Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

ДТП как образ жизни

17 Февраля, 2014

 

В том, что положение на дорогах Иркутской области далеко от идеального, никто не сомневается. В том, что виноваты в равной мере ответственные за строительство и содержание дорог, организаторы движения и его участники, как автомобилисты, так и пешеходы, сомнений тоже практически не осталось. А вот что нужно делать в этой ситуации — нет не только единого мнения, но и отдельных конкретных предложений. Попытку договориться предприняли 6 февраля участники круглого стола, объединившего практически все стороны перманентного конфликта — за исключением разве что пешеходов, которые со времен Ильфа и Петрова, описавших проблемы несчастных, так и не смогли объединиться.

Мы все в группе риска

Инициатива проведения круглого стола исходила от областного ГИБДД. Исполняющий обязанности начальника ГИБДД по Иркутской области полковник Вячеслав Жилкин развернул перед слушателями мрачную картину. На протяжении трех последних лет количество ДТП стабилизировалось на довольно высоком уровне: в 2013 году зафиксировано более 3400 происшествий с пострадавшими, более 520 человек погибли и более 4200 получили травмы. В большинстве случаев, 35—40 процентах всех ДТП, причиной аварий стало то, что на языке инспекторов называется «неправильный выбор водителем скоростного режима». Причем, как оговорился полковник Жилкин, это не обязательно превышение скорости, а именно неверный выбор в конкретной ситуации. К наиболее тяжким последствиям приводит выезд на полосу встречного движения, а таких случаев было более 280. Несмотря на ужесточение наказания (лишение прав и штраф до 30 тысяч рублей), до сих пор встречаются инспекторам и пьяные водители — таких насчитали 7—8 процентов от всех виновников ДТП.

Помимо прямой вины водителей есть в ДТП и так называемые сопутствующие факторы. Первым среди них полковник Жилкин назвал неуклонный рост количества автотранспорта на дорогах области – ежегодный прирост составляет 60—70 тыс. машин. В сумме сейчас в Иркутской области зарегистрировано 926 тыс. автомобилей — то есть практически одна машина на трех жителей, или одна на двух жителей трудоспособного возраста. Сотрудники ГИБДД составили специальную таблицу, при помощи которой сравнили участников ДТП по полу, возрасту, опыту вождения – и получилось, что главной виновницей аварий является не пресловутая блондинка с купленными правами, а мужчина 25—30 лет со стажем вождения 3—5 лет, превышающий скорость просто потому, что у него очень мощная машина и слишком много уверенности в себе. Это, как показывает практика, та категория водителей, которая и сама страдает чаще, и другим создает больше всего проблем. Вообще, более 80 процентов ДТП происходят именно по вине водителей.

Несмотря на то что количество ДТП с участием детей остается стабильным, аварий по вине маленьких пешеходов стало очень мало. Из 28 погибших в 2013 году детей 18 погибли в машинах по вине взрослых — их либо не усадили в специальные кресла, либо не пристегнули ремнями. Более аккуратное поведение детей на дорогах – несомненная заслуга и школьных уроков безопасности жизнедеятельности, и школьных же отрядов юных инспекторов дорожного движения. Мало кто знает, но сотрудники ГИБДД были единственными шефами, которые не ушли из школ даже в самые трудные времена в середине 1990-х. Правда, все могло быть еще лучше, если бы местные администрации брали пример с города Зимы: там есть единственный в области детский сад, оборудованный разметкой, знаками дорожного движения и почти настоящими светофорами. Переговоры об устройстве такого же детского сада или школы в областном центре, рассказал Вячеслав Жилкин, продолжаются второй год…

 

На чужом опыте

Определенная доля вины за большое количество ДТП, признал начальник департамента дорожного строительства города Иркутска Павел Русецкий, лежит и на тех, кто по долгу службы обязан следить за качеством дорожного покрытия, расстановкой дорожных знаков, заниматься нанесением разметки и установкой светофоров. В некоторых местах в городе, признал чиновник, износ дорожного покрытия составляет 80 процентов. Еще бы износу не быть высоким, если несчастную улицу Карла Либкнехта раскапывают почти на всем протяжении каждый год! Павел Русецкий, правда, считает, что дело не во врожденной косорукости ремонтников (а чем еще объяснить ежегодную замену одних и тех же труб?), а в «хроническом недофинансировании отрасли». Тут как сказать — если копать одну и ту же улицу каждый год, то, конечно, никаких денег не хватит. А если показательно посадить пару-тройку подрядчиков и тех, кто у них эти дороги потом принимает, — может случиться чудо.

Тем не менее нельзя не признать, что определенные достижения у департамента есть. В 2013 году в Иркутске были использованы все средства для наведения порядка на дорогах: установлено несколько светофоров, смонтированы искусственные дорожные неровности (хотя, положа руку на сердце, и естественных более чем достаточно, чтобы средняя скорость движения даже вне пробок составляла 40—50 км в час) и намечены планы работы на перспективу. С помощью общественности администрация пришла все-таки к выводу, который напрашивался уже давно: в наиболее аварийных местах пешеходов нужно убирать с дороги — и строить надземные пешеходные переходы. Уже в 2014 году планируется согласовать проект и получить финансирование из федерального бюджета по программе повышения безопасности дорожного движения.

Любопытно, что подразделения ГИБДД в прошлом году направили в прокуратуру 188 информаций и представлений о неудовлетворительном состоянии улично-дорожной сети. Прокуратура заявила 112 исков, из которых удовлетворили только 88, то есть меньше половины. Понимая, что это крайне мало, сотрудники ГИБДД своей властью выдали должностным лицам более 4300 предписаний. Тем, у кого на балансе есть дороги, вообще не стоит расслабляться: ГИБДД следит за состоянием дорог и в режиме онлайн при помощи средств видеонаблюдения, и при каждом выезде на ДТП. Поэтому предписаний будет еще очень и очень много — несмотря на все жалобы администраций на нехватку средств, инспекция будет бороться за повышение безопасности движения и, если потребуется, подаст в суд на любого руководителя. Тем более что зачастую средств никаких не требуется, нужно лишь проявить элементарную порядочность и подключить здравый смысл. В Боханском районе, например, местной администрации хватило ума нарисовать пешеходный переход от школы, который упирался в забор. И скажите еще, что на исправление этого головотяпства нужны были большие деньги.

 

Без общественности никак

Все участники круглого стола, облаченные в форму или наделенные административной властью, в один голос твердят: роль общественности в наведении порядка исключительно высока. Начальник отдела охраны общественного порядка ГУВД по Иркутской области Константин Шейчик рассказал, что каждый житель области может прийти в местное управление полиции и подать заявление о своем желании стать нештатным сотрудником. После чего можно будет на законном основании (на основании приказа МВД, если говорить точнее) принимать участие в охране общественного порядка — в том числе и на проезжей части. Правда, внештатный сотрудник может только помогать настоящему полицейскому, собственных полномочий остановить машину, например, у него не будет, но все-таки такая помощь может быть полезна.

Председатель Союза автомобилистов Сибири Алексей Шабанов и организатор сразу двух спортивно-автомобильных клубов Евгений Токарев рассказали о собственном вкладе в повышение уровня безопасности на дорогах. В первом случае это крайне сложная и многоэтапная работа, включающая в себя и заседания в рабочих группах при различных ведомствах, и практическую работу по отлову водителей-нелегалов в общественном транспорте Иркутска. Даже сами участники операций по выявлению гастарбайтеров за рулем признаются: работа эта практически не дает результата, потому что приносит организаторам очень большую прибыль, и они в ближайшее время от нее не откажутся. Более того, в нечистых на руку фирмах по предоставлению услуг такси все построено таким образом, что поймать за руку и наказать организатора бизнеса почти невозможно — за все отвечает непосредственно водитель.

Спортсмены-автомобилисты, как оказалось, не меньше, чем другие водители и «мирные» граждане, не любят тех, кто превышает скорость в городе или начинает демонстрировать заносы вокруг скверов и площадей. Главная задача спортсменов состоит в том, чтобы собрать всех любителей экстремального вождения и высоких скоростей в клубы, а эти клубы заставить соревноваться друг с другом в специально отведенных местах. Более того, в планах — пригласить тренеров из других регионов и проводить мастер-классы. Спортсмены готовы оказывать помощь и сотрудникам ГИБДД: например, по первому звонку выезжать на место ДТП и снимать на видео виновника аварии — чтобы потом выложить видео в Интернет и таким образом устыдить водителя. Все было бы хорошо, но в то же самое время эти же самые люди готовы выехать по звонку водителя и заснять инспектора ГИБДД, ведущего себя слишком агрессивно, предъявляющего незаконные требования или вымогающего взятку.

Представитель движения «Стоп-хам» Иван Ульянов тоже готов сотрудничать с полицией — суть мероприятий движения состоит вовсе не в том, чтобы без разбора залепить знаменитыми наклейками неправильно припаркованные машины, а в том, чтобы заставить водителя убраться. Для этого водителю делают устное замечание. Если реакции нет или водителя в принципе нет на месте, факт нарушения тщательно документируют при помощи фото- и видеосъемки, потом вызывают полицию и уж в крайнем случае, если и полиция не приехала, появляется та самая наклейка на все лобовое стекло. Движение готово работать вечно, заявил господин Ульянов, но, к сожалению, не готово работать зимой. А вообще в полусотне метров от того самого круглого стола прямо на пешеходном переходе стоял микроавтобус — и ни полиции, ни общественности не было до него никакого дела.

 

Гонки в  тупике

К моменту подведения итогов чувствовалось, что никакой уверенности в завтрашнем дне у участников мероприятия нет и просвета в конце тоннеля они не видят. Пока в городе не будет достаточного количества парковок, пока торгово-офисные здания будут лепить стенка к стенке, водители будут парковаться где попало — и самого страшного, судя по опыту Москвы, мы еще не видели. Пока не случится чудо, в Иркутске так и не появятся надземные пешеходные переходы — хотя в соседних городах Сибири их имеется огромное количество видов, и чиновники разных уровней прокатали не один миллион рублей, изучая опыт соседей. Пока однажды утром все Рабочее от «Фортуны» до Иннокентьевского моста не встанет колом, да так, что не разъедется и за весь день, проблема Ушаковской развязки не будет решена.

А уж что должно произойти, чтобы светофоры появились на всех опасных перекрестках без многомесячных напоминаний и упрашиваний, — и сказать невозможно. Наверное, такое случится после аварии с участием, например, крупного федерального чиновника, после которой чиновники отдадут свой недельный заработок, лишь бы только проблема была решена...

Борис Самойлов, «Байкальские вести»


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии