Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дети как творцы Вселенной

11 апреля, 2011

 

Иркутские школьники прикасаются к космосу своими руками

 

 

 

Автор материала Елена Шерстова — руководитель детского космоцентра, филиала областного центра технического творчества в иркутской средней школе № 4, по диплому — учитель физики. По окончании вуза работала в астрономических учреждениях, а в 1980 году перешла в систему дополнительного образования педагогом астрокружка.

30 лет Елена занимается проблемами астрономического образования среди детей и старшеклассников Иркутска и региона. По ее инициативе в 1988 году был создан астроклуб для подростков, а в 1996 году при поддержке космонавта Александра Сереброва и дирекции школы № 4 на базе астрокружка был организован детский космоцентр для младших школьников — как региональное подразделение Всероссийского аэрокосмического общества.

Ею созданы авторские программы кружковых занятий по астрономии для младшего и среднего школьного возраста;

Шерстова — дипломант III Всероссийского конкурса авторских программ по дополнительному образованию (1998). Юные воспитанники Шерстовой — участники областных, региональных, всероссийских и международных конкурсов и слетов космической направленности, за что имеют около 150 грамот и дипломов.

Шерстова — автор около 120 популярных статей в областной и городской прессе, имеет полтора десятка публикаций в научно-педагогических сборниках Иркутского и Санкт-Петербургского педагогических университетов, два методических сборника по дополнительному астрономическому образованию.

Имеет награды от Федерации космонавтики, Всероссийского аэрокосмического общества, от российского Министерства общего образования. В 1991 году космонавт Николай Рукавишников вручил ей юбилейную медаль «ХХХ лет полета Юрия Гагарина», а в 2000 году ей вручен нагрудный знак «Почетный работник образования».

 

***

12 апреля 1961 года началась космическая эра — первый житель Земли побывал в космосе! Он сделал оборот вокруг планеты, и вскоре облетело земной шар его имя. Это был советский космонавт номер один Юрий Гагарин. Завтра исполнится полвека со дня того полета Гагарина, и мы оглядываемся назад, вспоминаем, размышляем...

Полеты человека в космос заставили пересмотреть многие аспекты астрономического образования, которое — вот парадокс! — сегодня стало исчезать из программы российской школы по причинам, не всем понятным.

Центр тяжести в сфере обучения астрономии плавно перемещается из школы в дополнительное образование. Есть даже термин «малая космонавтика», который подразумевает общественное движение по выращиванию «будущих космических кадров из детей и юношества в астрокружках, астроклубах и космоцентрах по всей стране».

Космические знания могут играть большую роль в становлении человеческой личности с самого раннего детства. Это поняли еще в прошлом веке крупнейшие ученые-«космисты» Александр Чижевский, Владимир Вернадский, Константин Циолковский.

Поэтому столь большое значение в Иркутском детском космоцентре придают занятиям астрономией с детьми младшего и среднего возраста. Дети 9—10 лет занимаются по авторской программе «Астрономия в картинках», которая является своего рода синтезом науки и искусства — астрономии и рисования, а для детей 11—14 лет разработана авторская программа «Космос в моделях и макетах», в которой астрономия переплетается с космическим моделированием и техническим творчеством.

Обе программы позволяют развивать логическое и образное мышление детей, зрительную память, пространственное воображение, фантазию, любознательность, творческие способности детей. Все научные понятия, такие как «спектр», «орбита», «комета», «астероид», «планета», ребенок постигает через рисунок, который сам и создает.

Дети создают на бумаге свой космос так, как они его понимают. И это самое интересное — на ваших глазах они становятся творцами Вселенной. Именно здесь находятся истоки зарождающегося в детях космизма и космического мышления. Они создают такие шедевры, которые можно поставить в один ряд с достижениями взрослых художников.

 

Сегодня мы свято храним в своем кабинете портрет Юрия Гагарина с автографами его жены Валентины и матери, Анны Тимофеевны, подаренный нам иркутянином Юрием Бочарниковым, инженером-испытателем ракетно-космических аппаратов космодрома Байконур...

 

Архив оригинальных космических рисунков юных художников космоцентра составляет несколько тысяч работ, это наше бесценное достояние. Из лучших рисунков комплектуются передвижные выставки «Космос глазами детей». В течение последних десяти лет эти выставки не раз экспонировались в Иркутском научном центре, в Институте солнечно-земной физики, в Иркутском педуниверситете, в областном центре технического творчества учащихся, в средней школе № 4 Иркутска и культурно-просветительских учреждениях Иркутска.  Так в детском космоцентре зародилось направление космической живописи.

Реакция и студенческой, и взрослой зрительской аудитории на космические рисунки детей никогда не была равнодушной.  Наоборот, многочисленные отклики ученых, педагогов, родителей достаточно эмоциональны. Например: «Мир прекрасен.  Закон космоса — красота. Дети это чувствуют. Они умеют доверять сердцу... Оставайтесь всегда детьми, смотрите на мир детскими глазами. Пусть разум не мешает, а помогает вам видеть красоту».

Обратимся к мнению ученых и профессиональных художников.  Необычный философский взгляд на детские космические рисунки высказывает искусствовед Валерий Кленов, обозревая в журнале «Техника — молодежи» Всесоюзную выставку детских космических рисунков: «Мы привыкли видеть в хрупких... фигурках детей лишь беззащитность и не в состоянии заметить заключенной в них огромной духовной силы. Дети не знают, почему и как они появились на свет, как в бездонных пучинах времени и пространства загорелась искра их жизни. Но отчего временами так глубок и всеведущ взгляд ребенка, взгляд, поразивший Платона? Подобно инопланетянам, занесенным на Землю космическим ветром, начинают они осваивать окружающий их диковинный, непонятный мир, постепенно становясь такими же, как мы, людьми... Дети — это не просто продолжатели рода. Это беспрерывно рождающаяся мечта человечества о своем будущем... Дети — это новое грядущее человечество».

Научившись чувствовать себя творцами Вселенной на бумаге, кружковцы космоцентра испытывают потребность конструировать объемные изображения космоса — и в кабинете космоцентра появляются космические панорамы: вид на Юпитер или на Сатурн со спутника, а также космические города будущего, макеты астероидов и модели планет-гигантов — тех же Юпитера, Сатурна, Урана, Нептуна, марсианского вулкана Олимпия, метеоритного кратера Бэрринджер в Аризонской пустыне...

Так зародилась идея создания авторской программы «Космос в моделях и макетах».

 

Качество экспонатов достигло такого уровня, что научные учреждения уже обращаются к детям! Так, по заказу астрономической обсерватории ИГУ кружковцы изготовили для нее фрагмент лунной поверхности в районе кратера Архимед, макет-схему падения Сихотэ-Алиньского метеоритного дождя, схему полета Витимского болида...

 

В мае 2004 года коллектив детского космоцентра рискнул представить свои космические экспонаты на суд ученых Института солнечно-земной физики, где детям любезно было предоставлено отдельное помещение. Выставка заинтересовала ученых не только с научной точки зрения, но и как родителей.

Заместитель директора института Геннадий Смольков, доктор технических наук, взглянул на нее даже в нравственном ракурсе: «Этот космоцентр — удивительное явление в современной России, катящейся в пропасть безнравственности... Когда смотришь на экспонаты, радуешься... Хочется надеяться, что в России еще не все потеряно в воспитании детей и молодежи».

Кандидат физико-математических наук Людмила Ермакова написала в своем отзыве: «Очень правильно, что детей знакомят с устройством Вселенной в таком раннем возрасте и в такой неординарной форме! Сооружая макет астероида или панораму спутника Юпитера, они буквально своими руками прикасаются к космосу, поэтому им легче осознать себя как часть его. И у детей воспитывается уважение к научным знаниям, а не к той астрологической чепухе, которой полно на страницах газет и на экранах».

Любопытное обстоятельство: в процессе космического моделирования для нас очень важен такой фактор, как научная достоверность. При изготовлении экспонатов кружковцы изучают фотографии космических объектов, читают научно-популярную литературу, используют географические карты, а также обращаются к ученым, учитывая их советы и замечания.

Качество экспонатов достигло такого уровня, что научные учреждения уже обращаются к детям! Так, по заказу астрономической обсерватории ИГУ кружковцы изготовили для нее фрагмент лунной поверхности в районе кратера Архимед, макет-схему падения Сихотэ-Алиньского метеоритного дождя, схему полета Витимского болида. Позже получили заказ на изготовление макета Патомского кратера.

Одним словом, несомненно одно: космические знания, как подсказывает логика, должны быть все более востребованы обществом. Именно они формируют новое глобальное планетарное мышление, необходимое для грамотной, разумной жизни на планете.

Елена Шерстова, специально для «Байкальских вестей».
Фото из архива автора

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии