Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Добро пожаловать на Байкал!

11 марта, 2014

 

С любой его стороны

Агентство по туризму Иркутской области подвело итоги работы в 2013 году. Как рассказала руководитель агентства Марина Рожкова, всего область посетили 1 млн 70 тысяч туристов, при этом иностранных туристов в области побывало более 79 тысяч.

Рост визитов иностранцев по сравнению с 2012 годом составил 4,5 процента, а по сравнению с 2011 годом — 12 процентов. Рост выглядит весьма существенным, если не знать, что в целом страну посетили 2 млн иностранцев и на долю области пришлось, таким образом, менее 4 процентов. Среди иностранных туристов лидирующие позиции занимают китайцы (что сразу ставит всю статистику под сомнение, поскольку большинство этих «туристов» дальше «шанхайки» не ездят), немцы и монголы. Следом за ними идут гости из Южной Кореи, Франции и США. В целом, даже с учетом высказанных замечаний, ситуация развивается позитивно.

Предприятия туристической отрасли перечислили в бюджет области 544 млн рублей, что на 14 процентов больше, чем годом ранее. Гостиницы (и другие схожие с ними по оказываемым услугам объекты) заработали 3,09 млрд рублей, а услуги, оказанные туристам, позволили туристическим фирмам заработать 1,39 млрд рублей. Здесь наблюдается некая странность: количество туристов с 2010 года выросло на 300 тысяч человек, а объем оказанных услуг увеличился всего на 70 млн рублей — то есть с каждого нового туриста область заработала всего по 100 рублей. Стоит ли огород городить?

На 31 декабря 2013 года в области работали 36 туроператоров и 245 турагентств, 255 гостиниц и 36 санаториев и курортов, 171 база отдыха, что несколько больше, чем было все четыре предыдущих года. Агентство по туризму, в котором на всю эту массу объектов трудятся всего 10 человек, принимает участие в многочисленных выставках, где устраивает презентации, продвигая одну простую мысль: в Иркутской области можно и нужно посещать Байкал. Кроме того, съемочную группу одного из федеральных телеканалов (ТК «Мир», о существовании которого вообще мало кто знает) свозили в деревню к голендрам. По итогам этой поездки снят фильм.

В октябре прошлого года агентство участвовало в Международной туристической выставке в городе Кунмин (КНР). Там достигнута договоренность о съемках рекламного ролика об Иркутской области для демонстрации на рейсах южно-китайских авиалиний. В этом же месяце организована презентация туристических возможностей региона в Словакии. В итоге была подписано соглашение об обменных программах для школьников. Прошла презентация Иркутской области  на выставке в Лондоне.

Но, так или иначе, все проекты для массового туризма крутились вокруг Байкала. Так, крупнейшими событиями года стали спортивный фестиваль «Зимниада» и фестиваль ледовых скульптур «Байкальская нерпа». Правда, в 2014 году оба события, ставшие уже традиционными, оказались под сомнением — подвел байкальский лед, который оказался тоньше, чем обычно. Тем не менее «Зимниада-2014» уже стартовала. Область заняла третье место в конкурсе событийного туризма и третье место в конкурсе профессионального мастерства работников гостиничного бизнеса. Представители агентства приняли участие в открытии Года туризма в Республике Бурятия.

Межрегиональное сотрудничество, конечно, дело полезное, но есть ощущение, что Бурятия нас обходит: на 973 тысячи жителей у них было 600 тысяч туристов (то есть на 1,5 жителя один турист, в то время как у нас один турист на 2,4 жителя). Да и слоган «Солнечная сторона Байкала» — у них явно лучше, потому что у Иркутской области никакого слогана вообще нет.

Развитию туризма на Байкале мешают две вещи: иностранцам ехать далеко и дорого, а смотреть практически не на что. Отечественному туристу ехать почти так же далеко, а цена настолько несуразная, что в Таиланд с семьей съездить проще. Да что там: оказывается, слетать из Москвы в США на горнолыжный курорт дешевле, чем в Байкальск. Сервис же сравнивать вообще нельзя. Кроме того, судя по фотоотчету, опубликованному не так давно, все берега Байкала в районе Малого моря поделены и активно застраиваются. Хрупкая природа Прибайкалья, даже в особо охраняемых зонах, активно и безжалостно уничтожается, мусорные свалки на Ольхоне растут — чем больше будет туристов, тем быстрее пойдет процесс.

Область могла бы предложить туристам много разных других продуктов по всей территории региона (например, тур по железным дорогам или путям миграции древних народов), но агентство сделало ставку на семь направлений: спа, эко, аква, актив, этно, эвент и молодежный туризм. Молодежь, конечно, активна и легка на подъем, но она же и зарабатывает не так много, чтобы делать ставку именно на нее.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии