Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Диалог длиною в тридцать лет

09 апреля, 2012

 

 

Да, именно: любительскому театру «Диалог» Иркутского областного дома народного творчества и досуга 7 апреля исполнилось 30 лет, и три десятка лет театр ведет свой диалог со зрителем. Самым разным.

«Театр не может существовать без зрителя — это аксиома. А поскольку мы сразу же назвались «Диалогом», для нас общение со зрительным залом наиболее важно. Мы обязательно встречаем нашего зрителя, стараемся уже перед началом спектакля создать ту самую атмосферу, которая необходима для восприятия именно этого спектакля. Мы не можем жить без обратной связи с ним», — пишет в юбилейных размышлениях «Без глянца» режиссер любительского театра «Диалог» Валентина Семеновна Просекина.

Каждый спектакль в театре — это праздник для творческих людей, которые после работы спешат на репетиции. Любителями движет только любовь к театру. Они не профессионалы, но их зрители сопереживают героям, наслаждаются и восхищаются игрой актеров.

Участники театра «Диалог» — творческие люди самых разных профессий: Анна Портнягина — врач, Сана Безменова — бухгалтер, Елена Башкирцева — охотовед, Юлия Сапожникова — научный сотрудник Лимнологического института, Сергей Скарченко — театральный руководитель, Светлана Зубакова — заместитель главного редактора литературно-художественного альманаха «Первоцвет». Уже 20 лет они в театре! Молодые и талантливые участники театра — Павел Овчинников, Николай Мареев, Ольга Тугаринова. Участниками театра с его основания были студенты и преподаватели училища культуры. Частыми гостями театра «Диалог» за 30 лет стали музыканты, поэты, писатели, художники — интеллектуальная элита города Иркутска.

Театр «Диалог» был создан Валентиной Семеновной Просекиной в 1982 году при Иркутском культурно-просветительном училище на базе театрального отделения. Театр начинал репетиции «в обезглавленной» Иерусалимской церкви, где тогда размещалось театральное отделение училища культуры.

Первым спектаклем «Диалога» была постановка по пьесе Ольги Кучкиной «Страсти по Варваре», после которого театр сразу же вышел за рамки статуса учебного и фактически стал театральным молодежным объединением города, куда приходили творческие люди разных специальностей. Через три года при театре начинает работать студия, в которой 15—17-летние ребята обучаются актерскому мастерству, сценической речи, движению, изучают литературу и искусство.

В 1990 году театру «Диалог» было присвоено звание народного.  В этом же году возникла необходимость искать новое место, так как здание завода тяжелого машиностроения имени В.В.Куйбышева было передано в аренду коммерческим структурам. В 1991 году театр-клуб-студия «Диалог» стал работать при Иркутском областном центре народного творчества и досуга (ОЦНТиД), а местом репетиций и представлений стал актовый зал энергетического колледжа.

Параллельно на сцене колледжа репетирует и дает представления другой любительский театр ОЦНТиД —«Содружество», который возглавил талантливый ученик Валентины Просекиной Александр Гречман. После совместно проведенной реконструкции актовый зал колледжа превратился в театральный. Режиссер и участники театра помогают колледжу в проведении различных культурно-художественных акций, поэтому в составе двух студий «Диалога» занимается немало студентов колледжа.

Театр «Диалог» фактически является театральным методическим центром. Валентина Семеновна Просекина ведет для студентов колледжа студию художественного слова. На все спектакли и творческие вечера приглашаются городские, а при возможности и областные театральные коллективы. По окончании спектаклей проходят обсуждения.

Участники «Диалога» создали уже около десятка театров в области и стране. Некоторые «диалоговцы» стали актерами и администраторами профессиональных театров, многим занятия в «Диалоге» помогли обрести себя в своей профессии.

Главное в работе театра, как считает Валентина Просекина, — научить людей общаться. Свой опыт, сомнения, поиски, достижения и просчеты она изложила в книге «Без глянца», и книга эта, несомненно, будет интересна ее коллегам — режиссерам и участникам театральных любительских коллективов.

За 30 лет существования в репертуаре театра были разные пьесы: «Физики» Фридриха Дюрренматта, «Старший сын» Александра Вампилова, «Зойкина квартира» Михаила Булгакова, «Чайка» Антона Чехова, «Марьино поле» Олега Богаева, «Волки и овцы» Александра Островского, «Алые паруса» Александра Грина, «Прости меня» Виктора Астафьева, «До третьих петухов» Василия Шукшина, «Месяц в деревне» Ивана Тургенева. Все это время особое место в репертуаре занимала русская классика.  Это Пушкин и Чехов, Тургенев и Гончаров... А главные темы спектаклей — поиск смысла жизни, возможность оставаться человеком в самых трудных ситуациях.

Выбирая репертуар, Валентина Просекина рассуждает так:

— Иной зритель, может быть, скажет: ну вот, опять что-то из жизни купцов да помещиков, как все это уже устарело!  Действительно, пьеса «Волки и овцы» Александра Николаевича Островского написана 150 лет назад. С тех пор целая эпоха прошла: появились автомобили, компьютеры, сотовые телефоны.  А изменилась ли человеческая природа? Вот над этим и приглашает поразмышлять театр «Диалог».

И вот на сцене действие пьесы происходит в наши дни, все персонажи в современных костюмах, у них в ходу ноутбуки и телефоны, они активно используют современные предвыборные технологии... А в пьесе, оказывается, не изменено ни одного слова!

А вот пьесы современного молодого драматурга Олега Богаева с успехом идут в театрах Москвы. Радиоспектакль «Комната смеха» поставлен в Париже на «Радио Франсе», а спектакли «Русская народная почта» и «Марьино поле» собирают полные залы в Чикаго и Вашингтоне. Артисты любительского театра — народ скромный, который не претендует на лавры такого уровня. Они проживают жизнь героев на сцене и выносят на зрительский суд свое понимание и восприятие этой замечательной истории замечательной любви замечательных женщин — простых крестьянок, надежды и опоры России...

«В спектакле «Физики» Дюрренматта артистам театра «Диалог» удалось передать глубинную мысль: мы никогда не сохраним нашу Землю, любовь, если не придем к пониманию друг друга, если не сумеем противопоставить разрушительным инстинктам силу нравственного и духовного очищения», — пишут о спектакле театра. И далее, уже другой автор, известный театральный критик Сергей Захарян: «Есть в спектакле целый ряд живых, открытых моментов, когда рождается ощущение бережного вглядывания, вслушивания в возможности знаменитой пьесы. Это передается артистам сверху, от «Чайки» — Просекиной... И я, много лет зритель «Диалога», утверждаюсь в своем уважении и любви к этой честной работе, особенно в удивительном финале, когда, все сыграв, артисты усаживаются перед первым рядом на скамью спиною к нам — и наступает драгоценный момент сосредоточенной тишины».

Валерий Хоменко, кинодокументалист и театральный критик, вторит: «Я не раз называл актрис некоторых любительских театров, которые мало того что ни в чем не уступают профессионалам, но являются поистине выдающимися мастерицами! Одна из них, Анна Портнягина, врач, блистательно, легко, полетно, свободно, с верой и вдохновением играет Нину Заречную... Она в искусстве — состоялась».

Любительский театр «Диалог» является дипломантом городского фестиваля «Студенческая весна». Театр удостоен диплома I степени областного конкурса чтецов, посвященного 55-летию Победы, и гранта I степени губернатора Иркутской области.  Театр неоднократно становился участником и лауреатом таких фестивалей, как «Прикосновение к русской классике», «Театральная осень на Байкале», «Иркутск: театр + апрель», «Алые паруса», а также Сибирского молодежного театрального фестиваля-лаборатории «Сцена Байкала».

Иркутский областной дом народного творчества желает самодеятельным актерам, которые выбрали дорогой своей судьбы театр «Диалог», вдохновения и новых творческих свершений.

 

Наталья Останина, специально для «Байкальских вестей».

Фото из архива театра

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии