Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дрессировщица в четвертом поколении

04 апреля, 2011

или Куда приехал цирк?

 

Высоко под куполом цирка из темноты возникает, поблескивая металлическими гранями, фантастической формы звезда. В ней спускается на манеж молодая красивая женщина. Властно, спокойно подает она знак, и на манеж выходят ее партнеры — цари зверей. Львы кажутся совсем не страшными, не опасными.  Здесь нет ни хлопков арапника, ни громыхания металлических вил. Дрессировщица повелительно приказывает и постукивает по тумбе палочкой. Гривастый артист мгновение медлит, как бы решая, подчиниться или нет. И идет на трюк, не теряя своего царственного достоинства.

 

Шпагат на львах

На манеже — дрессировщица Ольга Борисова. Трюки в аттракционе есть весьма оригинальные. Ольга Борисова делает шпагат, опираясь на спины двух львов, каждый из которых стоит на двух тумбах. Она демонстрирует и знаменитые «качели», взмывая со львом на маленькой площадке высоко под купол, — трюк, некогда изобретенный и впервые показанный знаменитой Ириной Бугримовой. Но у Борисовой свой вариант, исполняемый только ею: лев спокойно лежит на качающейся площадке без всякого контроля, а дрессировщица, подтянувшись, выполняет над ним гимнастический трюк. Она работает изящно, легко, красиво.

Об аттракционе, его возможностях и перспективе можно было бы говорить и дальше. Но хочется вспомнить о славной цирковой династии.

...Все началось с моего детства, с летнего цирка шапито, располагавшегося в начале улицы Тимирязева, у подножья холма, на котором высится Крестовоздвиженская церковь.  Сейчас трудно себе представить, что в промежутке между холмом и трамвайной линией помещался самый настоящий цирк. О нем, о его славном директоре, о строительстве и открытии нашего зимнего цирка нужен специальный рассказ. А пока — о Борисовых.

Начало 40-х отмечено разразившейся бедой. Над страной грохотала война, на фронтах лилась кровь, напряженно трудился тыл, но ни цирк, ни театр тогда не пустовали: людям в те тяжелые дни хотелось праздника. Война рождала своеобразный быт. Появились специализированные магазины и столовые. У моего отца, ученого-биолога, был пропуск в столовую работников науки и искусства. Родители посылали обедать меня — подкармливали ребенка.

Я с удовольствием ходила в ту столовую, но вовсе не из-за обедов: там можно было встретить не только наших театральных артистов, но и артистов цирка! Счастьем было увидеть их совсем близко, а цирк к тому времени уже владел моими мыслями и мечтами. И вот однажды (ну прямо как в сказке!) за столиком со мной оказались двое мужчин. Один из них, коренастый, с черной как смоль шевелюрой, с горящими черными глазами, увлеченно рассказывал спутнику, переставляя для наглядности тарелки и стаканы:

— Тумба — здесь, тумба — здесь... Лев прыгает...

Опытный уже знаток цирка в свои десять-одиннадцать лет, я сразу поняла, кто передо мной! Весь город был заклеен афишами о предстоящих гастролях укротителя Макса Борисова с группой берберийских львов.

 

Дикая дрессура

На первом же утреннике я увидела на манеже того самого человека. На нем был костюм в ковбойском стиле: брюки с бахромой, шейный платок, кольт за поясом... В руках —бич-арапник. Львы рычали, бросались на дрессировщика. Он щелкал бичом, отражая нападения, даже пускал в ход оружие —звучали холостые выстрелы. Цирк оглашался жутковатым звериным рыком.

Позже, начав всерьез интересоваться историей циркового искусства, я узнала, что Макс Борисов был последним на нашем манеже представителем так называемой дикой дрессуры, что все эти грозные рычания, выстрелы, нападения на дрессировщика —лишь стиль подачи номера, своеобразная игра, хотя и не безопасная. Узнала я и о том, что Макс Борисов —сценический псевдоним, что настоящее имя дрессировщика — Георгий Борисович Борисов.

Он родился в Румынии, в 1917 году волею судеб попал в Россию. Освоил несколько цирковых жанров. Был гимнастом, демонстрировал борьбу с медведем. И наконец, — львы. Имя Макса Борисова вписано в историю нашего цирка.

 

Как упасть на хвост

Прошли годы. В 1963 году в Иркутске открывался новый зимний цирк. Я была «внутри события», потому помню все подробности. Вторую его программу венчал аттракцион дрессировщика львов Борисова. Это был сын Георгия Борисова — Владимир Георгиевич. Он походил на отца: такой же коренастый, черноглазый, энергичный. И те же львы. Но аттракцион по характеру был совсем другим. Владимир Георгиевич работал мягко, строгость и твердость в обращении с хищниками часто прятались за улыбкой, за доброй игрой с питомцами-великанами. Во время демонстрации аттракциона, бывало, и смех раздавался.

Это совсем не значило, что львы вдруг превратились в безопасных кошечек. То был послушный изменившемуся времени другой стиль подачи номера. Подопечные дрессировщика по-прежнему оставались хищниками, обращение с которыми требовало не только великой любви к животным, но и знаний, отваги, терпения.

На одном из представлений я стояла в боковом проходе, любуясь работой Владимира Георгиевича. Неожиданностей ничто не предвещало. Вдруг по проходу-лестнице, разделявшей сектора, начал стремительно и неуклюже спускаться человек.  Амфитеатр в нашем цирке очень крутой, и человека, видимо не очень трезвого, понесло. Остановиться он уже не мог и со всего маху упал в узкий промежуток между барьером манежа и клеткой — прямо на хвост льва, безмятежно сидевшего на тумбе спиной к проходу.

Стоявшие рядом со мной билетерша и заместитель директора цирка подскочили и мгновенно выволокли незадачливого зрителя из щели. Но было поздно! Лев взвыл от испуга. Переполошились и заметались остальные, им передалось чувство страха.  Профессионалы знают: совладать с испуганным животным труднее, чем с озлобленным. В клетке началась свара. Львы кидались друг на друга и на дрессировщика. Зрители замерли.

Трудно сказать, сколько прошло времени, прежде чем Владимиру Георгиевичу с великим трудом удалось навести относительный порядок и, скомкав финал аттракциона, удалить зверей с манежа. За кулисами он долго не мог разжать руку, сжимавшую рукоять хлыста...

Рассказываю об этом происшествии не для того, чтобы подчеркнуть опасность работы с хищниками, — но чтобы обратить внимание на продолжающее бытовать легкомысленное мнение наших зрителей.

Но это тема особого разговора. А в тот вечер тише обычного было за столом в одной из двух комнат, занимаемых семьей Борисовых. Это были закулисные гардеробные — тогда общежитие еще не построили, актеры жили прямо в цирке.

 

Династия

Я подружилась с семьей Владимира Георгиевича и его красавицы жены Риммы Васильевны, пришедшей в цирк из спорта и демонстрировавшей номер «высшая школа верховой езды». Римма Васильевна была к тому же рукодельницей и кулинаркой. Наши полуночные бдения время от времени прерывались возгласом врывавшейся в комнату старшей дочери Борисовых:

— Мама, я сейчас вот такую «корочку» сделала!

Сообщив о достижении, Оля стремительно удалялась обратно на освещенный дежурным светом и покрытый старым ковром манеж, где цирковая ребятня пыталась копировать номера взрослых.

В Иркутске Оля училась в нашей 11-й школе, которую считала очень хорошей по сравнению со многими другими. Ведь она, как каждый цирковой ребенок, меняла за зиму три, а то и четыре школы.

Оля называла меня младшей подругой. Но это была не та Оля, которая выступает сегодня на нашем манеже. Это была ее мама, Ольга Борисова-старшая, будущая заслуженная артистка РСФСР.  Тогда ей было двенадцать лет. Младшая дочь Борисовых, Лариса, была совсем маленькой...

Когда в 1967 году Борисовы снова приехали в Иркутск, обе сестры уже выходили на манеж. Римма Васильевна, передав свой конный номер Ольге, стала выступать с дрессированными собаками, введя в номер дошколенка Ларочку. (Позже Лариса Борисова будет сама выступать с дрессированными собаками. К сожалению, она рано ушла из жизни...)

Тот сезон был полон забот: 50-летие советской власти, 50-летие советского цирка... Я тогда работала в цирке, мне выпала доля — постановка юбилейного парада-пролога.  Владимиру Георгиевичу Борисову было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР. Известие об этом он получил в Иркутске, и я готовила большую передачу о нем на нашем телевидении. Сделали фото- и киноподсъемки, но значительную часть эфирного времени занимал наш с Владимиром Георгиевичем разговор в кадре. Это самое сложное: техника тогда была примитивной, передача не записывалась, шла, как говорится, вживую, как и последняя, «трактовая» репетиция, — ее нельзя было прерывать.

После передачи переволновавшийся Владимир Георгиевич, с которого пот лил градом, сказал: «Лучше три раза со львами отработать!»

Работа! Работа... В цирке — святое слово. Там не говорят:

«Я выступаю, я играю». Там говорят: «Работаю».

 

Лев Андрюшка и другие

Оля Борисова не мыслила для себя ничего другого, кроме как работа со львами. С нее в династии Борисовых дрессура хищников перешла в женские руки. Начинала Оля, выводя на манеж одного льва из группы отца. Был такой у Володи «артист» по кличке Андрэ, в просторечии — Андрюшка. Оля показывала несколько трюков с Андрюшкой. Уходила с манежа.  Свою работу начинал Володя...

Прошло много лет. И мы снова встретились в Тверском цирке —теперь уже с заслуженной артисткой РСФСР Ольгой Владимировной Борисовой. Вместе с мужем и партнером Евгением Ивановичем Прохорченко она демонстрировала смешанную группу из львов и тигров.

Евгений Иванович окончил училище циркового и эстрадного искусства. Работал руководителем номера акробатов-вольтижеров. Женитьба заставила сменить жанр, стать дрессировщиком. Ольга и Евгений продолжали традиции Владимира Георгиевича, работали мягко, с юмором. В одном из вариантов номера партнер играл роль незадачливого инспектора манежа, случайно попавшего в клетку с хищниками, которого «спасла» дрессировщица.

Ольга Владимировна и Евгений Иванович стали лауреатами Международного конкурса циркового искусства в Китае, завоевав два приза — золотого и бронзового льва — за лучший номер и за актерское мастерство.

Владимир Георгиевич (к моменту той нашей встречи уже ушедший из жизни) мог гордиться дочерью — она достойно продолжила дело Борисовых-мужчин. Оля рассказывала, что отец был недоволен только тем, что она нарушила «чистоту жанра», присоединив ко львам тигров: Борисовы-де всегда работали только со львами. Но мера была вынужденной: трудно было получить нужных животных.

 

Львы и в Африке — львы

Зрители видят парадную сторону работы. Они и не подозревают, сколь сложна закулисная часть жизни большого аттракциона с животными.

Очень много пришлось пережить Ольге Владимировне. Чего стоили, например, гастроли в Северной Африке, когда их бросил на произвол судьбы недобросовестный импресарио.  Сколько сил потребовалось, чтобы сохранить и вывезти голодающих животных из Египта. Кое-что из той эпопеи вспоминала Ольга, и с каким юмором! Стал вокруг них виться некий господин: хотел задешево купить парочку животных.  Намеревался работать с ними, поскольку был уверен, что когти и клыки у львов и тигров выдернуты — как же иначе?! И так ведь до сих пор думают многие зрители!

Ольга Владимировна повела его к клеткам, бросила зверям какую-то тряпку — они тут же разорвали ее в клочья, обнажив когти и клыки. Потенциальный покупатель вмиг испарился и больше на глаза не показывался...

 

Канадский советский цирк

Дочь Оли, тоже Олю — Ольгу Евгеньевну Борисову-Прохорченко — я увидела на манеже Тверского цирка уже изящной девушкой, актрисой. Танец живота ее научила танцевать настоящая египтянка во время той африканской эпопеи. Оля общалась с удавами, исполняла факирские трюки: глотала огонь, ходила по битому стеклу босиком. Я удивлялась, наивно спрашивала: ну как ты это делаешь?

— А это всякий может! — говорила Оля, пряча в улыбке обаятельную хитринку.

Она и теперь исполняет вариант своей «Аравийской фантазии», за которую получила приз и стала лауреатом премии «Пилар».

Но основное — львы. Она не хочет посвящать меня в подробности о том, как далась им с Ольгой-старшей передача аттракциона, а вернее, создание его нового варианта. Слишком много было трудностей. Репетиционный период тянулся долго.  Совпал по времени с возникновением нового государства, с трудностями, которые переживал и до сего дня переживает наш цирк.

Ольга благодарна Мстиславу Запашному, в недавнем прошлом —главе Росцирка, за помощь в оформлении и выпуске аттракциона. Видимо, в том актерском клане до сих пор помнят, что первым учителем дрессуры у старшего Запашного, Вальтера, был Владимир Георгиевич Борисов.

Дебют Ольги Евгеньевны Борисовой состоялся в Тульском цирке 9 октября 2009 года. А дальше — непоправимая беда. При переезде в другой город в автомобильной катастрофе погибла моя многолетняя подруга Ольга-старшая, мама Оли-младшей.  Отец, Евгений Иванович, был тяжело травмирован, но — выжил.  Теперь помогает дочери в ее сложной работе, как помогает и ее муж, по происхождению тоже человек цирковой, — Алексей Сергеевич Макаренко. А самому младшему члену семьи, дочери Ольги и Алексея Аэлите, пока девять месяцев. Выйдет ли она когда-нибудь на манеж? И что будет с нашим цирком, когда она вырастет?..

Мы привыкли иронизировать, повторяя, что «в области балета мы впереди планеты всей». Но ведь так было! Именно советский балет и советский цирк первыми познакомили людей из разных стран мира (даже из тех, с которыми у Советского Союза не было дипломатических отношений) с советскими людьми, с их великим благородным искусством. И мир начал понимать, что мы вовсе не империя зла. А теперь цирк оказался стране не нужен...

Говорят, что труппа знаменитого канадского цирка «Дю солей» процентов на восемьдесят состоит из бывших наших артистов и режиссеров, выходцев из нашей страны...

Впрочем, продолжать эту тему вряд ли стоит. А вот о сегодняшней программе иркутского цирка несколько слов сказать хочется.

В программе есть номера выдающиеся. Это канатоходцы с медведями под руководством заслуженного артиста России Александра Иванова. Это — рекордсмены жанра, эквилибристы на першах под руководством народного артиста России Алексея Сарача с их уникальными трюками. Хороша на нашем манеже классика цирка — воздушный полет, хороши номера «Гимнастка на ремнях» — работа силовая, не характерная для женщины;

«Жонглер на моноциклах» (не путайте с мотоциклами!)...

Фамилии артистов не называю — боюсь неточностей:

программок-то нет... Местные цирки давно перестали их печатать и часто не рекламируют даже выдающиеся цирковые бренды. И зрители перестают обращать внимание на имена актеров, хотя это — не что иное, как неуважение к творцам и труженика манежа...

Наталья Флорова, специально для «Байкальских вестей».
Фото из домашнего архива автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии