Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Былое и думы

08 июля, 2013

Удивительное рядом

 

Конфликт вокруг реформирования Академии наук с параллельной ликвидацией академий медицинских и сельхознаук не является чем-то неслыханным и беспрецедентным. Правда, этой истории не было ни в вопросах ЕГЭ, ни в советских учебниках, но она действительно случилась.

Император Николай I искренне не любил умных людей на всех уровнях государственного управления ниже собственного, заявляя при каждом удобном случае, что у него есть кому думать, а вот исполнителей — прилежных и не задающих лишних вопросов — не хватает. Император пользовался абсолютной властью в России и имел весьма широкие возможности для влияния на европейскую политику. Вот почему никого не удивило  назначение президентом Военной академии генерала Ивана Сухозанета, известного в первую очередь тем, что он категорически отрицал значение науки в военном деле. Историк Евгений Тарле в книге «Крымская война» приводит фрагмент одного из выступлений генерала: «Наука в военном деле не более как пуговица к мундиру; мундир без пуговицы нельзя надеть, но пуговица не составляет всего мундира».

Не правда ли, очень похоже на нынешнюю ситуацию, разве что вместо давно забытого генерала — вполне актуальные министры образования, науки и финансов? Совершенно не важно, как работают НИИ, какую пользу приносит стране наука, почему ей не хватает финансирования из государственного бюджета и нет возможностей зарабатывать на грантах. Главное — вообще лишить ученых права распоряжаться собственностью, а заодно и вывести из бюджета еще несколько десятков миллиардов рублей и поставить их под контроль «независимых и эффективных менеджеров».

Что будет с этой собственностью и этими деньгами, можно заранее сказать, прочитав еще пару абзацев из того же труда Тарле. В 1852  году всесильный император узнал, что граф Клейнмихель, ближайший из доверенных и вернейший из эффективных, украл деньги, выделенные на покупку мебели для Зимнего дворца, на отделочные работы и даже на отопление. Годом позже стало известно, что другой царский любимец и эффективный администратор Политковский украл 1,2 млн серебром из специального фонда, выделенного для содержания инвалидов. Система предотвращения подобных преступлений, состоявшая из полиции, жандармского корпуса, судов и прокуратуры, не сработала, потому что расхитители щедро делились с нужными людьми.

И, зная это, вы все еще полагаете, что реформа сделает Академию наук более эффективной? Завидую вашему оптимизму, но не могу сказать ничего лестного о вашей способности сопоставлять факты.

Борис Самойлов, «Байкальские вести»

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии