Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Читали ль вы?

25 июля, 2011

 

 

Пока у писателей отбирали дом со львами,
обыватели пытались покопаться на их творческой кухне...


Дом со львами... Неофициальное название Дома литераторов, присвоенное иркутянами этому особняку на улице Степана Разина, 40. Сколько я себя помню, он всегда принадлежал иркутской писательской организации, которая переехала сюда с улицы 5-й Армии где-то, если не ошибаюсь, в начале 70-х.  Здание было передано писательской организации бессрочно и безвозмездно.

Дом со львами и сегодня — приют для литературных сил Иркутска; чтобы войти в него, в его рабочие залы и кабинеты, нужно сразу же подняться по широкой и высокой лестнице, и это кажется даже символичным, намекая, что нужно хоть чуть-чуть подняться над суетой... Этот дом немножко старомоден, и это тоже понятно: во-первых, памятник истории и культуры, а во-вторых, денег на ремонт практически не выделяется.

 

Иваны Бездомные и эстеты бездумные

Сравнительно недавно, года полтора назад, вокруг дома разразился настоящий скандал — его хотели у писательской организации отобрать и передать федеральной службе, занимающейся как раз охраной культурных ценностей. В конце концов после вмешательства влиятельных людей, в частности прозаика Валентина Распутина и губернатора Дмитрия Мезенцева, дом возвращается писателям, но обывательских разговоров по этому поводу на всевозможных интернет-форумах по-прежнему ведется немало.

И, что удивляет, есть высказывания типа: а зачем писателям этот дом? Пусть на кухнях у себя собираются. Есть ли у нас вообще писатели? И зачем им три писательские организации?  И уж самое нелепое: мол, раз денег на содержание у них все равно нет, дом будет стоять обшарпанный и позорить своим видом всех честных иркутян — так уж лучше и в самом деле отдать другим, более богатым.

Можно было бы, конечно, согласиться с мнением тех иркутских эстетов, которых раздражает не очень лощеный вид писательского дома, будь этот дом исключением. Оглядитесь вокруг — мало у нас и в центре города домов и строений куда более запущенных, а то и полуразрушенных, и полуобгоревших?.. И ничего — миримся. Так что ревнителей красоты наших улиц просим просто потерпеть — ремонт здания не за горами.

А вот относительно высказываний: «А есть ли они у нас вообще, писатели? Кто они такие?» — хочется возразить: а читаете ли вы книги, господа, если у вас возникают такие вопросы? Знакомы ли вам имена, известные всей читающей России? Имена тех, благодаря кому Иркутская писательская организация считается лучшей в России — таково мнение правления Союза писателей России.

 

Немного истории и много имен

В рядах иркутских литераторов были такие широко известные в 30-е годы писатели, как Петр Петров, Константин Седых, Исаак Гольдберг, Иннокентий Луговской, Иван Молчанов-Сибирский, Павел Маляревский. По роману Константина Седых был поставлен фильм «Даурия», пьесы Маляревского долгие годы не сходили с театральных сцен. Позднее в литературу вошли Георгий Марков, Агния Кузнецова, Анатолий Ольхон. Георгий Марков, дважды Герой социалистического труда, много лет возглавлял Союз писателей СССР и помогал становлению многих известных писателей.

С 1950—1960-х годов и далее в Иркутске активно работали поэты Анатолий Преловский, Петр Реутский, Марк Сергеев; в литературу приходят ставшие позднее всемирно известными писателями и классиками русской литературы Александр Вампилов, Геннадий Машкин, Валентин Распутин. Активно работают в эти годы Дмитрий Сергеев, Евгений Суворов, Глеб Пакулов, Вячеслав Шугаев, Геннадий Михасенко, Анатолий Горбунов, Михаил Трофимов и другие.

Иркутские писатели известны всей стране, их книги публикуются в центральных издательствах массовыми тиражами, выходят и за рубежом.

Иркутская писательская организация дала стране пятерых лауреатов Государственных премий: это Седых, Маляревский, Марков, Преловский, Распутин.

В Доме литераторов имени П.П.Петрова работают литературные консультанты, действует областное литературное объединение для общения начинающих писателей, бюро пропаганды художественной литературы. В стенах Дома литераторов постоянно проходят художественные выставки, презентации книг, творческие вечера, обсуждения рукописей начинающих и именитых литераторов, встречи с депутатами, руководителями администрации, предпринимателями, в которых принимают участие и сами писатели, и широкая читающая аудитория.  Регулярно проводятся вечера молодых поэтов, учащихся и студентов, проживающих не только в Иркутске, но и в области.

Валентин Распутин, Анатолий Байбородин, Александр Семенов, Василий Козлов, Глеб Пакулов, Владимир Скиф, Валентина Сидоренко за эти десятилетия стали лауреатами всероссийских премий, Михаил Трофимов, Анатолий Горбунов, Олег Слободчиков, Татьяна Миронова, Татьяна Суровцева, Валерий Нефедьев, Семен Устинов — лауреатами премии губернатора Иркутской области.

Дом литераторов сегодня — один из культурных центров Иркутской области, живущий активной творческой жизнью. 18 января 2010 года по решению областных властей он получил новый статус областного государственного автономного учреждения «Иркутский Дом литераторов». Его директором был назначен член Союза писателей России прозаик Юрий Иванович Баранов.

В Иркутске есть еще две писательские организации, в которых состояли Дмитрий Сергеев, Борис Ротенфельд, Валентина Марина, Сергей Иоффе, Юрий Самсонов, Анатолий Кобенков и состоят по сей день Федор Боровский, Арнольд Харитонов, Людмила Бендер, Андрей Румянцев, Олег Корнильцев, не говоря уж об интересной творческой молодежи. И, несмотря на доставшееся по наследству размежевание, в писательской среде все более явственно прослеживается тенденция к объединению.

 

Культура и макулатура

О том, как живет сегодня Дом литераторов, мы беседуем с его директором Юрием Барановым. Понятно, что разговор о Доме невозможен вне жизни самой писательской организации.

— Денег на издание книг иркутских писателей практически не выделяется, — говорит Юрий Иванович, — хотя масса литературы появляется на прилавках магазинов. Только что это за литература? Сонники, фэнтэзи, всевозможный глянец, откровения типа «Записок дрянной девчонки» и «Как заарканить мужчину» и тому подобная макулатура. И все же иркутские литераторы продолжают свою подвижническую работу.

Появляются новые имена — причем это не всегда люди молодые.  Скажем, Александр Сергеевич Попов — совсем недавно мы презентовали его новую книгу «Родовая земля». В ней он рассказывает историю своей семьи, и это интереснейшее повествование, настоящее эпическое полотно — о том, как жили в Иркутске в девятнадцатом веке, как крестьяне осваивали эти места, как выбивались в люди. Даже сам показ того уклада жизни представляет собой интерес, я уж не говорю о том, что Попов — замечательный стилист, и чтение его вещей доставляет настоящее удовольствие.

С некоторых пор Александр Сергеевич стал публиковать свои сочинения под псевдонимом Александр Ас. Новый его роман «Крепка, как смерть, любовь» вышел в литературном журнале «День и ночь». Совершенно необычная вещь! На первых порах некоторые страницы вызывают некоторое внутреннее отторжение, — но вот преодолеваешь это, читаешь дальше — и чувствуешь, что он буквально завораживает своей стилистикой. Как он строит фразу! И понимаешь, что не случайно его очень ценит Валентин Григорьевич Распутин. Александр Ас достаточно много печатается, в том числе в журнале «Сибирь», а кроме того, публикуется и в Хабаровске, и во Владивостоке, и в Питере, и в Москве. То есть сейчас, когда очень сложно пробиться на всероссийский уровень, он уже достаточно хорошо представлен читателю страны.

Есть вообще абсолютно новое имя — это Андрей Антипин. Его рассказ «Пароход «Благовещенск» был опубликован в журналах «Сибирь» и «Современник» и стал лауреатом «Современника» как лучшая публикация в позапрошлом году. В журнале «Сибирь» недавно опубликован его роман в трех частях «Дела житейские». А автору — вы не поверите! — всего 26 лет, он недавний выпускник филфака ИГУ, но как он чувствует язык!  Вот чем отличается настоящая профессиональная литература. А то сейчас считается, что любой, кто знает алфавит, в состоянии что-то написать...

Вот, скажем, некий человек из политических фигур города вознамерился стать писателем и даже издал три книги, но о них ничего нельзя сказать, потому что это не литература. Это чтиво — взял, прочел и выбросил. Если еще сумел дочитать до конца. Масса стилистических погрешностей, ляпов и несуразностей вроде «сели за стол, закурили, и вскоре он (стол?!) наполнился клубами дыма». Таков его «художественный язык». Я уж не говорю о стройности композиции и глубине замысла. Но ведь люди неискушенные так и будут считать, что это литература...

Да нет, в том-то и дело: если мы хотим сохранить себя как нация, как народ, мы должны сохранять свой язык. И только литература может его сохранить. Потому я и говорю, что мы должны заботиться о молодых ростках, обязательно их выращивать, лелеять...

 

Крона и корни

— Кстати, о молодых. Об Андрее Антипине, молодом по возрасту, но, говоря словами Есенина, «зрело знающем работу», вы уже сказали. А кто еще составляет «надежду и будущее иркутской литературы»?

— В связи с этим вашим вопросом я хочу обратиться к такому факту. Недавно вышел коллективный сборник «Другие имена», в который включены стихи и проза молодых авторов. Я, как детский писатель, не мог не заметить, к примеру, Елену Анохину — это замечательный детский поэт, молодой, перспективный, которого надо оберегать.

И без творческих союзов, без общения, без постоянной и системной работы это невозможно: она обязательно должна куда-то приходить, встречаться с людьми, которые будут читать ее стихи, разбирать по косточкам, говорить что-то приятное и, может быть, указывать на ошибки: хотя это не очень приятно, без этого нельзя. Невозможно: не будет роста, развития.

Просто так, на кухне, это тоже делать нельзя, как нам предлагают некоторые «продвинутые» молодые люди. Молодому автору нужны и критика, и анализ, и обратная связь.

Я в основном говорю о прозаиках, потому что больше себя считаю таковым, к тому же названных мною Попова, Антипина пока еще мало знают, и немножко даже обидно за них. У нас, к сожалению, очень мало пишут об этом в прессе. Настоящей литературной критики, как таковой, слишком мало, но это примета времени, это проявляется не только в нашей области, но и в других регионах России.

— И это характерно, хочу заметить, не только для литературы, но и для театра, и для других видов искусства.  Но, по-моему, вы хотели назвать еще ряд имен?

— Да, и хочу подчеркнуть: иногда открываешь для себя творчество автора, который не так молод, но для тебя он был неизвестен. Очень своеобразные, интересные стихи пишет, скажем, Сергей Эпов. Возможностей издать книгу у него так же мало, как и у многих других, но стихи того стоят! Хорошо заявила о себе Юлия Подгорбунская, поэтическую подборку которой мы включили в сборник «Другие имена». Хотелось бы сказать и о сказках Любови Пежемской — при том, что имеют фольклорное начало, они тем не менее наделены авторским своеобразием и, на мой взгляд, заслуживают особого внимания.

Я бы сказал, что в литературу в последнее время нередко приходят люди зрелые, которые, прожив определенную часть жизни, вдруг почувствовали, что им есть что сказать. Скажем, в Новонукутске, в глубинке, обнаружился интересный поэт Кобелев — в совершенно зрелом возрасте вдруг начал писать стихи... В них чувствуется настоящая народная струна, народные корни.

 

Литератор и театр

— Совершенно согласна с вами — и в том, что общение писателей необходимо для роста и развития, и в том, что само существование Дома литераторов — примета города цивилизованного, культурного, каким Иркутск стремится быть...

— Конечно. Разве это не благо для Восточной Сибири, что у нас есть такой центр, где можно собрать лучшие силы? Здесь мы можем проводить литературные вечера, творческие отчеты, обсуждения рукописей. Это складывалось несколько последних десятилетий и придает особый привкус истории и культуры нашему городу.

Это уникальное явление, и злорадствовать по поводу того, что кто-то у нас пытался отобрать здание, могут только люди недалекие. Кстати, справедливость восстанавливается, и здание возвращается к тем, кому оно по праву принадлежало, — писателям.

— И все же меняется время — меняются какие-то формы работы. Что-нибудь новенькое придумали?

— Непременно. На первом этаже у нас будет действовать литературный театр — с нами согласилась работать режиссер театра-студии «Диалог» Валентина Просекина, имеющая большой опыт. Его — театра — работа будет направлена главным образом на то, чтобы показывать произведения иркутских авторов. Это — в первую очередь. Будут программы и по классикам русской литературы. Так что ждем того дня, когда первый спектакль литературного театра будет готов.

Идея такого театра вызревала давно. И это не все. У нас проводят свои мероприятия национальные культурные центры — прошел прекрасный литературный вечер Тараса Шевченко силами украинского культурного сообщества. Гостями на этом вечере были представители других обществ, а стихи Тараса Григорьевича читали в переводах на польский, на литовский, даже на чеченский и на татарский языки. Это было весьма нестандартное событие, и я думаю, мы внесем в культурную жизнь Иркутска еще немало интересного.

 

Порознь — и вместе!

— Юрий Иванович, по аналогии с Домом актера, который «принадлежит» артистам всех театров на равных, я хочу уточнить: а к какой писательской организации тяготеет Дом литераторов?

— Наш Дом — тоже для всех писателей. У Дома литераторов сейчас очень хороший контакт не только с писательской организацией, лидером которой недавно избран Василий Забелло, но и с той, которую возглавляет Виктор Бронштейн, и с той, во главе которой стоит Станислав Гольдфарб. У каждой есть свои планы, свои предложения, свои постоянные проекты.  Одни тяготеют к «Сиянию России», другие проводят фестиваль поэзии на Байкале, все вместе охотно разъезжают по области...

В организации Гольдфарба есть инициативная молодежь, и это приятно и полезно — общаться с такими молодыми людьми, в которых видится стремление жить в литературе, двигать ее, создавать нечто новое.

Василия Забелло очень занимает вопрос воспитания молодых писателей. У нас здесь часто проводит свои занятия студенческое литературное объединение «Глагол» из академии образования — это единственное официально зарегистрированное литобъединение, которое время от времени ухитряется даже издавать свои сборники, что сегодня равносильно подвигу.

Существует и наше собственное литобъединение, которое ведет Владимир Максимов, — он регулярно проводит занятия.

Так что слава, которую принесли Иркутску писатели разных поколений, вполне заслуженна, а чтобы творческий процесс продолжался, мы пытаемся создать для этого нормальные условия. Для этого и существует Дом, двери которого всегда открыты людям, не обделенным литературным талантом.

 

Любовь Сухаревская, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии

Для добавления авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.

Гим 01 августа 2011, 09:03
Любовь Иосифовна, вы знаете, как я вас уважаю (с) :), но как так вышло, что не упомянут самый значительный из связанных с Иркутском поэтов- Юрий Левитанский?
Любовь 02 августа 2011, 03:07
Ну вот так, Александр Владимирович, и вышло - теперь сама удивляюсь. Имя Левитанского, разумеется, и на слуху, и в душе, одно могу сказать - так вышло не намеренно. Спасибо - Вы очень внимательный читатель. И неравнодушный.