Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Укушенных стало больше

08 Февраля, 2016

В рамках заседания комиссии по контрольной деятельности Законодательного собрания Иркутской области, состоявшегося 2 февраля, депутаты рассмотрели шесть вопросов. Председатель комиссии Геннадий Нестерович представил коллегам отчет о работе комиссии в 2015 году.

«Мы… так больше не будем»

Финансовый аудит использования средств областного бюджета, выделенных службе ветеринарии Иркутской области на содержание аппарата управления в 2013—2014 годах, проводился по инициативе депутатов ЗС. Председатель Контрольно-счетной палаты Ирина Морохоева отметила, что проверка проводится только по завершенным периодам, поэтому проверили аудиторы только по 2014 год. Служба, как признали аудиторы, допустила несколько нарушений — в частности, не все выписанные штрафы были взысканы в пользу государства: более 1,5 млн рублей были списаны и не поступят в доходы области и муниципальных образований. При этом, правда, областная ветеринарная служба занимает первое место в Сибирском федеральном округе по количеству выписанных штрафов — в 2014 году на 5,7 млн рублей.

Аудиторы отметили нарушения при закупках оборудования (в том числе лабораторного) и ГСМ, найдены случаи оплаты услуг без заключения договоров или контрактов. Несколько раз служба оплачивала 100 процентов суммы контракта до изготовления товаров или оказания необходимых услуг. Большая часть нарушений была устранена в течение 2015 года.

— Мы признали замечания КСП, устранили все замечания, и мы… так больше не будем, — прокомментировал выступление Ирины Морохоевой временно замещающий должность руководителя службы Борис Балыбердин. — У нас финансирование службы составляет 201 млн рублей — в Красноярском крае более 800 млн; у нас общая численность службы 1100 человек — у них более 2 тысяч. При этом мы оказываем намного больше услуг, например, мы сами продаем ветеринарные препараты населению, а они сдают в аренду помещения, и там сторонняя организация торгует. Это позволяет нам сдерживать цены на препараты и услуги, развивать конкуренцию.

Депутаты остались при своем мнении: получение и расходование внебюджетных доходов будет проверено еще раз.

Собачья работа

Проверка соблюдения законодательства при использовании субвенции на осуществление отдельных областных государственных полномочий в сфере обращения с безнадзорными собаками и кошками вызвала у КСП больше вопросов, чем было получено ответов. По факту получилось так, что сразу в нескольких крупных городах области безнадзорных животных вылавливают и вывозят в одно и то же место — поселок Карлук, Иркутского района, где находятся несколько фирм, занимающихся содержанием собак и кошек. На одно животное из бюджета выделяется чуть более 2,4 тыс. рублей, но как нужно использовать эти средства, нигде не сказано.

— Может быть, это животное туда прибыло и его тут же усыпили. А может быть, оно там находилось полгода. Кто рассчитывал нормативы на питание и содержание? Как это все должно происходить? Нужно дополнительное обсуждение. С недобросовестными исполнителями не вели никакой работы — ни штрафов, ни иных санкций. Мы пришли к выводу, что контроль за исполнением муниципальных контрактов должен быть усилен. Три фирмы, которые мы проверили, зарегистрированы в Республике Бурятия, все они аффилированы и с работой не справляются, — подчеркнула Ирина Морохоева.


Проверка выплаты заработной платы с начислениями на нее работников муниципальных учреждений культуры Иркутской области за 2014 и 2015 годы привела к ожидаемо-печальному выводу: средняя заработная плата подгоняется под среднюю по промышленности региона путем сокращения технического персонала и совмещения должностей. Решения эти исполняются иной раз с абсурдной эффективностью: в одном из районов уволили уборщиц в Доме культуры, после чего заключили муниципальный контракт на уборку ДК — и расходы местного бюджета выросли в три раза!


Председатель комиссии по контрольной деятельности Геннадий Нестерович зачитал для депутатов несколько справок: взяв на себя обязательства по отлову и содержанию животных, несколько упомянутых фирм обещали, что падеж составит не более 5 процентов животных. Фактически вымерло 85 процентов, а это означает, что никто не контролировал ни работу этих фирм, ни расходование бюджетных средств. Представитель Ассоциации муниципальных образований предложил не перекладывать вину на муниципалитеты: полномочия по отлову безнадзорных животных переданы, а финансирование — нет. Таким образом, в штате муниципальных образований нет ни штатной единицы, ни обученного специалиста для проведения необходимых проверок. Эту точку зрения поддержала и Ирина Морохоева.

— Полномочия это областные, в рамках обязанностей по поддержанию санитарного благополучия в населенных пунктах. Муниципалитет получил эти полномочия от областных властей, но он может в любой момент вернуть их обратно. Мне кажется, мы сами виноваты в том, что плохо прописали закон: сегодня можно получить средства и просто уйти на другую территорию, потому что никакого контроля нет, никто не держит. Можно отловить животных и уйти, можно даже не ловить, — пояснила свою точку зрения Морохоева.

Проблема тем временем нарастает: за 2015 год зафиксировано более двух тысяч покусанных собаками граждан. Борис Балыбердин, правда, подчеркивает: большинство покусанных пострадали от домашних животных, в том числе от своих собственных. Ассоциация муниципальных образований выступает за создание регионального оператора по исполнению закона о содержании безнадзорных животных. Идея проста, опыт реализации есть у Забайкальского края: создано региональное учреждение, в районах — его подразделения, все финансирование под полным контролем от начала до конца. Предложение полностью уничтожить бродячих собак и кошек не пройдет ни при каких обстоятельствах: если это сделать, немедленно размножатся крысы, а это еще хуже.

Подводя итог обсуждению, депутаты пришли к неутешительному выводу: в 2016 году контракты будут заключены согласно действующему — крайне неудачному — закону. В течение года депутаты примут поправки, но вступят они в силу не ранее 2017 года. Депутат Наталья Дикусарова предложила за две недели подготовить «дорожную карту» по устранению выявленных недостатков. Тем временем депутаты направят губернатору Иркутской области Сергею Левченко письмо с изложением всех выявленных фактов, в прокуратуру будет направлено обращение с просьбой дать тем же фактам правовую оценку. Депутаты готовы даже рассмотреть предложение о передаче полномочий по работе с безнадзорными животными из министерства природных ресурсов в министерство ЖКХ.

При слове «культура» мэр схватился за бюджет

Проверка выплаты заработной платы с начислениями на нее работников муниципальных учреждений культуры Иркутской области за 2014 и 2015 годы привела к ожидаемо-печальному выводу: средняя заработная плата подгоняется под среднюю по промышленности региона путем сокращения технического персонала и совмещения должностей. Решения эти исполняются иной раз с абсурдной эффективностью: в одном из районов уволили уборщиц в Доме культуры, после чего заключили муниципальный контракт на уборку ДК — и расходы местного бюджета выросли в три раза! В 2014 году средняя заработная плата работников культуры не дотягивала до 22 тыс. рублей, в 2015 году едва превысила 23 тысячи. В нескольких муниципальных образованиях поселенческого уровня не добрались и до этих показателей даже с помощью субсидий из областного бюджета.

Аудитор Контрольно-счетной палаты Ольга Ларионова перечислила множество нарушений, допущенных в разных районах, — в основном средства, предназначенные для работников культуры, уходят на заработную плату глав администраций. КСП не могла, конечно, проверить все из тысячи с лишним учреждений культуры, но и выявленных нарушений было более чем достаточно — не соответствует штату численность, нет необходимых документов по стимулирующим выплатам, работники не соответствуют своим должностям по образованию, не проводится периодическая аттестация (практически везде). Среди начисленных надбавок были не только вполне логичные за звания и достижения (выплачивались они, правда, человеку, который звания не имел), но и за вредные условия работы — для уборщиц, моющих пол с порошком. Доходило до фантастических историй: часть зарплаты работников ДК поселка Одинска, Ангарского района, поступала на зарплатную карту директора ДК — по этому факту информация передана не только в министерство культуры (куда вообще ушло много бумаг), но и в прокуратуру.

Геннадий Нестерович высказал недовольство тем, что министр культуры Ольга Стасюлевич не пришла на заседание комитета, и тут же высказал недоумение порядком назначения кадров — хотя по проверяемому периоду претензии нужно было бы высказывать экс-министру культуры Виталию Барышникову. Представитель министерства культуры, впрочем, отверг и эти обвинения: в культуре вертикали власти нет, поселковые ДК не подчиняются министру ни напрямую, ни каким-либо иным способом. Правительство области может контролировать ситуацию только через субсидии, но с недавних пор муниципальные образования получают единую субсидию на выравнивание бюджетной обеспеченности. В ней нет так называемой окрашенной части, предназначенной именно для работников культуры, что позволяет главам администраций распоряжаться средствами по собственному усмотрению. Финансовая дисциплина хромает как в учреждениях культуры, так и в муниципальных органах власти, при этом чиновники министерства культуры не могут повлиять на глав администраций потому, что они избраны населением и на любые замечания отвечают с обидой.

— Сокращать бюджетные расходы начали с учреждений культуры, и все, что мы в 1990-е годы чудом сохранили, сегодня будет уничтожено. Мы не знаем, как это контролировать. Отдайте культуру на второй уровень, — предложила сотрудница министерства культуры.  

Многие присутствующие высказались категорически против. В Усть-Илимском районе мэр просто ликвидировал отдел культуры и присылал по этому поводу в министерство письма, которые чиновники оценили как «хамские». В Усть-Ордынском округе напротив: местные ДК настолько специфические и настолько ухоженные, что поселковые власти никогда не отдадут их в ведение районных властей. В Шелеховском районе, который звучал в отчете аудитора намного чаще других, полномочия передали в район, и это сразу дало плоды: по результатам очередной проверки глава администрации Подкаменского поселения сложил полномочия, а управление культурой в поселении забрали на районный уровень. Директор Дома культуры Подкаменки рассказал депутатам о своей нелегкой трудовой деятельности: заработная плата 21 тыс. рублей, три года назад брали на работу в администрацию, а потом сделали отдельным юридическим лицом. Образование у директора среднее, аттестацию учредитель (то есть местная администрация) не проводила, а что документы не соответствуют отчетам КСП — так до проверки аудиторами никаких претензий не было, всем нравилось. Правда, сейчас дело уголовное заведено, но это не мешает директору смотреть на жизнь с улыбкой. Геннадий Нестерович с глубоким сочувствием пожелал, чтобы следователь во всем разобрался и директор ДК не ушел бы со своего места прямо на нары.

— Второй раз мы смотрим происходящее в ведомствах министерства культуры — и второй раз удивляемся, — подвел итог Геннадий Нестерович.

Депутаты приняли решение не снимать ответственности за происходящее с министерства культуры и обязали чиновников тиражировать хороший опыт — в том числе приглашая мэров на заседания правительства. Министерству предстоит проанализировать не только расходование бюджетных средств, но и качество работы поселковых ДК: одними дискотеками для молодежи отчитаться не получится. Губернатор получит от комиссии по контрольной деятельности еще одно письмо — на этот раз о положении дел в культуре.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии