Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Чуть помедленнее, цены!

02 сентября, 2014

 

Первый заместитель председателя правительства Иркутской области Виктор Игнатенко провел первое заседание «Оперативного штаба по мониторингу и оперативному реагированию на изменение конъюнктуры продовольственных рынков на территории Иркутской области». Проще говоря, работа штаба будет состоять в том, чтобы ассортимент рынков не сокращался, а цены не росли.

Комиссия по борьбе со спекуляцией

— Колебания цен на рынках бывают сезонными, а бывают и такие, когда недобросовестные руководители пытаются использовать последние события в своих интересах, — пояснил участникам заседания Виктор Игнатенко. — Такой мониторинг у нас уже ведется в еженедельном режиме, нужно проводить анализ серьезных отклонений. А если рост на пять процентов — то это уже вопрос Москвы, не только Иркутской области.

Помимо мониторинга правительство области должно организовать и систему реагирования на рост цен. Первоочередной задачей считается организация как минимум одной ярмарки на каждые 30 тысяч жителей — то есть такой город, как Иркутск, должен иметь не менее двадцати ярмарок помимо уже существующих крупных торговых центров, стационарных рынков и продовольственных магазинов. Каждая ярмарка должна работать в одном и том же привычном для населения месте, причем не менее двух дней подряд, чтобы «сарафанное радио», работающее надежнее муниципальных газет и местных телеканалов, успело известить всех заинтересованных в недорогих и качественных продуктах.

Главное на сегодня мероприятие — мониторинг цен — взяла на себя Служба потребительского рынка и лицензирования Иркутской области во взаимодействии со всеми 42 муниципальными образованиями. В каждом крупном населенном пункте определены торговые точки (в том числе рынки, сетевые магазины, нестационарные торговые места), где каждую среду проводится фиксация  цен на основные продукты. Перечень из 40 пунктов был определен федеральными органами власти, и отступить от него нельзя. При этом 28 видов продуктов — это то, что попало в списки запрещенных к ввозу из США и стран Европейского союза, а остальные 12 — другие социально значимые продукты повседневного спроса. Параллельное наблюдение за ценами ведет Иркутскстат, но он фиксирует среднюю цену, а Службу потребительского рынка интересуют максимальные и минимальные цены.

Результаты первого мониторинга не выявили конкретные и однонаправленные тенденции к росту или падению цен — на 12 продуктов цены выросли, на 16 упали, но все в незначительных пределах. При этом на пять видов товаров (в их числе апельсины, мандарины) выросли на 0,3—0,5 процента, свинина — на 0,7 процента, говядина — на 0,6 процента. Самый быстрый рост цен был зафиксирован в группе элитных деликатесных товаров: колбасы сырокопченые подорожали на 3,3 процента, яблоки дорогих сортов — на 2,2 процента. Иркутскстат подтверждает рост цен на говядину и свинину (0,4 и 0,7 процента соответственно), овощи, картофель и молочные продукты традиционно сезонно подешевели. Аналогичную динамику цен показывают и данные по всей Российской Федерации.

Если сравнивать динамику цен в области с другими регионами Сибирского федерального округа, то у нас минимальный рост цен на говядину. Однако по росту цен на свинину мы занимаем 11-е место (максимальный рост у 12-го места), по ценам на курятину – 10-е место, на колбасу вареную — 11-е, сыры твердые — 12-е место, замороженную рыбу — 9-е место. Снизились цены на масло сливочное (1-е место в Сибирском федеральном округе) и сметану. Цены на молоко остались неизменными.

— Первый мониторинг прошел, система налажена, и она будет работать, — заявила исполняющая обязанности руководителя Службы потребительского рынка и лицензирования Елена Гусева. — Служба потребительского рынка в объеме своих полномочий сдерживать цены не может, но если где-то рост будет очень резким, мы проинформируем всех, включая прокуратуру.

 

Комиссия по борьбе с саботажем

Участники совещания сразу выразили сомнение в том, что подобная динамика сохранится достаточно долго. Закупочные цены, заявил один из гостей, на мясокомбинатах на отдельные виды мяса выросли на 30—35 процентов. Общеизвестно, что Иркутской области собственного мяса крупного рогатого скота «катастрофически не хватает», поэтому его закупают за рубежом, за полновесную валюту. А курс евро, например, за год вырос на 20 процентов. Неуклонно растут энергетические тарифы и стоимость горюче-смазочных материалов.

— Каким образом можно регулировать цены в таких условиях? Кто рискнет сказать сельхозтоваропроизводителю: давай оставь цены на прежнем уровне? Мы должны обеспечить мотивацию местного производителя для увеличения производства, но даже и в этом случае эффект будет только через два года. Вырастить свинью — нужен год, вырастить бычка — два года, — пояснил свою мысль один из участников совещания.

Заместитель министра сельского хозяйства Николай Эльгерт сообщил, что его ведомство организовало мониторинг отпускных цен областных сельских предприятий. Базовым днем для отсчета динамики цен было определено 7 августа 2014 года — таково было требование Министерства сельского хозяйства РФ. Ежедневно, включая субботу и воскресенье, подается справка о ценах, и результаты на сегодня таковы. Тонна говядины в живом весе подорожала на 4 тыс. рублей; в убойном весе цена снизилась на 18 тыс. рублей. Курятина в живом весе подорожала на 386 рублей на тонну; цены на свинину не изменились. Молоко сырое подешевело на 4 тыс. рублей, а вот пастеризованное подорожало на 5 тыс. Сыры мягкие (твердых в области не производят вообще), как и сливочное масло, не подорожали. Цены на картофель за две недели упали с 12 до 9 тыс. рублей за тонну. Морковь за то же время подешевела с 35 до 22 тыс., капуста белокочанная — с 12 до 7,8 тыс. рублей за тонну.

— Будем говорить откровенно, снижение это сезонное, — констатировал заместитель министра. Плюс сработал такой фактор: китайские производители выбросили на рынок картошку за бесценок. Никто ее качество никогда не проверял, но цену сбивают здорово. А в целом нужно быть готовыми к тому, что цены будут расти. Механизма реагирования на рост цен — у министра может быть другое мнение, я скажу свое — у нас нет. Мы не даем денег на сдерживание цен, даем только на обновление материально-технических средств, без чего вообще все производство может остановиться. Товаропроизводитель реагирует на объективные процессы роста цен на составляющие, поэтому мы цены отслеживаем, но не более.

По мнению Николая Эльгерта, рост цен неизбежен, а размеры предсказать невозможно. Помимо того что цены на технику растут, может измениться — в связи со взаимными санкциями — и сам рынок этой техники. В четвертом квартале, когда начинаются оптовые закупки удобрений, неизбежен и рост цен на них. В рамках существующих программ, подтвердил заместитель министра, правительство Иркутской области не может повлиять на динамику цен на продовольствие.

— В соответствии с правилами в год нужно менять 10 процентов техники, — заявил Николай Эльгерт, — мы же меняем полтора-два процента. Мы вносим удобрений по 18—20 кг, а те, кто получает по 30 центнеров зерна с гектара, вносят по 40 кг. Перед нами стояла задача обеспечить стабильность — мы ее обеспечили, и даже рост небольшой наметился, но быстрее шагать мы не можем.

— Наша задача сейчас — фиксировать происходящее, — согласился Виктор Игнатенко. — Для дальнейшего управления отраслью наша информация будет иметь очень большое значение. Если возникают какие-то вопросы, будем решать — например, в рамках компетенции Федеральной антимонопольной службы.

 

Рост цен — от безысходности

Генеральный директор Иркутского мясокомбината Николай Виниченко начал свое выступление с заявления:

— Я 45 лет работаю в отрасли, но выступления Николая Эльгерта не понял.

По данным генерального директора, в 1991 году Иркутский мясокомбинат заготавливал 25 тыс. тонн мяса, в 2013 году — около 400 тонн. Как после этого можно говорить об обеспеченности области мясом на 57 процентов — Николай Виниченко не знает. Ситуация тем временем усложняется на глазах. Несмотря на то что Бразилия не попала в список стран, против которых введены санкции, на следующий день после их введения поставщики мяса направили в Иркутск телеграмму: переходим на предоплату, цена для вас увеличивается на 1 доллар на килограмм. Производители мяса из Бурятии, поставляющие в Иркутск свинину, за неделю дважды повышали цену, и в итоге она выросла на 15 рублей на килограмм.

— Если смотреть с 1 января, то у нас цены на свинину выросли на 36 рублей, на говядину — на 21 рубль, — констатировал Николай Виниченко. — И я не говорю о других составляющих — оболочки, специи, которых в России вообще нет. И тот рост на пять процентов, из-за которого я сейчас стою на трибуне, — он от безысходности, комбинат получил убытки на 10 млн рублей. Еще три-четыре месяца такой работы, и надо закрываться, людей отправлять на  улицу, и все.

По мнению Николая Виниченко, в области сложилось «катастрофическое положение с обеспеченностью сырьем». Если в Брянской области за последние два года построены и введены два свинокомплекса на три миллиона голов, то у нас «есть Усольский комплекс и больше ни одной свиньи нигде не бегает». По биологической норме области нужно около 350 тыс. тонн мяса, по оценке мясокомбината такой уровень пока недостижим.

— Крайним, как всегда, будет покупатель, но мы-то рядом с ним стоим, — заявил Николай Виниченко. — Сейчас мы ведем переговоры с Китаем и надеемся, что нам что-то продадут, но пока объективные данные говорят: чтобы выйти хотя бы «в ноль», розничные цены надо повышать на 20—25 процентов. Иначе нужно остановиться и не работать.

Большой удар по поставщикам мяса и переработчикам нанесло само правительство Российской Федерации. Как правило, когда вводятся экономические санкции с запретом поставок, оптовым покупателям дается срок на доставку уже оплаченных товаров. В нынешнем году все произошло совсем не так: уже оплаченный товар остался у поставщиков, и оптовики потеряли сотни миллионов евро, которые постараются компенсировать за счет отечественных переработчиков и потребителей, потому что других вариантов нет.

С замечаниями по докладу выступил представитель СХАО «Белореченское» Павел Франтенко. Он рассказал, что его хозяйство закупило для разведения несколько пород мясного скота и ждет большого прироста производства. Это не означает, что проблема будет решена силами одного хозяйства, но все не так мрачно, как видит Николай Виниченко. К полемике подключился и Николай Эльгерт. По его данным, с 2011 года в области действуют 211 инвестиционных проектов, в том числе более 40 — по мясному производству. Руководитель штаба Виктор Игнатенко поставил точку в споре, поручив заместителю министра встретиться с директором мясокомбината и сверить позиции по всем вопросам.

 

Ярмарок станет больше

Председатель комитета по  экономике мэрии Иркутска Алексей Альмухамедов заявил, что администрация города ведет постоянную работу по увеличению доступности городской территории для местных сельхозпредприятий. На сегодняшний день в Иркутске обустроены 1114  торговых мест — традиционные на Центральном рынке, на улице Тимирязева и более 350 новых — на улицах Марата, Чехова, Волжской, Ржанова, в Иркутске II, в Радищево и других местах. Из всех этих ярмарок всего четыре муниципальных, и на их организации бюджет МУП «Центральный рынок» несет большие убытки. С 29 августа нелегальная торговая точка на Волжской приобретает официальный статус городской ярмарки, затем появится ярмарка возле рынка «Ручей» на Синюшиной горе; рассматриваются варианты площадок для размещения ярмарок в Юбилейном, Первомайском и Университетском. Продолжит свою работу рынок возле троллейбусного парка и рынок на 36 мест на улице Чехова.

Усилия администрации города по вытеснению с Центрального рынка перекупщиков иногда приводят к парадоксальным результатам: перекупщики уходят, а производители не приходят, в результате чего места просто пустуют. Есть пустые места и в овощных рядах — всего 80 мест. Для снижения расходов муниципального предприятия администрация города планирует провести конкурс и определить стороннюю организацию, которая станет администратором краткосрочных сезонных ярмарок. Для таких ярмарок будет закуплено и мобильное оборудование  в виде навесов с одной стенкой, удобное в монтаже и сборке, пригодное для работы в течение двух-трех дней в сезон.

В целях борьбы с ростом цен администрация города готова расторгать договоры с арендаторами на рынках, если будет доказан факт необоснованного роста цены. С 27 августа в администрации начала работать «горячая линия», куда можно будет обратиться с заявлениями. Алексей Альмухамедов обвинил министерство имущественных отношений Иркутской области в затягивании решения о выделении ряда бесхозных участков в черте города для организации ярмарки. Председатель штаба по мониторингу цен Виктор Игнатенко предложил изложить все претензии отдельным письмом, чтобы правительство области могло разобраться в ситуации.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии