Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Экологии угрожают не траншеи, а профаны

21 января, 2011

 


Преодоление водных преград — одна из наиболее сложных задач при прокладке нефтепровода «Восточная Сибирь — Тихий океан» (ВСТО). Маршрут в силу большой протяженности пересекает на своем пути огромное количество рек и других водоемов. В 2011 году в рамках реализации проекта ВСТО запланировано строительство резервной нитки подводного перехода нефтепровода через реку Лену. О возможных методах прокладки подводных переходов, особенностях геологического строения пород и претензиях псевдоэкологических организаций рассказал  в интервью нашей газете заместитель генерального директора НПО «Мостовик» Николай Ветошкин.

 

 

Траншейный метод при строительстве подводного перехода ВСТО через великую сибирскую реку уже неоднократно доказал свою надежность.  Если все верно рассчитать, безопасность эксплуатации нефтепровода будет обеспечена.

 

— Николай Иванович, у вашего объединения большой опыт в проектировании и строительстве подводных переходов. Приходилось ли вам участвовать в реализации проектов на реке Лене?

— Да, в 2007 году нашей организации удалось выиграть открытый конкурс на проектирование  подводного перехода через Лену вблизи Якутска. Строился резервный газопровод. Поэтому я знаком с особенностями этой реки. Лена отличается от остальных рек региона по объемам пропускаемой воды, по глубинным характеристикам, по скорости течения. Для выбора метода прокладки газопровода мы сделали вариантное сравнение двух: траншейного и тоннельного. По результатам прохождения государственной экспертизы к дальнейшей реализации был принят траншейный способ.

— Вы занимались проектированием подводного перехода для газопровода. Насколько оно отличается от строительства перехода для нефтепровода?

— Безусловно, отличия есть, но в принципе методы прокладки подводных переходов используются схожие. В основном — траншейный. Для определения нужного способа необходимо производить инженерные изыскания, прежде всего бурение пород и изучение их физико-механических характеристик.

— Какой из двух способов, на ваш взгляд, безопаснее?

— Если все спроектировано по нормам и построено по проекту, то безопасны оба метода. Но  встает другой вопрос: какой из них более затратный? Тоннельный метод, безусловно, требует дополнительных геологических изысканий, исследования пород, а значит, и больших материальных затрат.

— Вы уже давали оценки методам строительства подводного перехода ВСТО через Лену. Как вы можете оценить реакцию СМИ и общественности на ваши комментарии?

— Действительно, недавно ко мне обратились представители одной якутской общественной организации с просьбой прокомментировать методы строительства подводных переходов через Лену. В результате в статье, которая вышла на сайте «БАБР.ру», изложенная мною информация была интерпретирована несоответственно моему комментарию, в котором я предоставил техническую информацию об особенностях реализации траншейного и тоннельного методов строительства подводных переходов.

В любом случае сооружение тоннеля — очень сложная работа, и она под силу только специализированным организациям. А в подрядчики, размахивая флагом экологии и угрожая гибелью реки в случае использования траншейного метода, лезут дилетанты — люди, не обладающие опытом. С одной лишь целью — получить деньги. В этом случае как раз и возникает угроза экологической безопасности. Экологию, убежден, губит не  технический прогресс, а профаны и расхитители. Кстати сказать, эта же категория подрядчиков может дискредитировать  и тоннельный метод перехода. Увы, примеры этому уже есть.

— Означает ли сказанное вами, что траншейный метод применим при строительстве подводного перехода ВСТО через Лену?

— В пользу траншейного метода однозначно свидетельствует хотя бы то, что при строительстве подводного перехода через Лену в этом месте он уже использовался. Как говорится, «от добра добра не ищут». К тому же именно траншейный метод был рекомендован к утверждению ФГУ «Главгосэкспертиза России» для реализации проекта подводного перехода ВСТО через Лену. Разумеется, для этого генеральный проектировщик на представил на государственную экспертизу все возможные методы, обосновывающие материалы и технико-экономические показатели. Кроме того, траншейный метод используется в настоящее время при реализации многих проектов, в том числе и строительстве газопровода через реку Лену в районе Якутска. Главное — сделать все по нормам. И на основании верного расчета.

Беседовал Сергей Петренко, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии