Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Добро пожаловать в ЖЭК!

19 августа, 2014

 

1 сентября 2014 года вступает в силу закон о лицензировании деятельности управляющих компаний. О том, как будет применяться этот закон на территории Иркутской области, рассказали в ходе пресс-конференции 11 августа заместитель руководителя Службы государственного жилищного и строительного надзора Иркутской области Ирина  Савинцева и руководитель регионального центра общественного контроля «ЖКХ-контроль» в Иркутской области Анна Дюкарова.

 

ЕГЭ для директора УК

Официальное название закона выглядит как камуфляж — Федеральный закон от 21.07.2014 № 255-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации, отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации». Положения закона, как это часто бывает в нашей стране, написаны нарочито туманно и сложно, так что не только рядовому гражданину не понять, но и Ирина Савинцева признала — многое еще нужно перечитать и проанализировать.

Если говорить кратко, закон запрещает юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям заниматься управлением многоквартирными домами без лицензии. Закон вступает в силу с 1 сентября 2014 года, лицензию нужно получить до 1 мая 2015 года. Те, кто не успеет, автоматически не будут допущены до управления многоквартирными домами. Лицензированием и лицензионным контролем будут заниматься органы государственного жилищного надзора, среди которых специально введенный жилищный инспектор. Функции этого инспектора в описании Анны Дюкаровой сильно напоминают работу уполномоченного по защите прав человека, только в одной жилищной сфере.

Лицензия, что важно для ее будущих обладателей, будет выдаваться без ограничения срока ее действия, но будет действовать только в том субъекте Российской Федерации, где она выдана. Для получения лицензии юридические лица и индивидуальные предприниматели должны быть зарегистрированы только на территории РФ — иностранцев из этого бизнеса сразу исключили. Лицензию получает лично руководитель компании, который сдает экзамен, состоящий из 100 вопросов. Систему сдачи экзаменов решили сделать максимально прозрачной, из-за чего все происходящее в момент экзамена будут транслировать по видео, и насладиться зрелищем смогут не только члены лицензионной комиссии, но и жильцы домов, которые обслуживает компания. На экзамене все будет очень современно, как при сдаче на права в ГИБДД, — никаких бумажек, только экзаменуемый и экран компьютера, на котором запущена специальная программа.

Компания может не получить лицензию, если у руководителя есть неснятая или непогашенная судимость за экономические преступления, преступления средней тяжести или особо тяжкие преступления. Лицензионная комиссия может отказать в выдаче лицензии при предоставлении недостоверной или искаженной информации, а также при несоответствии организации лицензионным требованиям. Заявление на получение лицензии рассматривается комиссией в течение тридцати дней, затем дается мотивированное предложение о предоставлении лицензии либо об отказе в ее предоставлении.

Сведения о наличии лицензий, информация об адресах многоквартирных домов, которые находятся в управлении организации, и сведения об аннулировании лицензий будут хранить в реестрах лицензий субъектов РФ, а также в федеральном реестре. Эта информация будет открыта для всеобщего ознакомления и размещена на официальных сайтах органов государственного жилищного надзора и уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Лицензии можно очень легко лишиться, если в течение календарного года на руководителя компании или компанию в целом будут наложены два и более административных наказания за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписания, выданного органами государственного жилищного надзора. Лицензия может быть аннулирована по решению суда на основании заявления органов государственного жилищного надзора, составленного по решению лицензионной комиссии.

Немаловажная деталь: наконец-то принято решение о расщеплении платежей за услуги ЖКХ. Отныне управляющие компании, собиравшие все средства и тратившие их по собственному усмотрению, лишились такой возможности, и средства, предназначенные для оплаты предоставленных электричества, водоснабжения и отопления, будут поступать непосредственно поставщикам. Управляющие компании получат только оплату своих услуг.

 

…Да забыли про овраги

В общем описании схемы не видно тех подводных камней, о которых можно догадаться, если пожить в нашей стране хотя бы десяток лет. В первую очередь возникает вопрос о лицензионной комиссии, которая обладает такими замечательными правами — карать и миловать. Как объяснила Ирина Савинцева, в состав комиссии войдут 20 человек, при этом не менее трети в ней получат так называемые общественники — Общественная палата (видимо, регионального уровня), СРО и еще кто-то, кого пока нельзя назвать, потому что не придумали.

Допустим, в состав комиссии попадет региональный центр общественного контроля «ЖКХ-контроль». Эта организация, как признала Анна Дюкарова, не имеет никакого представления о положении дел в сфере ЖКХ, кроме самых общих — УК воруют, люди страдают. Организация могла бы иметь более конкретные сведения, если бы работала «горячая линия» и одновременно «ЖКХ-контроль» получал бы жалобы по почте. Но, увы, муниципальные власти не дали организации помещение, телефон и две ставки для сотрудников, которые принимали бы и разбирали бы такие жалобы. Что это за общественная организация, что требует от муниципальных властей так много, непонятно, но на обычную общественную деятельность, опирающуюся на собственные ресурсы и работу волонтеров, не похоже абсолютно.

Участие в лицензионной комиссии СРО (то есть саморегулируемой организации) и органов местного самоуправления выглядит просто неприлично, потому что в обоих случаях есть прямая заинтересованность в сокращении числа управляющих компаний. На территории Иркутской области, как пояснила Ирина Савинцева, работают более 940 организаций, управляющих многоквартирными домами, из которых 270 — это именно управляющие компании. В том случае, если управляющая компания, работающая на территории конкретного муниципалитета, не получит лицензию, органы местного самоуправления должны провести общее собрание жильцов и предложить им выбрать форму управления — выбрать новую УК или создать товарищество собственников жилья. Перекрыть дорогу к заветной лицензии элементарно просто: придраться к представленным документам, организовать поток жалоб от жильцов, «найти» случайно «затерявшееся» и не исполненное предписание двух- или даже трехлетней давности. Закон предоставляет лицензионной комиссии широкое (и чего скрывать — коррупционное) поле для деятельности, а управляющим компаниям не дает никаких шансов на апелляцию и самозащиту.

Надо учесть и то, что у органов местного самоуправления нет заинтересованности в том, чтобы жильцы создавали ТСЖ. Да просто средств в бюджете на широкое оповещение можно не найти. Если собственники не соберутся на общее собрание (а чудом была бы стопроцентная явка, чаще всего собрания даже по самым важным вопросам срываются), то муниципальные власти должны объявить конкурс на управление многоквартирными домами. И вот тут появляется развилка: либо на территорию придет новая компания, расширив таким образом сферу своего влияния (а это еще один шаг к монополизации рынка), либо — если населенный пункт беден и проблем от него больше, чем прибыли, — на конкурс не заявится вообще никто. Ирина Савинцева признала, что это в Иркутской области распространенное явление — и тогда муниципалитету остается только создать муниципальное унитарное предприятие и взять дома под свое крыло.

 

Очень слабая надежда

Что и требовалось доказать. Вместо того чтобы бороться с нерадивыми управляющими компаниями точечно, выявляя и ликвидируя действительно преступные случаи, закон создает «первозданный» хаос, из которого к 1 мая 2015 года должна родиться новая «солнечная система» управления жилищно-коммунальным хозяйством. В центре, подобно солнцу, согревающему или сжигающему, расположится лицензионная комиссия. Вокруг нее по более или менее близким орбитам будут вращаться несколько планет-гигантов — управляющие компании, обладающие самыми серьезными ресурсами и постепенно прибирающие к рукам все новые и новые территории. МУПы, которых придется создать множество, уподобятся поясу астероидов, в котором жизни нет и быть не может.

Единственная надежда в этой ситуации — на губернатора, которому предстоит нелегкая работа по формированию лицензионной комиссии. Если комиссия будет сформирована, но не будет забыта и оставлена самой себе, есть некий шанс на то, что всех прописанных в законе подводных камней удастся избежать.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии