Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Денежным маршрутом

21 марта, 2017

Круглый стол «О мерах, принимаемых правительством Иркутской области, по наполнению доходной части бюджета области» состоялся 6 марта в зале заседаний Законодательного собрания региона. Главные цифры прозвучали уже в первой части заседания: в 2016 году валовый региональный продукт региона вырос на 2,7 процента и превысил 1,1 трлн рублей. Рост промышленного производства превысил 5,7 процента, причем самые большие темпы роста показали не только добыча полезных ископаемых, но и производство металлов, изделий из дерева, машиностроение.

Пятые в России

Доходная часть областного бюджета в 2016 году составила более 130 млрд рублей, при этом из 24 млрд прироста в консолидированном бюджете 22 млрд поступили в областной бюджет, а еще более 2 млрд рублей — в муниципальные бюджеты. По росту собственных доходов Иркутская область занимает пятое место в России. Как рассказала в своем выступлении заместитель министра экономического развития Марина Петрова, инвестиции в основной капитал в прошлом году превысили 258 млрд рублей, рост этого важнейшего показателя составил 17 процентов. Косвенно информацию о росте промышленного производства в Иркутской области подтверждает информация о росте потребления электроэнергии — в 2016 году в регионе рост производства составил 2,8 процента, а рост потребления — 1,4 процента, причем по объему потребления Иркутская область обошла даже Красноярский край.

— Все это говорит о том, что экономика Иркутской области развивается достаточно стабильно и усилия, которые мы предпринимали в 2016 году в рамках антикризисного плана, принесли свои плоды, — отметила Марина Петрова. — Благодаря росту экономики доходы бюджета области в прошлом году увеличились на 24,6 млрд рублей. Это обусловлено тем, что правительство активно вело работу в комитете по взаимодействию с участниками бюджетного процесса. В рамках этого комитета было создано12 рабочих групп, каждая занималась отдельным видом налогов. С крупными налогоплательщиками действовало 37 соглашений о социально-экономическом сотрудничестве, причем впервые за многие годы были подписаны соглашения с группой «Илим», пивоварнями «Хейнекен» и некоторыми другими. Эта работа позволила привлечь в бюджет средства, плюс на социальные мероприятия компании направили более 1 млрд рублей.


Похоже, никакие достижения областного правительства, никакие цифры прироста доходной части бюджета не могут пока удовлетворить депутатов Законодательного собрания Эдуарда Дикунова, Кузьму Алдарова, Наталью Дикусарову, Ольгу Носенко, или, например, депутата Госдумы Николая Николаева. Видимо, они уже забыли (или делают вид, что забыли), как два года назад речь шла только о сокращении доходной части и росте долгов и дефицита. Теперь их не удовлетворяют темпы роста, а также то, что в происходящем они не могут разглядеть роли областного правительства.


Сохранить и умножить

Правительство продолжало работу по улучшению инвестиционного климата и в течение прошлого года успело подготовить несколько законопроектов, ориентированных на ближайшее будущее. Ключевым направлением в этой работе стало создание территории опережающего развития в Усолье-Сибирском и усилия по созданию подобных территорий в других моногородах области. Работа по сокращению неформальной занятости привела к тому, что 43 тысячи жителей области официально оформили трудовые отношения, и одно это увеличило поступления по налогу на доходы физических лиц более чем на 100 млн рублей. Из федерального бюджета в рамках различных целевых программ область получила более 10,3 млрд рублей.

Оценив результаты работы в 2016 году как положительные, правительство приняло решение разработать на 2017 год аналогичный антикризисный план, и в настоящее время этот документ проходит согласование. Федеральное правительство в текущем году будет продолжать политику сокращения неэффективных льгот, из-за чего правительство области уже заключило с федеральным министерством финансов соглашение с целью сохранить уровень инвестиций в основной капитал, обеспечить рост занятости и еще несколько пунктов в том же духе.

Продолжение роста требует усилий

С 1 января 2017 года федеральное правительство перераспределяет в пользу федерального бюджета один процент налога на прибыль предприятий — того самого налога, который в прошлом году дал половину прироста поступлений в областной бюджет. Будет перераспределен в пользу федерации и налог на добычу полезных ископаемых (так называемый налоговый маневр, первые две части которого произошли в 2015 и 2016 годах). В сумме по этим двум налогам область передаст в федеральный бюджет более 1,8 млрд рублей.

Чтобы компенсировать эти потери, правительство планирует охватить соглашениями уже не 37, а около 60 предприятий, в том числе и работающие в отрасли строительства жилья и дорог, крупные торговые сети и т. д. Особое внимание будет уделено налогу на прибыль и изысканию дополнительных ресурсов для бюджета области. Опыт 2016 года подсказывает правительству направления работы в будущем: налог на доходы физических лиц дал прирост в несколько процентов, а вот поступления от иностранцев, работающих по патенту, увеличились в два раза — следовательно, нужно продолжать ту же политику и впредь.

Отметив сокращение поступлений по транспортному налогу, федеральное правительство предложило всем регионам выдвинуть свои меры для увеличения или стабилизации этих поступлений. Есть несколько вариантов, считающихся наиболее привлекательными, — например, должникам по транспортному налогу не будут оформлять страховку на автотранспорт. Возможно, сроки уплаты налога изменят, и вместо разового платежа его можно будет внести частями. Вероятно, регионы в будущем получат и часть акцизов от продажи крепкого алкоголя — Иркутская область может прибавить в бюджет до 300 млн рублей только по этой статье.

Депутаты попросили правительство предоставить дополнительную информацию о работе предприятий, принадлежащих Иркутской области, о работе (и, самое главное, перспективных проектах) Корпорации развития Иркутской области и об усилиях правительства, направленных на увеличение помощи из федерального бюджета. Отвечая на эти и другие вопросы, представители различных министерств областного правительства рассказали, что в 2016 году поступления по налогам на добычу полезных ископаемых увеличились на 17 процентов и в 2017 году ожидается дальнейший рост в связи с выдачей новых лицензий на освоение месторождений и поступлением новых заявок. Развитие нефтепроводной системы «Восточная Сибирь — Тихий океан» и строительство новых сооружений на БАМе и Транссибе означают рост поступлений по налогу на имущество.

…и примкнувший к ним Николаев

Однако, похоже, никакие достижения областного правительства, никакие цифры прироста доходной части бюджета не могут пока удовлетворить депутатов Законодательного собрания Эдуарда Дикунова, Кузьму Алдарова, Наталью Дикусарову, Ольгу Носенко, или, например, депутата Госдумы Николая Николаева. Видимо, они уже забыли (или делают вид, что забыли), как два года назад речь шла только о сокращении доходной части и росте долгов и дефицита. Теперь их не удовлетворяют темпы роста, а также то, что в происходящем они не могут разглядеть роли областного правительства. Можно было бы подумать, что все происходит само по себе и правительство вообще ни при чем. Например, потому, что экономический кризис сменился ростом экономики. Но в таком случае аналогичные процессы происходили бы в соседних регионах — том же Красноярском крае. Однако ничуть не бывало: государственный долг наших соседей с запада вплотную подошел к рубежу 100 млрд рублей, и местные парламентарии критикуют свое правительство, приводя как положительный пример именно Иркутскую область. 

Некоторым (впрочем, немногим) депутатам мало того, что в области продолжают работать крупные предприятия, увеличиваются инвестиции и создаются новые рабочие места, — в условиях продолжающихся иностранных санкций, наложенных на Россию, они требуют от правительства предоставить список инвесторов, причем обязательно иностранных. Депутаты полагают, что они являются «равным правительству» участником экономических процессов. Однако за последние два года депутаты так и не собрались с силами, чтобы войти в те самые 12 рабочих групп, ведущих сложные переговоры с налогоплательщиками, в марте 2017 года депутаты всего лишь просят предоставить им список этих групп и направления их работы.

Как сравнивать степень ответственности депутатов, которых нельзя ни отправить в отставку, ни отозвать, со степенью ответственности министров, которые могут получить выговор от главы правительства, извещение об увольнении от губернатора и огромное количество критики от СМИ и общества. При этом правительство работает в рамках законов, подготовленных и принятых именно депутатами, многие из которых судят о происходящем во втором десятилетии нынешнего века с позиций, приобретенных в последней четверти века предыдущего.

Круглый стол в итоге завершился обещанием депутатов «подготовить рекомендации и передать их в правительство». Удивительно, не правда ли? Депутаты заранее знали (по крайней мере, в основных параметрах), что скажет им правительство, и задавали вполне конкретные вопросы — о работе территорий опережающего развития, о проблемах малого и среднего бизнеса, о неэффективных (как кажется депутатам) налоговых льготах. Что мешало вместо вопросов подготовить рекомендации и, не сходя с места, поразить чиновников правительства глубиной экономического анализа? Трудно сказать. Ясно лишь, что из всего случившегося с областью ее нынешнее правительство — это скорее удача, а вот в депутатском корпусе ситуация, скажем так, неоднозначная.

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии