Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В электронном режиме

21 Февраля, 2017

Первая в 2017 году и 47-я по счету сессия Законодательного собрания области состоялась 15 февраля. В предварительную повестку сессии были включены 50 вопросов, в том числе и отчеты о деятельности четырех важнейших комитетов — по законодательству о госстроительстве и местном самоуправлении, по бюджету и ценообразованию, по собственности и экономической политике и по социально-культурному законодательству. Муниципальный час был посвящен актуальной для Года экологии теме — «Развитие системы особо охраняемых природных территорий в Иркутской области».

На новом техническом уровне

Перед началом сессии депутатам рассказали о внедрении системы «Электронный парламент» и раздали служебные ноутбуки-планшеты. В каждом таком устройстве для удобства законотворческой работы заранее установлены некоторые полезные программы и выполнен вход в «личный кабинет» депутата на сайте Законодательного собрания. Хотя система «Электронный парламент» доступна любому гражданину, депутаты получили расширенный доступ к системе и размещенной в ней информации. В частности, в память планшета внесена информация обо всех сотрудниках аппарата ЗС с указанием кабинета и даже с портретом сотрудника.

— Осваивайте, коллеги, — напутствовал депутатов председатель ЗС Сергей Брилка.

После быстрого и сугубо технического голосования по вопросам о назначении мировых судей и представителя ЗС в квалификационную коллегию судей депутаты приняли во втором чтении законопроект, который урегулирует некоторые вопросы профессионального образования в Иркутской области. Сессия внесла поправки (в основном юридико-технического характера) в областные законы о фонде капитального ремонта, о границах нотариальных округов и количестве должностей нотариусов в округе, в закон об организации деятельности административных комиссий и об обеспечении оказания юридической помощи в Иркутской области.

Министр культуры и архивов Ольга Стасюлевич представила депутатам законопроект, раскрывающий как раз вторую половину ее должностных обязанностей — сессии предложили упорядочить порядок предоставления обязательного экземпляра документов (в том числе печатных изданий) Иркутской области для нужд архивов. До объявления обеденного перерыва сессия успела принять поправки в областной закон «Об отдельных вопросах социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей…». Уполномоченный по правам человека Валерий Лукин назвал этот закон «долгожданным» и призвал депутатов обсудить его во время обеденного перерыва, чтобы принять на текущей сессии в окончательном виде.

1.jpg

Особым территориям — особая забота

Предваряя муниципальный час, председатель думы Иркутского района Александр Менг напомнил, что на сессию приглашены представители именно тех районов, которые примыкают к озеру Байкал. У этих районов есть социально-экономические полномочия и обязательства перед населением, равные полномочиям и обязательствам всех других муниципалитетов, однако возможностей — из-за особого режима охраны Байкала — намного меньше. Из выступления Александра Менга можно было понять, что он крайне недоволен тем, что министерство имущественных отношений отказывает муниципальным образованиям в выделении земельных участков для строительства жилья и социальных объектов. Александр Менг предложил принять специальный закон, который позволял бы выделять земельные участки в границах поселений, невзирая на расположение этих населенных пунктов в границах объекта Всемирного природного наследия «озеро Байкал». Второй закон, по мнению спикера районной думы, должен дать критерии участков, на которых подобное строительство было бы строго запрещено.

Выступление Александра Менга поддержала его коллега из Ольхонского района Елена Мотошкина. Она напомнила, что в российском законодательстве нет юридического определения территории объекта Всемирного наследия, что полностью перечеркивает и прекращает социально-экономическое развитие Ольхонского района. Дума Слюдянского района поделилась собственными жалобами на жизнь и экологические ограничения. Районные власти подготовили и передали депутатам ЗС собственные предложения по дополнительному обследованию ряда природных объектов и снятию ограничений на строительство и ведение хозяйственной деятельности.

Министр природных ресурсов Андрей Крючков, поднявшийся на трибуну последним из выступающих, не стал читать доклад, решив ответить на вопросы районных властей. Он пообещал Ольхонскому району, что его проблемы будут рассматривать в ближайшее время на федеральном уровне, в Министерстве природных ресурсов. Слюдянскому району придется подождать со строительством, пока не будут найдены технологии очистки сточных вод: федеральное законодательство требует, чтобы сточные воды по своему качеству были практически такими же, как их взяли из водоема. Пока оборудования подобного уровня очистки правительство нигде не нашло.

Выслушав выступления, прозвучавшие в рамках муниципального часа, Сергей Брилка предложил разделить проблемы на две части: охрана природных объектов и развитие территорий. Депутат Олег Тюменев в своем эмоциональном выступлении заявил, что остров Ольхон утратил свою природную значимость и нужно срочно принимать меры для его спасения.

— Сегодня туда могут ездить только китайцы, которые его не видели в первозданном виде, и им кажется, что он сейчас представляет собой что-то значительное. Сегодня в Хужире можно видеть, что поселок разрастается во все стороны, там китайцы строят свои гостиницы. Но будет что-то предпринимать областное правительство, чтобы восстановить остров? Я предлагаю срочно создать комиссию и принять правила организации «дикого отдыха», — заявил Тюменев.

На вопрос депутата ответил заместитель председателя правительства Виктор Кондрашов. Он пояснил, что правительство уже работает над правилами работы туристического бизнеса и пребывания отдельных туристов в центральной экологической зоне, а заодно изучает мировой опыт существования объектов Всемирного природного наследия. Отвечая на вопрос депутата Натальи Дикусаровой, министр Крючков пояснил, что вопрос об особо охраняемых природных территориях не включен в стратегию социально-экономического развития области до 2030 года — именно потому, что существование особо охраняемых территорий регулируется особыми законами.

Депутат Геннадий Истомин напомнил коллегам и правительству, что 112 тыс. гектаров на территории Ольхонского района были переданы корпорации «Росагропром», однако она в итоге так и не была создана. Отвечая на этот вопрос, Андрей Крючков пояснил, что на местности координаты этого участка определены не были и сейчас правительство области ведет переговоры с Росимуществом, чтобы вернуть участок в собственность области.

Депутат Тюменев еще раз потребовал от правительства ответить на вопрос: возможно ли разработать закон о туризме к очередному сезону? И получил ответ Виктора Кондрашова: сезон начнется уже в июне, а закон нужно было принять еще четыре года назад. Если депутат Тюменев требует прямой ответ, то Виктор Кондрашов может сказать только одно: нельзя разработать и принять закон за три месяца, пока не просчитана антропогенная нагрузка на Ольхон и весь Ольхонский район.

Сессия обсудила законопроект Законодательного собрания о внесении изменений в федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Правительство области поддерживает законодательную инициативу ЗС и готово уже в 2017 году выделить по 1400 рублей на каждый гектар, который будет возвращен в сельхозоборот. По оценке министерства, это позволит компенсировать большую часть расходов по обработке ранее заброшенных земель.

2.jpg

Берите полномочий сколько хотите

Особое внимание привлекал вопрос о внесении изменений в статью 4 закона о перераспределении полномочий между  органами местного самоуправления и правительством области. Речь идет о возвращении городской администрации Иркутска права распоряжаться городскими земельными участками, собственность на которые не была разграничена. Правительство Иркутской области во время обсуждения на комитетах не возражало против обсуждения темы, но предупреждало, что процедура может затянуться: когда полномочия передавали с муниципального уровня на областной при губернаторе Ерощенко, это заняло полтора года. Обратная процедура может оказаться столь же длительной, что не упростит решение вопросов, ради которых затевается передача, а усложнит их. Тем не менее администрация Иркутска при поддержке Ассоциации муниципальных образований сумела убедить сначала комитеты, а затем и депутатов на сессии в необходимости такого решения. 

Заместитель председателя правительства Антон Логашов представил депутатам доработанный проект стратегии развития области до 2030 года. На разработку этого проекта у правительства ушло более года, и за это время состоялось большое количество встреч, дискуссий и обсуждений, каждое из которых оставило в документе свой след. По оценке правительства, если стратегия будет реализована по консервативному сценарию, валовый региональный продукт увеличится на 48 процентов, если удастся исполнить ее по инновационному варианту — ВРП вырастет на 81 процент.

Как и следовало ожидать, депутаты, не читая документ и ориентируясь только на доклад, высказались резко критически. Так, Олега Тюменева возмутило отсутствие в выступлении упоминания об Ангарске — однако в стратегии город выделен в отдельную главу, в чем депутат мог бы убедиться, если бы не спешил покритиковать. Депутат Аполлон Иванов попросил объяснить, за счет чего вырастет производство сельхозпродукции, если в документе не предусмотрена бюджетная поддержка. Антон Логашов напомнил, что помимо прямой поддержки производства сельхозпродукции (более чем на 1,4 млрд рублей) в политике регионального правительства есть и другие программы по поддержке сельских жителей и сельхозпроизводства. Всего правительство насчитало 119 таких проектов, и только по производству мяса в 2016 году произошел рост в два раза.

Отвечая на вопросы депутатов, Антон Логашов вынужден был отойти от темы стратегии и рассказывать о работе Корпорации развития Иркутской области, о подготовке кадров, о поддержке бизнеса разного масштаба и т. д. Когда претензии к содержанию исчерпались, депутаты начали возмущаться отдельными словами — кто, например, придумал название одного из экономических районов «Тулуно-Тайшетский», если ранее такого названия не было? Почему в стратегии нет Чунского района? И так далее. Антон Логашов примирительным тоном пообещал еще раз рассмотреть проблему Чунского района и приписать его к тому экономическому опорному району, который назовут депутаты. Один из депутатов фракции ЛДПР, видимо, так устал от дискуссии, что обратился к председателю ЗС Сергею Брилке с просьбой пригласить на следующую сессию губернатора. Спикер согласился с этим предложением, тем более что на следующей сессии состоится первая правка бюджета области на 2017 год.

Выслушав все выступления, Сергей Брилка сравнил стратегию Иркутской области со стратегией Республики Татарстан и как дважды два доказал, что областная стратегия проигрывает республиканской по всем пунктам. Выглядело все это очень внушительно, но не учитывало один важный нюанс: географическое положение, из-за которого республика имеет и население в полтора раза больше, и намного больше возможностей для развития производств с более высокой добавленной стоимостью. Тем не менее Сергей Брилка предложил принять стратегию в первом чтении — и продолжить работу во втором. Антон Логашов трижды просил слова, обещал дать ответы на вопросы, но так и не получил возможности выступить. Депутаты поступили так, как предлагал спикер, — приняли стратегию и дали на предоставление поправок срок до 28 февраля.

Борис Самойлов, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести».

На фото: «В каждом рисунке — солнце». Депутаты
Владимир Новожилов (справа) и Андрей Микуляк,
уполномоченный по правам ребенка Светлана Семенова
(в центре, на втором плане) вносят свою лепту в
экспозицию детского творчества, развернутую
в фойе зала заседаний областного парламента;

«Снова сижу одна…». Вице-спикер Законодательного
собрания Наталья Дикусарова в президиуме сессии

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии