Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Эксперимент на выживание

14 января, 2013

 

Как правило, получение новой квартиры  почти для  любого россиянина — это счастье. Это праздник, который не могут испортить даже многочисленные хлопоты, связанные с новосельем. Но нередко «новоселье» становится тяжким испытанием, на которое наших сограждан обрекают безответственные чиновники.

Главное — галочка в отчете

Из показаний в суде  О.Н.Рубцовой, в настоящее время — начальника отдела градостроительства в правительстве Иркутской области. А несколько лет назад Ольга Николаевна руководила отделом архитектуры, градостроительства и ЖКХ в администрации муниципального образования «Усть-Илимский район»: «Акт приемки   и ввода в эксплуатацию дома № 59-61 по ул. Ленина (в поселке Железнодорожный (Здесь и далее выделено мной. — Авт.), датированный 01.10.2008 года, был подписан Дроцюк Н.Р. и Гребенюк Н.Ф., хотя ей известно, что на тот период времени были недоделки, выразившиеся в неустановлении санфаянса в данном доме. Однако подписание данного акта было необходимо для предоставления в областную  администрацию в целях получения дополнительного финансирования из бюджета области для продолжения строительства дома № 63 по ул. Ленина, который строился одновременно с домом № 59-61…».

Из показаний в суде свидетеля В.А.Рубана, в тот период времени являвшегося главой администрации Железнодорожного муниципального образования: «Рубцова О.Н. попросила предоставить ей договора социального найма, подтверждающие заселение дома № 59-61 по ул. Ленина, мотивировав это необходимостью отчета в областную администрацию. Он ей ответил, что данные договора заключать в настоящее время незаконно, так как дом фактически непригоден для проживания и не передан им районной администрацией в безвозмездное пользование. На что она ему пояснила, что недоделки в самое ближайшее время будут устранены и также в ближайшее время будут внесены изменения в договор между МО «Железнодорожный» и МО «Усть-Илимский район» о передаче муниципального имущества в их безвозмездное пользование. Он в очередной раз ей поверил и произвел заключение договоров социального найма с гражданами, которые были запланированы для заселения в данный дом…».

Теперь самое время познакомить читателей с другими действующими лицами этой драматической истории. Дроцюк Николай Романович тогда, в 2008 году,  занимал пост первого заместителя главы администрации МО «Усть-Илимский район». А мэром района, кстати, был Андрей Борисович Николаев, в настоящее время — руководитель Службы по охране и использованию животного мира Иркутской области.

Николай Федорович Гребенюк — директор ЗАО «УИ СМП» (Усть-Илимское  строительно-монтажное  предприятие). Именно эта фирма выиграла аукцион и получила муниципальный заказ на строительство нескольких жилых домов в рамках программы «Переселение из ветхого и аварийного жилья». Первоначальная стоимость работ по этому контракту (на основании проектно-сметной документации, разработанной ООО «Усть-Илимэнергопроект») составляла около 33 миллионов рублей. Участники аукциона энергично боролись за муниципальный заказ. В итоге определился победитель — ЗАО «УИ СМП», которое назвало окончательную стоимость работ: чуть более 18 миллионов рублей.

Надо полагать, что, сбив цену чуть ли не в два раза, счастливые обладатели муниципального заказа вынуждены были применить жесточайший режим экономии, чтобы не построить дома себе в убыток. Ну и построили…

 

Пройти все круги ада

В редакцию «Байкальских вестей» обратилась  жительница Усть-Илимского района Татьяна  Спиридонова. Вот выдержки из ее письма (я позволил себе небольшое редактирование текста): «Решением думы от 30.09.2008 г. № 13/2 был утвержден список жильцов на получение квартир по программе «Переселение из ветхого и аварийного жилья»…  Мы попали в этот список, и 01.01.2008 г. был подписан акт ввода дома в эксплуатацию. Мы долго этого ждали, и наконец-то 09.12.2008 г. с нами заключили договора соцнайма, и начались для нас, жителей, круги ада.  Мы пошли смотреть наши квартиры — и что же увидели?..  В квартирах велось строительство (в домах, которые на бумаге были введены в эксплуатацию!), не было сантехники, не было тепла, водоснабжения и канализации. Мы обратились в районную администрацию… Нам сначала говорили: подождите до конца декабря… Потом, видать, мы им  надоели, и нам сказали: как построили, так и будете жить… Мол, вам и так это жилье на халяву досталось. А договора социального найма с вами, дескать,   заключили, чтобы отчитаться перед министерством и на следующий год получить финансирование…».

Татьяна Спиридонова подробно рассказывает в своем письме, как «счастливые новоселы», ошалев от увиденного, бросились искать защиты во всех властных структурах. Прокуратура, действуя в интересах граждан, признала, что разрешение на ввод в эксплуатацию домов-полуфабрикатов было подписано незаконно.  Уголовное дело возбудили в отношении Николая Дроцюка, который обвинялся по части 1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Однако в конечном счете Усть-Илимский городской суд в марте 2011 года переквалифицировал деяния Николая Дроцюка на часть 1 статьи 293 (халатность) и прекратил в отношении него уголовное преследование в связи с истечением сроков давности.

До других фигурантов этой истории карающая десница Фемиды даже не пыталась дотянуться: ни бывший мэр Усть-Илимского района Андрей Николаев, ни его бывшая подчиненная Ольга Рубцова не понесли никакой ответственности за те злоключения, которые обрушились на наших сограждан в связи с «новосельем».

Бывший глава Железнодорожного муниципального образования В.А.Рубан в июле 2012 года уведомил Татьяну Спиридонову о следующем: «Объект, расположенный по адресу: Иркутская область, Усть-Илимский район, р. п. Железнодорожный, ул. Ленина, 59-61, на сегодняшний день не введен в эксплуатацию и не является жилым помещением…».

Однако местная коммунальная служба, видимо, считает иначе и исправно начисляет Татьяне Спиридоновой плату за жилищно-коммунальные услуги.  В настоящее время сумма ее  задолженности (Татьяна Николаевна не намерена оплачивать услуги, которыми она не пользуется) составила примерно 83 тысячи  рублей. Правда, выстраданное за четыре года новоселье, можно считать, состоялось: в конце декабря 2012 года семья Спиридоновых начала завозить  домашнее имущество в новую квартиру. Довести дом до приемлемой кондиции помогла  Татьяна Евгеньевна Мирошник — вновь избранный глава администрации поселка Железнодорожный. Благодаря ее усилиям и настойчивости строители устранили многочисленные недоделки, введя объект в эксплуатацию не на бумаге, а фактически.

— Но та трещина, которая пересекла стену дома, как была, так и осталась, — говорит Татьяна Спиридонова. — Надо полагать, эта трещина со временем будет только увеличиваться. Конечно, угнетает сознание того, что ты живешь в доме, который начал трещать  со дня его постройки…

 


Прокуратура, действуя в интересах граждан, признала, что разрешение на ввод в эксплуатацию домов-полуфабрикатов было подписано незаконно. Уголовное дело возбудили в отношении первого заместителя мэра Усть-Илимского района Николая Дроцюка, который обвинялся по части 1 статьи 286 УК РФ (превышение должностных полномочий). Однако в конечном счете Усть-Илимский городской суд в марте 2011 года переквалифицировал деяния Николая Дроцюка на часть 1 статьи 293 (халатность) и прекратил в отношении него уголовное преследование в связи с истечением сроков давности. До других фигурантов этой истории карающая десница Фемиды даже не пыталась дотянуться: ни бывший мэр Усть-Илимского района Андрей Николаев, ни его бывшая подчиненная Ольга Рубцова не понесли никакой ответственности за те злоключения, которые обрушились на наших сограждан в связи с «новосельем».
 

 

«…Пригоден для проживания»

В квартире № 1 дома № 48а по улице Ленина в поселке Железнодорожный проживают пенсионеры Мария и Николай Орловы. Люди немолодые, соответственно, хорошим состоянием здоровья похвастаться не могут. В 2008 году они получили эту квартиру, полагая, что вселяются в благоустроенное помещение.

На первый взгляд в квартире имеется санузел: и унитаз, и сливной бачок. Однако эти блага цивилизации могли  функционировать только при наличии воды. А как раз централизованного  водопровода в доме нет! Раз в неделю водовозка должна привозить  воду и наполнять  емкости (бочки) на улице. А потом пожилой человек Николай Орлов ведрами должен был натаскать воду в другую емкость, которая была смонтирована в квартире (на фото). Заполнять водой бак, вознесенный под потолок,  не только физически трудно, но и очень неудобно. При этом обычного для деревни дворового туалета на усадьбе не было предусмотрено.

Отопление квартиры осуществляется инфракрасными пленочными обогревателями, встроенными в потолки. Когда обогреватели включаются, в помещении возникает устойчивый неприятный запах, от которого начинает болеть голова. По заявлению Марии Орловой, усть-илимский филиал Центра гигиены и эпидемиологии в Иркутской области провел в квартире № 1 дома № 48а лабораторные исследования. В результате этих исследований оказалось, что после включения инфракрасных обогревателей воздух в жилом помещении перестает отвечать санитарно-гигиеническим нормативам по двум показателям: формальдегиду и гидроксибензолу.  Похоже, строители что-то намудрили со стройматериалами, пытаясь добиться максимальной экономии…

По настоянию Марии Орловой Служба государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области провела обследование злополучного дома № 48а. В акте № 1228/12/1 от 13 июня 2012 года перечислены 16 установленных фактов нарушений, допущенных при строительстве этого здания. Вот лишь некоторые нарушения: не обеспечено проветривание подпольного пространства… Отсутствует централизованное водоснабжение дома…  Водоотведение не централизовано: канализация выведена в септики, по две квартиры в один. Доступ для подъезда спецмашин отсутствует, поскольку септики расположены на огородах… Нарушение теплотехнических свойств  стен: следы промерзания под окнами в углах помещений… Неисправность кирпичной кладки печей, растрескивание по швам… Система вентиляции не работает, поскольку нет естественного притока воздуха через окна и входные двери: отсутствуют приточные клапаны…

 

И так далее, и тому подобное…

Еще один акт обследования того же дома составлен 2 августа 2012 года специалистами экспертного учреждения ООО ПБ «Ангара», которые пришли к такому выводу: здание «не обеспечивает потребительских качеств жилого дома, и в квартирах № 1 и № 4 создает угрозу жизни и здоровью».

Однако 27 августа 2012 года члены межведомственной комиссии под председательством Л.Я.Чмыхалова, заместителя главы Железнодорожного муниципального образования, пришли к выводу, что дом  № 48а по улице Ленина «признан пригодным для постоянного проживания».

Может, все-таки не для проживания, а выживания?.. Один муниципальный чиновник, которому я адресовал этот простой вопрос, назвал его «некорректным».  Но ответа на него тем не менее не дал…

Юрий Удоденко, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Мария Орлова демонстрирует водонапорную
башню индивидуального исполнения в своей квартире


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии