Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Два художника — два мира

12 декабря, 2011

 

 

В Иркутске вернисажи собирают полные залы

Персональные художественные выставки двух авторов открылись в эти дни в Иркутске. Естественно, совершенно разные по манере, по восприятию этого мира и по его воспроизведению. И все же есть у этих двух событий общая черта. Объединяет ту и другую то, что к организации вернисажей причастна хозяйка арт-галереи DiaS Диана Салацкая, а еще что украшением этих событий стало дефиле девушек в национальных бурятских костюмах — авторская работа дизайнера одежды из Улан-Удэ... То есть фактически к двум авторам-живописцам присоединился еще один автор — дизайнер.

Но — обо всем по порядку.

 

Владимир Максимов: окно в лето

В этот вечер в арт-галерее DiaS будто бы раздвинулось пространство, и даже не оттого, что здесь были представлены монументальные полотна-пейзажи, а как раз наоборот — оттого, что стены занимали не очень крупные по формату рамки с заключенными в них натюрмортами. Каждый — будто распахнутое окошко. И от каждого на зрителя веет свежестью, прохладой, каким-то летним воздухом.

Летним — потому что изображается полнокровный, цветущий, плодоносящий мир, прохлада — от той романтической стилистики, в которой это все подается. Это не та наполненность, которая ассоциируется в нашем сознании с выражением «кровь с молоком, румянец во всю щеку». Нет, это легкость, намек, тонкие краски, часто прохладные — может быть, отсюда такой эффект. И конечно, не совсем обычный способ наложения красок — здесь не ход кисти, а широкий мазок мастихина, со всеми вытекающими отсюда особенностями.

Я говорю о тех работах, которые, на мой взгляд, особенно свойственны авторской стилистике Владимира Максимова. Это — то, что им найдено, что позволяет с полувзгляда отличить его манеру. Можно не тратить слова, если есть возможность взглянуть на наиболее характерные натюрморты Максимова — те, в которых цветы, плоды, вино в пузатых бокалах поданы легко и романтично.

Есть у него, конечно, и другие работы. Его кошки и коты, не лишенные юмора, какой-то домашности, уюта. Его хитроватая щука, собравшая целую коллекцию из рыбацких блесен. Его пейзажи, где по ручейкам и речкам плывут бумажные кораблики. Его портреты, где ищешь не столько внешнее сходство с моделью, сколько метафоричность, неразгаданную тайну чужой души.

Владимир Максимов окончил Красноярский художественный институт, на его счету более двух десятков выставок различного уровня, включая международные. В Иркутске у него немало друзей, которые стали в тот день гостями вернисажа.

— Володя удивительный художник, тонко чувствующий красоту окружающего мира, мыслящий философски, — говорит журналист Хадича Дулатова.

— В его картинах столько света, столько воздуха... Его картины заряжают, — вторит ей актер Михаил Ройзен.

А вот что говорит о своем творчестве сам Владимир Максимов:

— Любая работа диктует свою технику. Если брать серию натюрмортов, это состояние улыбки — как у человека. Натюрморт я пишу для человека, это не музейные вещи, которые хранятся в запасниках. Они должны радовать. Это самое доступное, наверное... А выразить идею можно через цветовое пятно, широким мазком мастихина. Мастихин, в отличие от кисти, дает особую декоративность. Если же брать пейзаж, то он диктует свой подход, со своей проработкой. Где-то кистью, где-то иначе... Но не суть важно, чем ты пишешь, хоть ладошкой — важен результат.

Тот результат, что получается у Максимова, — позитив, приподнятость настроения, ощущение праздника. Это ощущение, как я уже говорила, усилилось показом национальных нарядов художника-дизайнера из Улан-Удэ Баярмы Митуповой. Баярма еще совсем молода, но это не помешало ей стать победителем многих международных конкурсов по дизайну костюма. Она представит нам две свои коллекции: «Небесные танцовщицы» и «Стихия природы». Костюмы, без преувеличения, фантастической красоты.

— Я родом из Читы, живу в Улан-Удэ. Здесь в гостях — пригласили Владимир и Валентина Максимовы  и арт-галерея DiaS на открытие выставки, — говорит Баярма.

— Ваш конек — национальный костюм?

— Я работаю во всех сферах пошива. Закончила все возможные связанные с этим учебные заведения, училась в Улан-Удэ, в Москве, владею техниками работы с разными материалами, начиная от шелков, кожи, меха, бисера. В этих работах много национальных мотивов, стилизации. Но я работаю во всех направлениях — современная одежда, национальный костюм... Увлекаюсь также и аксессуарами, бижутерией.

— В Иркутске периодически проходит впечатляющее «Торго-шоу» с показом этнического костюма — вы участвуете в этих показах?

— Непременно! Я выиграла четыре международных показа. Нынче выступала в Москве, заняла второе место после мастеров Монголии. Считаю, что для меня это большое достижение, настоящий успех.

Жамсо Раднаев: билет в детство

На следующий день в отделе сибирского искусства Иркутского художественного музея состоялся еще один многолюдный вернисаж. Иркутянам была представлена экспозиция работ своеобразного художника из Улан-Удэ Жамсо Раднаева. Представляют художника в Иркутске московская галерея «Ханхалаев» и арт-галерея DiaS.

Та и другая, к слову сказать, напрямую причастны к тому, что мир узнал имена Даши Намдакова, Зорикто Доржиева, а теперь и Жамсо Раднаева. Мир — и иркутяне. Здесь мы благодаря деятельности этих двух галеристов, Константина Ханхалаева и Дианы Салацкой, идем если не в первых рядах, так хотя бы наравне. Ведь с творчеством Жамсо иркутяне знакомятся в одно время с любителями изобразительного искусства в Европе и Америке.

Итак, выставочный зал Иркутского музея. Первое знакомство с экспозицией, с окружением художника.

— Сколько я его помню со студенчества — это человек задумчивый, погруженный в себя, философски относится к жизни, — говорит о нем одногруппник по учебе в Красноярском художественном институте и даже сосед по комнате в общежитии Сергей Казанцев. — У него созерцательно-философский склад ума. Уже тогда он очень четко чувствовал природу. Незаурядный, целеустремленный. Как мне кажется, он идет от бурятского эпоса. Действительно, в его работах видна некая эпическая направленность.

На картинах Жамсо Раднаева изображены чаще всего дети. В самых разных ситуациях — кто-то играет, наблюдает за скотом, кто-то лакомится редкой конфетой, читает письмо, идет на рыбалку... Но в этих незначительных, казалось бы, сюжетах — вся неторопливость и мудрость бытия, в которой человек — частица единого целого. А детство — не просто начало жизни. Детская душа — как чистый лист бумаги, как полотно, на котором постепенно запечатлеваются картины жизни, опыт ошибок, привязанности, любовь. И даже взрослые на картинах Раднаева чем-то напоминают детей...

Москва — Иркутск — Майами

— В Иркутске это первая персональная выставка Жамсо Раднаева, состоящая из 35 работ, — представляет автора Диана Салацкая. — Это самобытный, очень интересный художник. Но к его появлению здесь имеет прямое отношение и галерея «Ханхалаев».

Говорит брат галериста, иркутянин Александр Ханхалаев:

— Я просто обязан сегодня выступить — эту галерею представляет мой старший брат Константин. Я познакомился с Жамсо, и это приятное знакомство. Хочу подчеркнуть: и Зорикто Доржиев, и Даши Намдаков стартовали с иркутской земли, так что она для талантливых художников стала благодатной. Уверен, и у Жамсо есть такая же хорошая перспектива.

Тезис о перспективе поддерживает и Диана Салацкая:

— Сейчас одновременно происходят три значимых события: галерея «Ханхалаев» представляет картины Жамсо в Центральном Доме художника в Москве, в это же время открылась выставка Жамсо в Майами, и,наконец, галерея «Ханхалаев» и наша галерея представляют его работы у нас, в Иркутске.

То есть мы — в центре всего интересного, что происходит в мире искусства. Это результат работы и нашей галереи, и Константина Казаковича, который всю жизнь профессионально занимается искусством.

— Галерея Ханхалаева — это, прежде всего, Москва, и он продвигается не в глубинку, а в Европу, в Америку, — рассказывает Диана Салацкая. — Это другие масштабы и другое понимание культуры. Почему он все-таки оказался в Иркутске? Я давно знаю и люблю творчество Жамсо, и когда сказала об этому Константину Казаковичу, он, как патриот этих мест, пообещал провести выставку и в Иркутске тоже. Спасибо ему за это. Мы долго готовились к этому событию — и вот все состоялось. 35 работ Жамсо — это большая удача.

Напомним также, что сюрприз от Баярмы Митуповой стал украшением и этого вернисажа — к удовольствию всех его гостей.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести».

Фото автора

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Люба 30 июля 2015, 21:44
Выставка хорошая, но вот об учредителе этого сказать не могу! Ханхалаев человек ненадежный, и нередко кидал художников.. так что, будьте бдительны, друзья!
Валерия 31 июля 2015, 16:25
Очень красивые картины! Красивая выставка! Но вот чего только стоит бедным художникам, чтобы проделать этот путь и выставить свои шедевры в этой галерее... Обманы, взятки и прочие махинации вам обеспечены, если вы свяжитесь с этим галеристом!
Михаил 04 августа 2015, 22:20
Печально осознавать, что искусство может быть таким продажным. Конечно, все в нашем мире продается, но чтобы так... жаль, очень жаль. Работы, выставленные в галерее очень достойные.