Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Шахматный мартиролог Приангарья

01 июня, 2015

Выпуск № 21 (587).
Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

1-Кучук-Иван-Иванович.jpg

Как, наверное, многие читатели знают, наши исторические изыскания не ограничиваются только иркутской темой. Вся Сибирь и Дальний Восток находятся в сфере наших интересов, а с учетом дореволюционной географии — Урал и азиатская часть России (Туркестанский край и Акмолинская область), относившиеся (или непосредственно примыкавшие) в разные годы к Сибири.

Поэтому такой богатый на шахматные традиции город, как Омск, естественно, не мог нас не заинтересовать. С помощью нашего московского коллеги Владислава Новикова удалось собрать материал, относящийся к периоду не только создания омского шахматного кружка (в 1893 году), но и его дальнейшего развития, выявить десятки фамилий членов этого кружка и подготовить биографические сведения о них. При этом ни мне, ни моим коллегам не довелось за это время ни разу побывать в Омске и приобщиться к его архивам, все поиски велись дистанционно, так что можно представить, насколько наши данные можно еще дополнить.  

Выяснилось, что в кружке был ярко представлен, прежде всего, военный спектр. Многие члены общества были либо кадровыми офицерами, либо преподавателями кадетского корпуса, либо его воспитанниками. А все потому, что Омск представлял тогда собой главный военный форпост не только Западной Сибири, но и всей южной части страны.

Но все-таки трудно было предположить, что шахматная жизнь Омска вдруг окажется связана с Иркутском, отстоящим от него на тысячи километров. А связал два этих города человек, для которого Омск и Иркутск стали местом не только рождения и смерти, но и наиболее важных лет жизни.

Павел Иванович Кучук (1873—1937)

Он родился в Иркутске, в семье поручика Ивана Ивановича Кучука, который в 1861 году являлся командиром 3-й роты Иркутского гарнизонного батальона. В нашем городе появились на свет и все остальные его дети: Константин (1849), Капиталина (1854), Коронат (1855), Ольга, Владимир (1867) и самым последним Павел (1873). Все сыновья стали военными, все прошли через Омский кадетский корпус, а Коронат даже стал генералом.

Именно Коронат сначала и был претендентом номер один на причастность к омским шахматам — и статус его нравился, и какая-никакая привязка к Омску была. Возможно, он и был к ним причастен, но в 1893 году шахматные лавры, скорее всего, заслужил именно Павел, который как раз в это время заканчивал кадетский корпус. Вскоре он уехал учиться в Москву, в Александровское военное училище (которое в 1895 году закончил, получив назначение в Красноярск, где служил его старший брат), но омский турнир успел завершить, поделив в нем 13—14-е места среди 16 участников (а начинало 25 человек). Правда, надо еще проверять версию с его старшим братом Владимиром, жизнь которого также позже оказалась связана с Омском.

Оставаясь на службе в Красноярске (сначала подпоручиком, потом поручиком), Павел в 1903 году был прикомандирован к приготовительной школе Сибирского кадетского корпуса в Иркутске, то есть в некотором смысле оказался на родине. Родителей, конечно, в живых уже не было, но Кучуки в нашем городе не перевелись: в 1908 году носитель такой фамилии имел домовладение в Ремесленном предместье на улице Писаревской, 13.

К 1909 году Павел Иванович становится штабс-капитаном и по-прежнему причислен к Красноярску. Накануне Первой мировой войны он снова оказывается в Омске, где жил его старший брат Владимир, работавший межевщиком в областном правлении (коллежский регистратор, жил на Банной, 43). Павел являлся секретарем штаба округа и был в звании капитана.

2-Владимир--и-Павел--Кучуки.jpg

Именно Владимир в своих воспоминаниях и поведал о дальнейшей судьбе своего младшего брата. Павел с началом войны ушел на фронт, по окончании которой оставил службу и приехал в Иркутск. Здесь его, как бывшего белого офицера, арестовали, доставили в Омск, но вскоре освободили. В 1924 году его снова арестовали, теперь дело рассматривалось уже в Иркутске, где он и начал отбывать наказание — пять лет лишения свободы, но вскоре по ходатайству родных снова был переведен в Омск. Работал тюремным скотоводом.

Эта иркутско-омская эпопея завершилась в 1937 году, когда Павла Ивановича, у которого к этому моменту было уже четверо детей, арестовали в очередной раз. Очевидно, что с таким «послужным списком» предыдущих репрессий шансов выжить у бывшего белогвардейца не оставалось, — вскоре он был расстрелян. Как ни прятался он от властей — занимался огородничеством, животноводством, а в последние годы был бухгалтером в отдаленном селе — они его все равно достали. По-другому тогда, увы, быть и не могло…

Наверняка во многих сибирских городах (Иркутске, Омске, Томске, Красноярске, Новосибирске и других), где жили и служили Кучуки, остались их потомки. Будем надеяться, что кто-то из них откликнется и дополнит наши сведения.   

Выражаем признательность за помощь Леониду Анатольевичу Бенедиктовичу (Минск), предоставившему материалы о сибирской ветви рода Кучуков.

Ответ на 16-е задание конкурса

УШ-21.jpg

1.Ch1! Cd2 2.Ka7 C:b4 3.Kc6+ Kpf4 4.K:b4 Kpg3 5.Kf1+ Kpf2 6.Kd2 Kg2! 7.Kd3+ Kpg1

8.Kf3+ Kp:h1 9.Kf2х.

Фамилии правильно ответивших приведем в следующем выпуске.

Наш адрес: 664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а.
Телефон: (3952) 209-604. E-mail: chess_ns@front.ru.

На фото: Иван Иванович Кучук — основатель иркутской
и сибирской ветви Кучуков;

Братья Владимир (слева) и Павел Кучуки: оба жили в Омске
и могли быть причастны к шахматному турниру 1893 года

 

 

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии