Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Частный кот в муниципальном мешке

21 ноября, 2011

 

 

Еще не родившись, многие жители Иркутской области
уже стоят в очередях...

 

 

 

Очереди в детские сады — проблема, которую пытаются решить разными способами: открывать дополнительные группы в уже имеющихся детсадиках, строить новые.... Некой панацеей в последнее время стали считать частные детские сады, которые помогают разгрузить очередь. Однако пока, учитывая цены за пребывание ребенка в таком садике — в Иркутске они доходят
до 28 (!) тысяч рублей, — сложно понять: частный детсад — это реальная помощь родителям или игрушка для богатых?

В прошлый четверг в Иркутске состоялся круглый стол на тему: «Частный детский сад: палочка-выручалочка или кот в мешке?».

В ролике, показанном участникам мероприятия, родители, дети которых ходят в частные сады, отвечали на вопрос: «Почему вы выбрали именно это дошкольное заведение?». Все как один ответили: «Потому что нет возможности попасть в муниципальный детсад. Очередь не движется»...

Людмила Коркушко, советник отдела дошкольного и общего образования министерства образования Иркутской области, привела цифры:

— В Иркутской области образовательные услуги детям предоставляют более тысячи дошкольных учреждений — прежде всего муниципальных, а также 38 ведомственных — Министерства обороны и РЖД. Детские сады в области посещают более 105 тысяч ребятишек, это 57 процентов от общей численности детей. В последние два-три года сеть дошкольных учреждений начала развиваться, пусть и не такими большими темпами, которые могли бы решить проблему. Тем не менее детсады строятся за счет средств областного и муниципальных бюджетов.

В Приангарье, напомнила Людмила Коркушко, действует областная государственная программа поддержки и развития учреждений дошкольного образования, утвержденная в 2008 году. В том случае, если бы она была полностью реализована, к 2014 году уже 72 процента детей смогли бы посещать детские сады, и социальная напряженность, связанная с устройством в детсад, значительно бы снизилась.

В очередь на получение места в детсадах по области стоят более 59 тысяч семей. При этом цифра вставших на учет от нуля до года — результат ажиотажного спроса, поскольку в садики принимают с полутора лет. Впрочем, особо предусмотрительные родители уже поговаривают о том, что надо бы вставать в очередь не в первые месяцы после рождения малыша, как это сейчас делают многие, а еще в период беременности...

Надежда Зыкова, главный специалист департамента образования Иркутска, сообщила, что 114 дошкольных муниципальных учреждений города посещают 23 тысячи детей от полутора до шести лет, или 58 процентов от их общего числа. При этом очередность на получение мест достаточно велика — 25 тысяч ребятишек, но практически полностью удовлетворен спрос для детей пяти-шести лет.

Галина Хаустова, начальник отдела лицензирования, аккредитации дошкольного и специального образования службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области, отмечает, что частные садики и иные детские структуры обязаны соответствовать всем требованиям, которые предъявляются к дошкольным учреждениям. Ребятишки могут находиться в них от нескольких часов до полного дня, в зависимости от специфики учреждения. Главное, отмечает Галина Хаустова, необходимо обеспечить безопасность детей — согласно санитарным и пожарным правилам, а помещение должно отвечать существующим нормам.

 


Особо предусмотрительные родители уже поговаривают о том, что надо бы вставать в очередь не в первые месяцы после рождения малыша, как это сейчас делают многие, а еще в период беременности...
 

В работе круглого стола приняли участие представители частных дошкольных учреждений. Разговор принял неожиданный крен: ожидалось, что представители малого бизнеса выступят единым фронтом и озвучат свои давно обдуманные проблемы и предложения. Однако дискуссия пошла достаточно вяло, а когда к ней подключилась депутат областного парламента Наталья Деньгина, выяснилось, что именно органы власти стараются наладить сотрудничество с представителями частных дошкольных учреждений, не всегда встречая отзыв.

Более того: известить при необходимости руководителей частных детских садов о каких-либо важных встречах затруднительно, поскольку, как сообщила Деньгина, «некий список есть, но он все время дополняется. Приходится искать через объявления, «Дубль ГИС» и так далее». Поэтому назрела необходимость создания организации, объединяющей частные детские дошкольные учреждения, чтобы общение было не единичным, а системным.

Однако в ходе разговора выяснилась удивительная вещь: оказывается, далеко не все эти учреждения имеют лицензию!  Это не укладывается в голове, поскольку даже продавать алкоголь или лечить зубы без лицензии нельзя. А воспитывать группу детей — можно?!

Во всяком случае, поисковые системы Интернета совершенно спокойно выдают длинные списки частников, которые ведут такой бизнес. При этом, как пояснила Галина Хаустова, на сегодня лицензии имеют 40 негосударственных образовательных организаций, из которых 19 принадлежат железной дороге. В число оставшихся входят три детских сада, 11 центров развития ребенка, школа раннего развития, просто школа развития, некоммерческая образовательная организация.

Так что вряд ли частники, которые не имеют разрешительных документов на ведение образовательной деятельности, захотят объединяться. Хотя процедура лицензирования при соответствии всем нормам не так уж сложна, а специалисты отдела лицензирования, аккредитации дошкольного и специального образования всегда готовы дать консультацию. В том числе по поводу того, какое помещение может подойти под детское дошкольное учреждение.

Поскольку иной раз люди арендуют площади, не задумываясь о том, что даже самый хороший ремонт не сделает подвал или бывшую парикмахерскую с зеркалами во всю стену помещением, пригодным для пребывания в нем ребятишек. Что движет в данном случае родителями, бог весть. Получается, что они платят сумасшедшие деньги за пребывание собственного ребенка в потенциально опасном помещении.

— Однажды мы начали обзванивать частные детские сады, чтобы пригласить руководителей на круглый стол, и многие собеседники, услышав, что ими интересуется кто-то из органов государственной власти, просто бросали трубку! Боятся, потому что нет лицензии. Но ведь ее можно получить, это решаемые сложности, если все соответствует требованиям! — отмечают представители власти.

В числе проблем, которые назвали частники, — высокая арендная плата и трудности с площадками для прогулок.

— Напомню, что на одной из подобных встреч присутствовал председатель городской думы Андрей Лабыгин, — говорит Наталья Деньгина. — И на аналогичный вопрос он ответил, что город готов рассмотреть возможность установки детских площадок в заявленных местах, но при условии, что частный бизнес пойдет навстречу. Например, возьмет несколько ребятишек с оплатой на уровне муниципального садика.

Детская площадка стоит, положим, 300 тысяч рублей. Месяц пребывания ребенка в частном детском саду — порядка 10 тысяч. Значит, трое ребят почти в течение года смогут посещать этот детский садик. Однако особого энтузиазма это предложение не вызвало, несмотря на то, что муниципалитет берет на себя обязанность еще и присматривать за этой площадкой, поскольку поставлена она будет по муниципальной программе.

 


В ходе разговора выяснилась удивительная вещь: оказывается, далеко не все частные детсады имеют лицензию! Это не укладывается в голове, поскольку даже продавать алкоголь или лечить зубы без лицензии нельзя. А воспитывать группу детей — можно?!
 

Предприниматели жалуются, что самая большая сложность —невозможность платить высокую арендную плату. Наиболее быстродоступный способ решить проблему, отмечает Наталья Деньгина, — передавать в аренду муниципальные площади на льготных условиях:

— Такой процесс уже начат. Составляется реестр площадей, которые можно освободить от арендодателей на будущий год. Но должно быть встречное движение: надо, чтобы арендаторы снизили родительскую плату до приемлемой. Давайте договариваться! Показывайте, какую часть в вашей структуре расходов занимают арендные платежи. Город — не благотворитель, он заинтересован в том, чтобы снижались очереди на устройство в детский сад.

Причем активные и инициативные частники могут помочь самим себе и с ремонтом арендованных помещений. Например, в прошлом году некоторые детские садики получили по сто тысяч рублей по городской программе поддержки предпринимательских инициатив. Рассматривается и вопрос субсидирования ремонта.

Без частных детсадов проблему очередей в Иркутске не решить, уверена Наталья Деньгина. Кто-то отдает ребенка в такое учреждение целенаправленно, кто-то (наверняка  подавляющее большинство) от безысходности, поскольку не может дождаться очереди в муниципальный сад.

Сейчас на рассмотрении в Госдуме находится законопроект, в случае принятия которого родителям, чьи дети посещают частные детские дошкольные учреждения, будет  компенсироваться часть оплаты. О сумме пока говорить сложно — предположительно, это будет четыре тысячи рублей на ребенка (именно столько сейчас платит муниципалитет за каждого малыша при общей стоимости содержания в пять тысяч рублей в месяц в муниципальном детском саду). Это будет относиться, естественно, только к лицензированным дошкольным учреждениям.

Возможно, при плате за садик в десять с половиной тысяч рублей четыре тысячи «возвратных» сыграют роль. При плате в 16 тысяч, как честно заметила одна из присутствовавших представителей частного бизнеса, вряд ли...

В общем, пока сложно сделать вывод, спасут ли частники наше дошкольное образование от очередей. Рассмотрим, например, плату за частный детсад в разрезе средней заработной платы в Иркутске: многие ли учителя, медики, честные полицейские, военные, транспортники, работники культуры, науки, а тем более студенты — перечислять можно долго — осилят такие расходы? И насколько бизнес будет готов реально поджаться в доходах, получив какие-то льготные условия, чтобы помочь муниципалитету решить проблему очередности?

 

Ирина Ружникова, «Байкальские вести»

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии