Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Боец трудного возраста

22 декабря, 2014

 

На вопрос «Это вы справа на фото?» он улыбается: «Нет, это мой воспитатель, капитан Стрыжков. Я — слева». Слева на фото — даже не подросток, а ребенок в гимнастерке… Ничего удивительного: в детстве наш герой от современных мальчишек ничем не отличался. Только в партизан и разведчиков пацаны обычно играют, а Михаил Тихонов партизаном и разведчиком воевал. Период с 12 до 16 лет для него оказался действительно трудным возрастом…

Один на войне

Война для Михаила Тихонова началась с удара взрывной волны, которая сбросила его с кровати. Было ему тогда 12 лет, семья жила в Львовской области, в городе Броды. Отец был военным, и со старшим сыном они сорвались по тревоге. Последнее связанное с отцом воспоминание — присланная на второй день полуторка. Наспех погрузились в машину. Километрах в 25 от города, перед полуразрушенным бомбежкой мостом, пристроились к хвосту длинной разномастной колонны из техники и телег. Михаил не утерпел, выскочил из кузова и пошел к голове очереди выяснять, что там. В это время налетели немецкие самолеты — мальчишка в начавшемся аду бросился назад…

…Ни мамы, ни сестры, ни бабушки, ни других пассажиров их полуторки, ни шофера он так и не нашел. До позднего вечера мальчик бродил здесь и ждал чуда. Уже под утро пешком вернулся в город. Там испуганного и растерянного ребенка позвал в дом сосед-украинец, державший лавку. Через три дня в Броды вошли немцы, и Михаил снова оказался на улице: отец мальчика имел немаленькую должность, и рисковать сосед не стал. Дал какую-то одежду, хлеба, сала и воды, пачку польских сигарет, наказал уходить подальше от города и никому ничего о своей семье не рассказывать.

На пограничном посту беглеца задержал фашистский патруль. С солдатами был человек, знавший русский и не похожий на немца — по виду азиат, судя по всему, перешедший к захватчикам. Они долго решали, что делать с пленником, предатель предлагал застрелить. Но мальчишке удалось улизнуть. Потом он снова попал к немцам в руки и снова ушел: офицер, привязав его веревкой к велосипеду, поволок в город, но пленник выждал момент, развязал веревку и нырнул в развалины какого-то дома… Просидев там до темноты, мальчик решил все же пробираться на восток. Выбравшись под покровом ночи из города, Миша пошел в сторону города Радзивилова.

Лежавшую на пути пограничную полосу, разделявшую Волынь и Галицию, беглец пересек без приключений — на этот раз сторожился как мог. Добравшись до деревни Комаровки, постучался в какой-то дом. Хозяин, пустивший его переночевать, пригласил остаться у него в работниках, пастухом. Жил у него Миша до осени. Как-то, пригнав скотину, увидел в доме полицая — оказалось, это был сын хозяина. Испугавшись, мальчик без колебаний оставил этот дом.

«Что ж, кончилось твое детство»

Куда-то идти было надо, и мальчик пришел в соседнюю деревню — Валигури. В тех местах как раз формировалось партизанское движение, и наш герой прибился к одной из групп. На тот момент в ней и двух десятков человек не было — всего лишь горстка солдат, выбравшихся из плена. Разношерстная кучка людей за полгода стала отрядом. Миша Тихонов — единственный здесь ребенок — был не просто равноправным, а незаменимым человеком. Мальчишка не вызывал особых подозрений и открыто проходил там, где взрослым надо было бы таиться. Пригодились любопытство и непоседливость, которые увели его от гибели еще там, в колонне техники у моста.

А началось все с того, что командир отряда решил как-нибудь необидно избавиться от пацаненка, отправив в менее опасное место. Приказал записывать, какая немецкая техника проходит по соединяющему Львов и Киев тракту, пролегавшему по деревне, а «для прикрытия» напроситься в батраки. Миша напросился к пожилой супружеской паре. Дело непростое — колонна шла день и ночь, открыто с бумагой и карандашом на обочине не встанешь, добытые данные поручили относить в условное место… И работать надо было успевать! Но Миша с малых лет был смышленым и памятливым малым, а благодаря учительнице Иде Табак после четырех классов школы немецкий знал так, как не снилось многим современным студентам. Также с раннего детства владел польским и украинским.

Хотя с хозяевами дома мальчик сладил, а кругом были сверстники, вопреки замыслу командира наш герой от порученного дела не отвлекся. Полгода мальчишка исправно выполнял задание и полезность свою доказал. Командир смирился: «Что ж, кончилось твое детство»…

Уже совсем настоящее боевое задание оказалось трудным, и за него 12-летний боец получил первую свою благодарность. Надо было пробраться в занятый немцами город Почаев, выйти на связного, с которым связь оборвалась уже с полтора месяца назад. Юный разведчик уговорил бабушку поехать с ним в город — и та согласилась, потому что ей была нужда съездить в местный монастырь. В телегу нагрузили яблок и других фруктов, которых в деревне было пропасть, свою пожилую спутницу Миша попросил называть себя внуком, если что. Помнит, как колотилось сердце во время проверки, а потом как уже в городе он приободрился, услышав в свой адрес фразу покупавшей яблоки немки: «Какой красивый парень!». Связного Миша быстро нашел по адресу, который запомнил накрепко. Тот аж подскочил: «Как ты пробрался-то?!». В деревню вернулись тоже беспрепятственно…

«Мотай…»

Позднее их отряд, набравший к тому времени свыше 500 человек, вошел в соединение легендарного Сидора Ковпака. В 1943 году, по мере наступления Красной армии,  партизанские отряды начали движение в сторону Карпат.

…В районе станции Каменка-Струмилово их отряду был дан приказ сдержать немецкие войска, преследующие партизан. Благодаря умелому командованию Петра Брайко было уничтожено крупное соединение немцев, подорваны железнодорожные пути перед Львовом для препятствия продвижению вражеской танковой армии в сторону Орловско-Курской дуги. Положили там до шести тысяч немцев. Обо всем этом надо было доложить в штаб корпуса действующей армии.

Два разведчика с донесением, отправленные друг за другом, не сумели перейти линию фронта, погибли. Тогда решили отправить Мишу Тихонова. Донесение вшили в воротник куртки, прогладив его, чтоб не бросалось в глаза. Помнит, как командир поцеловал его и сказал: «Мисько! Где они не прошли, ты проползешь. Мотай…».

Трое суток пробирался разведчик до цели, обходя занятые фрицами хутора и деревни. На линии фронта услышал оклик по-русски и радостно подал писклявый голос… Его допросили, доставили в штаб части, потом — корпуса. Разобравшись с донесением и вынеся благодарность разведчику, стали думать — что с ним делать. Хотели было направить круглого сироту в детдом — но Миша воспротивился и пообещал сбежать в свой отряд. «Да ты что, пока ты трое суток шел, куда твои-то продвинулись, представляешь?» Но, видя решимость парня — ведь и правда рванет назад, решили его оставить, тем более что зря есть солдатский хлеб он явно не собирался.

В регулярной армии

Зачислили Михаила в 53-й разведывательный батальон 25-го танкового корпуса 1-го Украинского фронта под командованием Федора Толбухина. За пару суток справили форму честь по чести: китель, брюки, сапоги. Шел сентябрь 1943 года.

Основным назначением батальона было проникать в немецкий тыл, выявлять количество техники, месторасположение врага… Так что с переходом в регулярные войска специальность свою бойцу Тихонову менять не пришлось. Задания — примерно раз в неделю, хотя, понятно, расписание тут не составишь. В тылу находились, как правило, двое-трое суток. То ли Михаил родился в рубашке, то ли талант разведчика тому причиной, только под подозрение он попадал всего пару раз. «Местный» мальчишка, шнырявший под носом у немцев, добывал не окурки, а ценную информацию. Владея немецким, участвовал в допросах пленных. Определили ему и воспитателя — уссуриец Александр Сергеевич Стрыжков был Мишке и за отца, и за командира. Охотник, он из немецкого пистолета попадал в пятикопеечную монету, подкинутую воспитанником, вызывая у пацана полный восторг.

В боевых вопросах скидок Михаилу не делали. В копиях пожелтевших архивных документов (смотрю представление к медали «За боевые заслуги») размашистым почерком написано: «воспитанник Тихонов», а в остальном – все, как у остальных солдат: «действует с батальоном», «неоднократно ходил в разведку», «доставлял сведения о противнике»…

В Польше, у города Калиш, узнал важную информацию о готовящемся нападении поляков на штаб корпуса. Миновав командира батальона, рванул туда. Тогда Миша получил взбучку от своего командира за самовольную отлучку и орден Красной Звезды из рук командира корпуса — за ценные данные. К нападению все были готовы, добытая юным разведчиком информация, помимо прочего, спасла много жизней…

Самая приятная разведка

Конечно, мальчишку все старались побаловать, и был он всем за сына. Старались накормить повкуснее и посытнее. Пригнали ему мопед. Потом в распоряжение юному разведчику поступил британский BSA. Не для баловства — очень подобная техника нужна была в разведке. Ну и для других дел — например, боец цеплял к трофейному мотоциклу на гусеничном ходу сразу две полевые кухни и ездил за водой в деревню. Кстати, может, мотоцикл да еще трофейные часы бравого бойца способствовали тому, что приглянулся парень польской девушке Зосе. Полудетскую симпатию — а было Зосе тоже не больше 16 лет —  Михаил Анатольевич вспоминает с улыбкой…

Невредимым Михаил дошел до Берлина, до Бранденбургских ворот. В это время в Праге вспыхнуло восстание, и их батальон в составе корпуса получил задание повернуть туда. Тяжелое ранение в этих местах Михаил Тихонов получил тоже «благодаря» мотоциклу. Ехал по лесной дороге в тылу врага — и столкнулся лицом к лицу с немецким танком. Сообразил: если в сторону, станешь живой мишенью — и нырнул под танк, отбросив «одиночку» в сторону. Траком тогда задело и сильно повредило позвоночник — товарищи потом рассказывали: по обстоятельствам ранения испугались, что парню хана. Но ничего, после полутора месяцев в госпитале Михаил догнал своих в Венгрии. На молодом быстро все заросло. Потом узнал, что заработал себе болячку на всю жизнь…

А Победу и совершеннолетие наш разведчик встретил в Чехословакии. Вспоминает, как ранним утром внезапно началась беспорядочная пальба, и его направили разведать — что там? А там — пир горой, шапки летят, слезы и радость! Самая была приятная разведка! А чуть позже ярко помнит момент здесь же, в Чехословакии: цветы сыпались в коляску американского Harley-Davidson, за рулем которого он сидел…

Лес лучше танков

…Демобилизовавшись в 1945-м, Михаил Тихонов получил направление в танко-техническое училище. Но то ли после памятной встречи с немецким танком, то ли еще почему продолжать военную карьеру парень не захотел. Сердце лежало к совсем иному занятию — и, подчинившись этой тяге, он поступил в Ленинградскую лесотехническую академию имени С.М.Кирова. В 1953 году, по ее окончании, получил направление в Сибирь, в Тайшет. В городке Вихоревка, Иркутской области, нашел свою дорогую Нину Антоновну, женился. В объединении «Иркутсклеспром» Михаил Анатольевич проработал много лет, начав от мастера и дойдя до заместителя генерального директора. Переводом трудился в 12 точках Иркутской области. В 1982 году приехал в деревню Горячий Ключ, до 1989 года работал директором Ушаковского ЛПХ. С этой должности ушел на пенсию. Два года назад похоронил жену, с которой прожили 57 самых лучших лет…

Перебрался в Иркутск. Михаил Анатольевич Тихонов возглавляет первичную ветеранскую организацию № 15 совета ветеранов Свердловского округа и много сил отдает общественной работе, а также патриотическому воспитанию — школьники слушают почетного гостя особенно внимательно, ведь он воевал как раз в их возрасте. И уж конечно гордятся ветераном в его семье. Дочь живет здесь, в Иркутске, сын — на Урале. Уже Михаила Анатольевича и в прадедушки дважды произвели, и в Кирилле с Игнатом он души не чает — конечно, взаимно!

О войне напоминают ордена Красной Звезды, Отечественной войны II степени», медали «За боевые заслуги», «За победу над Германией», «За освобождение Праги», «За взятие Берлина», «Медаль Жукова». Когда сын Михаила Тихонова был в подростковом возрасте, отец, как и обещал, посетил с ним места своего военного пути. Начали с той самой квартиры в Бродах, куда 12-летний Миша когда-то вернулся после бомбежки, потеряв всю семью… Через много лет, в 2010 году, ему, ветерану Михаилу Анатольевичу Тихонову, довелось участвовать в Параде Победы на Красной площади.

Наталья Антипина, «Байкальские вести».

Фото из архива М.А.Тихонова.

На фото: Разведчик Михаил Тихонов с воспитателем,
Александром Сергеевичем Стрыжковым;

Михаил Тихонов с семьей. 1959 год


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии