Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Cезон вождей

26 апреля, 2012



 

Таким «сезоном», на мой взгляд, можно назвать ушедший XX век, век тоталитарных режимов власти, главных ее архетипов – коммунизма и национал-социализма. Их теоретическое обоснование и социально-политическая практика связаны с деятельностью Ленина и Гитлера. Советский вождь и германский фюрер с титанической самоотдачей и неистовой верой пытались реализовать социальные утопии мировой коммуны и тысячелетнего рейха. Идеология коммунизма и нацизма — это метафизический и политический бунт против несправедливости.

Ленинский  коммунизм и гитлеровский национал- социализм, разные по социально-политическому содержанию, в сущности — едины: они восходят к одному источнику — древней апокалипсической традиции. Ленин продолжил российскую соборность, а Гитлер возродил германский племенной дух. «Коммунист или фашист, — писал философ Сергей Левицкий, — по-своему служит своей идее, подчиняя всю свою жизнь императиву осуществления этой идеи. Идея служения прочно вошла в их сознание (имеются в виду идейные коммунисты или фашисты вроде Ленина или Гитлера). Они умеют подчинять свое подсознание сознанию и свое сознание сверхсознанию». «Сверх-Я» таких политиков достигает планетарного масштаба.

Тоталитарным вождям были неведомы сомнения, они знали ответы на все вопросы общественного переустройства, считали, что могут решить любую социальную проблему. Их не интересовали ни богатства, ни почести, ни слава. Они стремились к одной- единственной цели — мир должен подчиниться их властной воле. «Это лицо, обладающее интуицией будущей культуры, лицо пророческого склада. Ему нет необходимости быть ни гениально умным, ни нравственно возвышаться над всеми, но необходимой должна быть гениальная воля — воля, которая стихийно, может быть даже не понимая всего, что она делает, стремится к цели, ещt не обозначившейся в истории». Эта цитата из  дневников выдающегося религиозного  философа Павла Флоренского наиболее полно отражает суть феномена тоталитарного вождя.

Ленин и Гитлер еще в юности почувствовали не только  кто они есть, но и то, кем они могут и, главное, должны  стать. Психосоциальная идентичность предопределила вектор и содержание их становления и развития как политиков новой эпохи, «эпохи не только коммунистических, но и фашистских переворотов» (Николай Бердяев). Нацеленность на перевороты — характерная черта политиков тоталитарного толка. Недаром Октябрьский переворот, приведший Ленина к власти, в тоталитарном СССР официально именовался социалистической революцией, а победа Гитлера на выборах 30 января 1933 года получила официальный статус национальной революции.

Цель, достигнутая обоими вождями, во многом была обусловлена Первой мировой войной. Ленин использовал в своих целях неудачи Русской армии на Восточном фронте и негативное отношение общества к войне, а Гитлер — унизительный Версальский мир и ущемленное национальное самолюбие. Рабочие и крестьяне в России действительно хотели улучшить свое социальное положение, а солдаты желали мира, но для этого не нужна была революция. Ленин сумел внушить им, что такие перемены возможны лишь в результате социалистической революции, тем самым народ стал соучастником и основным политическим инструментом властных амбиций Вождя. То же проделал и Гитлер. Собственники Веймарской Германии нуждались в защите от экспроприации, которую предполагали провести коммунисты при захвате власти, а немецкие патриоты хотели пересмотра Версальского договора, но для этого не требовался новый порядок. Но он требовался Гитлеру, и немецкий народ стал заложником властных амбиций фюрера.

 


Конец апреля отмечен двумя печальными датами: 20 апреля 1889 года родился Гитлер, 22 апреля 1870 года — Ленин. Половину своей непродолжительной жизни (Гитлер прожил 56 лет, Ленин умер на 54-м году) они посвятили политике, сделав ее смыслом жизни.
 

 

Политические программы Ленина и Гитлера отражали потребности эпохи, этим и объясняется их политическое лидерство. Они, понимая решающую роль в революционном перевороте народных  масс, не верили в их политическое сознание и способность самоорганизации. Для этого нужна была тоталитарная партия, партия «нового типа». Проблемы тоталитарного партстроительства рассматриваются в ленинской книге «Что делать?» и гитлеровской «Mein Kampf». Кстати, удивительное совпадение, замеченное философом и культурологом Кареном Свасьяном: партийные проблемы  авторы, правда в разное время, рассматривали в Штутгарте на Зигфридштрассе в соседних домах.

Родство тоталитарных душ — и в резком неприятии «Заката Европы». Ленин: «…как бы ни хныкали Шпенглеры по поводу упадка «старой Европы», — это всего лишь один из эпизодов в истории падения мировой буржуазии в преддверии всемирной пролетарской революции». Гитлер: «Я не верю в закат Европы, нет, я считаю своим провиденциальным призванием способствовать тому, чтобы он был предотвращен». Вожди были уверены в своих способностях превратить «закат Европы» в рассвет Мировой Республики Советов (Ленин) и Тысячелетнего Рейха (Гитлер), что отразилось в лозунгах «Победа коммунизма неизбежна» и «Unser ist die Zukunft». Терминологическое разноголосие устранялось в политической символике и государственных праздниках ленинской совдепии и гитлеровского рейха: красный цвет государственного флага, 8 Марта — День немецкой женщины, 1 Мая — День национального труда. Советский трехпрофильный медальон — Маркс-Энгельс-Ленин — соответствовал немецкому с изображением Фридриха Барбароссы-Бисмарка-Гитлера. Основоположники коммунизма, как и творцы германского рейха, уверенно смотрели в будущее. Крупнейшая нацистская газета «Felkischer Beobachter» сопровождалась девизом «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».

Прагматический авантюризм Ленина и Гитлера проявился в период Баварской советской республики. Гитлер был арестован в 1919 году за то, что состоял в Баварской Красной Армии и, можно сказать, по собственной инициативе выполнял задачи, сформулированные Лениным в приветствии коммунистам Баварии. Арест не охладил революционного пыла «немецкого Ленина», так именовали фюрера штурмовики, и он в процессе «легальной революции  осуществил захват власти, захват, не имеющий аналогов в мировой истории» (это отмечает один из наиболее глубоких биографов Гитлера Йоахим Фест).

Ленин умер в 1924 году. Этот же год можно считать политическим дебютом Гитлера. Ленин — зачинатель тоталитарного вождизма, политического феномена XX века, а  Гитлер — продолжатель. Тождественность, не осознанная нами поныне.

 


Как и у всех сложных явлений, у коммунизма и национал-социализма (нацизма), у Ленина (и его наследника Сталина), с одной стороны, и Гитлера — с другой, при сравнении есть не только общее, не только сходство, но и серьезные различия. Оба ненавидели демократию, многопартийную конкуренцию, но Ленин проводил репрессии по социальному, классовому признаку, Гитлер — по национальному, направив их острие против евреев, цыган, славян («прихватив», правда, и социал-демократов с коммунистами). У Ленина вершиной всего были «трудящиеся»,  рабочий класс, у Гитлера — немцы, арийская раса. Потом две диктатуры — коммунизм и нацизм — после короткого периода дружбы сошлись в 1941—1945 годах в смертельной схватке. Но эти различия сами по себе не отменяют аналогий, наличие которых очевидно.
 

 

Сезон вождей, тоталитарный период истории, сформировал несколько политиков такого толка.  Историческая судьба всех «вождей», включая Ленина и Гитлера, одинакова: время подняло их на вершину политического олимпа и время  сбросило — или обязательно сбросит — в бездну забвения. Попытка Ленина и Гитлера реализовать социальную утопию окончилась крахом, принеся неизмеримые беды своим народам, всему миру. Государства, создателями которых они были, канули в Лету. Ленин и Гитлер — политические банкроты ушедшего века, сизифы тоталитарной эпохи.

 

Владимир Томилов, специально для «Байкальских вестей»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии