоят в очереди уже лет по 10 и более). Поэтому нужно заранее обратить внимание на инициативу Ассоциации муниципальных образований. Многоопытные мэры предложили правительству заранее постелить соломку в то место, куда правительство с этим законом обязательно упадет, то есть заменить земельный участок на денежную компенсацию. И неважно, что рыночная цена земли и сумма компенсации расходятся в десятки раз – дорог не подарок от государства, а проявленная забота.

Министр имущественных отношений Иркутской области Марина Быргазова признала, что правительство будет рассматривать вопрос о замене земли на денежную компенсацию, а на вопрос депутата Франтенко о размере участка сообщила: от 4 до 25 соток в зависимости от муниципального образования. Депутаты обратили внимание министра на отсутствие документов территориального планирования в некоторых муниципальных образованиях, на уже существующую очередь из других льготных категорий граждан.

Запросы на получение компенсации даже от многодетных семей растут с каждым днем, финансирование этой выплаты нужно увеличивать в разы, а правительство, насколько можно понять, таких планов не имеет. С появлением новой льготной категории очередь сдвинется, заявлений в местные органы власти на компенсацию станет еще больше – и как быть?

Марина Быргазова напомнила, что льготники могут получить землю в любом муниципалитете. В итоге, учитывая всю сложность вопроса и многочисленные замечания, депутаты решили: рекомендовать сессии принять закон в первом чтении, но продолжить над ним работу во втором.

ГСМ под пристальным вниманием 

Байкальский природоохранный прокурор Елена Макушенко представила комитету законопроект «Об отдельных вопросах проведения эксперимента по квотированию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в Иркутской области». Депутаты сразу дали понять, что из этого документа не до конца можно разглядеть схему работы территориальных структур Росприроднадзора с квотами. К документу есть замечания и у Министерства юстиции – не до конца прописаны полномочия Законодательного собрания и губернатора области, хотя в законах других регионов эти пункты обозначены более четко. Сергей Гомбоев предложил создать для доработки закона временную рабочую группу. Пока законопроект рекомендовано принять в первом чтении.

Самым интересным в повестке дня комитета стал вопрос о мерах, принимаемых органами исполнительной власти «по регулированию ценового диспаритета на сельскохозяйственную продукцию из-за значительного повышения цен на ГСМ». Министр сельского хозяйства Илья Сумароков назвал формулировку вопроса в повестке дня «интересной» и признал, что в правительстве области «обеспокоены». Но сделать ничего не могут, потому что регулирование цен на ГСМ относится к полномочиям федерального правительства, которое, в свою очередь, предприняло ряд мер, и цены на дизель снизились на 10 процентов, а на бензин – на 4 процента. Более того, по данным областного минсельхоза, в некоторые месяцы 2023 года цены были ниже, чем в аналогичные месяцы 2022 года.

Пока же правительство области рекомендует сельхозпроизводителям закупать оптовые партии горючего именно в тот период, когда цены снижаются, а правительство со своей стороны поддержит их субсидиями и переговорами с поставщиками. Более того, правительство готово выплатить единовременную субсидию в размере, например, 200 млн рублей. Но в таком случае сельхозпроизводители потеряют «единую субсидию» в размере более 1 млрд рублей, заложенную в бюджет 2024 года, потому что два раза за одно и то же субсидии не дают. Депутаты не во всем согласились с министром, потому что и цены, и субсидии для крупных товаропроизводителей и для мелких фермеров могут существенно различаться. Как минимум, потребуется большая разъяснительная работа со всеми категориями производителей.

Пользуясь случаем, депутаты обсудили с министром вопросы лизинговых платежей (уже осенью Иркутская область выплатила более 400 млн рублей), запасы зерна прошлогоднего урожая (его осталось около 80 тысяч тонн, что очень скромно на фоне «миллионов тонн» в других регионах), кредиты для малых форм хозяйств (в прошлые годы область не могла раздать все выделенные на эти цели средства). Несмотря на все разъяснения министра, комитет рекомендовал именно правительству области принять исчерпывающие меры для ликвидации упомянутого в повестке диспаритета цен.

Заместитель министра сельского хозяйства Алексей Лобыцин доложил депутатам о ходе уборочной кампании на 10 октября. По данным министерства, весной 2023 года во всех категориях хозяйств под посевы заняли 657,9 тыс. гектаров земли, что составляет 93,4 процента от уровня 2022 года. Замминистра перечислил все основные показатели – от доли элитных семян до количества удобрений на гектар (оба показателя снизились по сравнению с прошлым годом), доложил о летней обработке культур от вредителей и о планах на производство сельхозпродукции. Уборка уже завершилась на площади 311 тыс. га, средняя урожайность составила 20,6 центнера зернобобовых с гектара. Погода несколько расслабила аграриев: как оказалось, в некоторых районах области еще не убрали картофель.

Метеорологи всего мира пришли к выводу, что лето 2023 года стало самым жарким за всю историю наблюдений.  Но аграриям Иркутской области не хватило солнца и тепла – именно этим они оправдывают снижение урожайности в относительных (на единицу площади) и абсолютных цифрах.  

Кадровый вопрос по-прежнему в повестке

Комитет по социально-культурному законодательству под руководством Дмитрия Мясникова рассмотрел пять вопросов, включая «сквозной» (для всех комитетов и комиссий) доклад Натальи Гершун по госпрограммам. Депутат Олег Попов, выслушав доклад министра, обратил внимание коллег на тот факт, что все подведомственные комитету программы по молодежной политике, физкультуре и спорту и другим направлениям выполнены не на 100 процентов. Наталья Гершун рассказала, что с 2024 года методика оценки исполнения будет скорректирована и есть шанс, что примерно при тех же усилиях и эффективности все целевые показатели будут достигнуты. Заодно «слабым звеном», которое подводит всю команду правительства, назвали министерство строительства: если, к примеру, у минспорта есть два недостроенных по вине минстроя объекта, то все показатели минспорта резко идут вниз. А у минстроя таких объектов по всем направлениям далеко не один.

Министр образования Максим Парфенов представил депутатам поправки в областной закон об образовании: по одним, некоторым категориям детей в государственных профессиональных организациях и школах будет назначено бесплатное питание по единой норме и правилам; по другим – в закон вносят технические правки. Тема настолько обширная и актуальная, что по ней создана рабочая группа, которая продолжит работу и после принятия закона. 

Министр культуры Иркутской области Олеся Полунина сообщила депутатам печальную и давно известную новость: областным учреждениям культуры не хватает кадров. Чтобы компенсировать нехватку, правительство в ее лице предлагает, по сути, повысить качество имеющихся кадров за счет повышения их профессионального уровня. Учреждения культуры за счет уже доведенных им лимитов средств получат право выплачивать стипендии своим сотрудникам, получающим высшее образование, – в размере минимального размера оплаты труда, а если кто-то из руководителей решит, что стипендия должна быть больше, – за счет собственных средств учреждения.

Депутаты и министр пришли к единому мнению – в Иркутской области в ближайшие годы не получится открыть собственные вузы для подготовки сотрудников учреждений культуры и даже на открытие филиалов действующих вузов рассчитывать не стоит. Более того: даже на околокультурные специальности в Иркутском государственном университете нет никакого спроса, конкурс с каждым годом падает. Впрочем, как пояснила министр, речь в законе идет только об областных учреждениях культуры, а кадрами для муниципальных (которых чуть больше) должны озаботиться мэры. Комитет рекомендовал сессии принять закон, потому что даже пять подготовленных специалистов все-таки лучше, чем ни одного, а возможности для увеличения этого числа все-таки имеются.  

Волонтерам нужна поддержка

Председатель Молодежного парламента Иван Комельков представил депутатам поправки в закон о его организации, коими предполагается расширение числа граждан, имеющих право на избрание в МП. Сейчас по областному закону депутатом Молодежного парламента может стать житель области в возрасте от 18 до 30 лет, но по федеральному законодательству к молодежи относятся граждане до 35 лет. Комитет, опираясь на мнение прокуратуры, правового управления и других ведомств, рекомендовал принять законопроект в первом чтении.

Иван Комельков тут же развил успех, предложив комитету проект закона «Об отдельных вопросах в сфере добровольчества (волонтерства) в Иркутской области». По данным председателя МП, на федеральном портале добровольчества зарегистрировано около 30 тыс. жителей Иркутской области, из которых около 7 тыс. – это дети и молодежь; на круг все они отработали за год около 200 тыс. часов. Выяснилось попутно, что первый вариант закона о добровольцах был разработан МП еще в 2019 году, в период ликвидации ЧС в западных районах области после наводнения, и дальнейшие действия по совершенствованию и уточнению проекта продолжались до мая 2023 года.

Как показала дискуссия по законопроекту, в не таком уж далеком прошлом почему-то считалось, что волонтерство – дело молодежное, но сейчас очевидно, что волонтерству покорны все возрасты, «от пионера до пенсионера». И как оказалось, часть участников дискуссии за разделение волонтеров по возрастам, а другая – категорически против. Кроме того, за время работы над законопроектом четыре министерства разработали свои регламенты взаимодействия с волонтерами. Перефразируя киношедевр Гайдая, «все уже поделено до нас». Впрочем, есть возможность объединить все лучшие наработки и предложения.

Теперь объединения добровольцев должны быть зарегистрированы как некоммерческие организации (НКО) – без этого они не могут ни сотрудничать с органами власти, ни получать гранты или иную помощь. Однако при всех плюсах излишняя регламентация все же чревата тем, что многие волонтеры предпочитают действовать в «серой зоне», но со свободными руками. В законопроекте имеется и положение о финансовой поддержке волонтерства из бюджета. Документ одобрен комитетом и рекомендован к принятию. 

1г.jpg2г.jpg3г.jpg4г.jpg

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести».

На фото:  Кузьма Алдаров и Сергей Гомбоев ведут заседание комитета
по законодательству о природопользовании, экологии и сельском
хозяйстве. Левее – представитель губернатора в ЗС Роман Буянов;

На заседании комитета;

Работает комитет по социально-культурному законодательству;

В президиуме – Олег Попов, Дмитрий Мясников и Денис Ягодзинский

  

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии