Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Дадим мы Азии угля...

19 сентября, 2011

 

 

А также газа, нефти и продуктов их переработки


Решение основных проблем развития Дальнего Востока и Байкальского региона должно базироваться на принципе опережающего развития энергетического потенциала территорий за счет ввода новых генерирующих мощностей и строительства новых объектов сетевой инфраструктуры — к такому выводу пришли участники конференции «Европа — Россия — Азиатско-Тихоокеанский регион. Энергетика: интеграция и сотрудничество». Конференция прошла в Иркутске 13 сентября 2011 года в рамках VII Байкальского экономического форума.

 

Надежный партнер и щедрый продавец

Открывая работу конференции, руководитель администрации президента Российской Федерации (АП РФ) Сергей Нарышкин заявил, что обеспечение доступа к энергетическим ресурсам для всех заинтересованных сторон является важнейшим фактором экономической стабильности и успешного развития экономики всех стран.

Правительство Российской Федерации будет уделять повышенное внимание вопросам международного сотрудничества в сфере энергетики, причем интеграция будет идти со странами как Европы, так и Азии. На Европу сейчас приходится около 85 процентов российского экспорта нефти и газа, причем наша страна зарекомендовала себя как надежный поставщик, который выполнял обязательства даже в то время, когда у нас менялся общественный строй и на смену СССР пришла современная Россия.

Оценки руководителя АП отчасти расходятся с мнением европейцев, которые давно уже стараются найти альтернативу российскому топливу, чем, собственно, и объясняется активное участие европейских государств в событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Особый отпечаток на отношения России и ее западных партнеров наложили так называемые газовые войны, вспыхивающие регулярно как раз в разгар отопительного сезона — из-за чего России пришлось строить новую трубопроводную систему в обход территории бывших стран Варшавского договора (Южный и Северный потоки) и вообще пытаться найти новые рынки сбыта для своих энергоресурсов.

Наиболее очевидным оказался восточный вектор, то есть стремление договориться с Китаем, Японией и Южной Кореей.  Первым в этом списке стал нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий океан», прорабатываются проекты строительства газопроводов и заводов по переработке газового сырья. С месторождений на острове Сахалин нефть и газ транспортируют в Японию и Южную Корею морским путем — с помощью самых больших в мире танкеров и специализированных судов для перевозки газа.

Сергей Нарышкин заявил, что в целом работа идет удовлетворительными темпами и в правильном направлении, а в будущем Россия может стать не только поставщиком, но и координатором международного сотрудничества в энергетической сфере.

Тему государственной внешней энергетической политики подхватил заместитель министра энергетики Юрий Сентюрин, напомнив участникам конференции о том, что в целом государственную энергетическую политику в нашей стране регулирует документ «Энергетическая стратегия Российской Федерации до 2030 года».

Вокруг этого документа, который ставит главной целью развития топливно-энергетического комплекса устойчивую интеграцию России в мировой энергетический рынок, уже возникает целая система из более скромных по масштабу действия документов. В последние годы были разработаны и приняты стратегии добычи нефти и газа на севере Красноярского края, стратегия добычи и переработки газа на полуострове Ямал, стратегия развития угольной промышленности, закон об энергосбережении и энергоэффективности и так далее.

Говоря о формах международного сотрудничества и многовекторности российской энергетической политики, Юрий Сентюрин отметил, что речь идет не только о разнообразии рынков, но и о смене форм международного сотрудничества.  Россия все активнее участвует не только в торговле ресурсами, но и в аналитической работе, а западные компании принимают участие в реализации различных проектов путем как вхождения в акционерный капитал, так и создания совместных предприятий и предоставления новейших технологий.

В качестве наиболее перспективных проектов тем не менее заместитель министра назвал совместные проекты российских и китайских компаний по строительству новых генерирующих мощностей в Восточной Сибири — Ленской теплоэлектростанции, Нижнеангарской и Транссибирской ГЭС, сотрудничество в добыче угля и строительство трансграничных ЛЭП. Рассматриваются даже проекты совместных разработок в области альтернативной или так называемой зеленой энергетики.

Ненамного отстает от Китая и Монголия, которая планирует строительство целой серии ТЭС (одной в Улан-Баторе и нескольких — на базе угольных месторождений), за ней следуют Индия и Пакистан, тоже стремящиеся развивать собственную генерацию. Даже Япония, с которой у России отношения налаживаются с большим трудом, не отказывается от совместных проектов.

Юрий Сентюрин поспешил успокоить скептиков, сомневающихся в том, что у России хватит ресурсов для выполнения всех контрактных обязательств по поставкам газа.

— Сейчас наши обязательства составляют около 650 млрд кубометров в год, — пояснил заместитель министра, — нам нужно будет увеличить объем добычи до триллиона кубометров.  Все необходимое для этого у нас есть. Сейчас предусмотрено создание четырех новых центров газодобычи: полуостров Ямал, Штокмановское месторождение, месторождения Восточной Сибири и Сахалин-3.

 

Кондуктор, нажми на тормоза!

Президент фонда «Сколково» Виктор Вексельберг, который, как начальник над всеми российскими инновациями, вообще-то, должен был всячески возражать против монотонной и расширяющейся торговли сырьевыми ресурсами, был сдержан в оценках. Он заявил лишь, что Россия упускает множество возможностей — в том числе и из-за того, что в нашей стране иностранным разработкам не обеспечена защита авторских прав, а российские ученые, в свою очередь, не имеют опыта представления своих разработок на международном рынке интеллектуальной собственности.

Научный руководитель Института нефтегазовой геологии и геофизики имени А.Трофимука Алексей Конторович напомнил участникам конференции, что в газе Восточной Сибири содержится весьма высокая доля гелия. Этот газ, как, впрочем, и большую часть остального углеводородного сырья, выгоднее было бы перерабатывать на территории России, для чего в Иркутской области следует создать мощный центр переработки газа.

Научное обоснование этого проекта, включающее строительство региональной системы трубопроводов и освоение малых месторождений, подготовлено институтом, в котором работает академик Конторович. В основу этой работы положены тридцать лет напряженной работы, исследования и расчеты. В предложениях предусмотрено, что часть газа будет переработана практически на месте добычи и отправится потребителю (газохимическим предприятиям Ангарска и Саянска) по продуктопроводам, а непереработанные фракции пойдут на тепловые электростанции, что позволит электрифицировать часть территории области и трассу БАМа.

Генеральный директор ОАО Саянскхимпласт Николай Мельник заявил, что он и его компания полностью поддерживают предложения академика Конторовича.  Саянскхимпласт призывает все заинтересованные стороны — в том числе правительства Российской Федерации и Иркутской области — не забывать о том, что газ является не только экологичным видом топлива и ценным экспортным ресурсом, но и сырьем для химической промышленности, продукция которой пока занимает очень скромную долю в российском экспорте — 5 процентов против 9—12 — у стран Европы и США.

Россия использует в качестве сырья только три процента добываемого газа, что наносит стране существенный экономический ущерб: с одной стороны, страна вынуждена закрывать собственные химические предприятия, с другой — закупает готовую продукцию химической промышленности за рубежом, и зачастую такая продукция полностью вытесняет на рынке отечественные товары.

Николай Мельник продемонстрировал участникам конференции длинный список товаров и продукции, которые могут быть произведены в Иркутской области в том случае, если будет принято решение о дальнейшем развитии в регионе газохимии, — особый акцент при этом он сделал на производстве автомобильного топлива.

Между тем в области имеются важные предпосылки для развития газохимии: уже существующие производства в Ангарске и Саянске (по мнению Николая Мельника, нельзя сбрасывать со счетов даже Усолье-Сибирское), подготовленные кадры, наработанная технология и — что самое важное — желание заниматься решением сложных технологических и производственных задач.

Разработка газовых месторождений Восточной Сибири и строительство трубопроводной системы должны включать схемы синхронного развития комплексов газопереработки — таков был главный акцент, который сделал в своем выступлении Николай Мельник. Он представил готовую схему организации единого газохимического комплекса области, объединяющего множество разрозненных на сегодня производств и научно-технических лабораторий. В случае создания такой комплекс сможет уже в ближайшие годы производить товарную продукцию и выйдет с ней на мировой (для начала хотя бы азиатский) рынок.  Саянскхимпласт, например, уже сегодня готов производить высокотехнологичные полимеры, которые в России вообще не производятся, но в больших объемах закупаются за рубежом.

В завершение своей речи Николай Мельник призвал правительства страны и региона как можно скорее начать работу по урегулированию проблемы энергетических тарифов. По его оценке, они растут такими темпами, что уже сейчас промышленным предприятиям становится выгодно строить собственные тепло- и энергоисточники: окупаемость таких проектов составляет всего от трех до пяти лет, что вполне удовлетворяет руководство предприятий.

Государство также должно взять на себя работу по составлению балансов добычи и потребления газа в стране и регионе, изучение внешних рынков и формирование конкурентной среды внутри страны. Все эти задачи может решать только государство, подчеркнул Николай Мельник: оно должно создать государственную газотранспортную компанию и обеспечить всем участникам рынка равный конкурентный доступ к системе транспортировки газа.

Государство должно предоставить гарантии обеспечения действующих и новых предприятий углеводородным сырьем —только так можно будет привлечь в отрасль дополнительные инвестиции в долгосрочной перспективе. В качестве положительного примера Николай Мельник привел Республику Татарстан, где реализация схожих предложений привела к стремительному расцвету газохимического комплекса.

 

Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Фото Алексея Ильина, «Байкальские вести» 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии