Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Корона в ожерелье

28 августа, 2017

Окончание. Начало в № 36

Четвертого августа в Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея на улице Карла Маркса, 23, открылась выставка «Своевременное искусство. Леонид Баранов, его друзья и герои», представленная Российской академией художеств.

На выставке, которая заняла оба этажа Галереи сибирского искусства, многое впечатляет, но в большей степени скульптуры самого мэтра — Леонида Баранова.

Подхожу к работе «Пушкин и муза». Работа представляет собой скульптурную композицию, на которой поэт, слегка запрокинув голову, стоит, как бы отстранившись, застигнутый в период наибольшего вдохновения и поэтической окрыленности, которая традиционно представлена в виде прекрасной античной девы-музы. Она и скромно, и величественно расположилась чуть поодаль от поэта, на постаменте. Муза, как и полагается, полуобнажена, но целомудренна, красива, гармонична. Она держит в руках раскрытую книгу, указывая пером на страницы, на которых вот-вот появятся новые гениальные строки. Этот период озарения, романтической приподнятости духа, слияния поэтического мгновения рождения стиха и сиюминутности, земного пребывания поэта с нами передает скульптор в этой великолепной работе.

1.jpg2.jpg3.jpg4.jpg

Обращает внимание и долго не отпускает от себя фигура размышляющего Гоголя. О напряженно работающей мысли писателя говорит невольный взмах его правой руки, как бы жестикулирующей, обращенной у Гоголя с вопросом к самому себе, а может, к невидимому собеседнику, в надежде услышать ответ: «Русь, куда несешься ты? — спрашивает Николай Васильевич. — Дай ответ». Но Русь ответа не дает, и великий классик застывает с немым вопросом в глазах и на устах.

В любой работе Леонида Баранова присутствует его авторская интонация, глубоко патриотичная, наполненная любовью к модели, где-то с долей иронии, но всегда узнаваемая и с ярко выраженным индивидуальным началом, со своим собственным голосом, художественным почерком и стилем. И всегда его работы изысканны, изящны, ярки по смыслу и сути, глубоко выразительны.

Таковы, например, скульптуры Михаила Кутузова —сосредоточенного, углубленного, мудрого полководца; Петра I — целеустремленного, энергичного, деятельного, обдумывающего планы обустройства России. Эти перечисленные качества характера его персонажей ярко читаются и отражены в работах. Интересен бюст Екатерины II — чувствуется ум, дальновидность, жесткость, размах, непреклонность императрицы в политических вопросах и решениях. Но вот правая обнаженная грудь, будто нечаянно показавшаяся из-под корсета, по задумке мастера говорит о ее человеческих слабостях и страстях, что вполне сочетаемо с ее сильными сторонами характера.

За более чем сорокалетний период творческой деятельности Леониду Баранову удалось создать уникальный мир образов, ориентированных на ценности высокого искусства. До сих пор он остается верен своей главной теме — поэтической интерпретации образов великих деятелей истории, науки и культуры. При этом мастер в постоянном поиске обновления форм, желания экспериментировать, пробовать, искать. В любой своей работе Леонид Михайлович максимально приближается к человеку. С одной стороны, к тому, кого творит, а с другой — к тому, для кого он это делает. И этот мостик, который он выстраивает между нами и людьми из разных эпох и столетий, делает нас ближе друг другу, стирает, уменьшает дистанцию времени. По воле скульптора они словно протягивают нам руку из другой эпохи, вот так просто, по-дружески, по-человечески… И время отступает.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы областного художественного музея.

На фото: Скульптуры работы Леонида Баранова: 
Пушкин и муза; Гоголь; Екатерина II; «Воскресение»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии