Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Без муки не бывает хлеба

26 декабря, 2011

 

 

 

Областное государственное предприятие
Облкоммунэнерго тормозит развитие
энергетики в Иркутской области

 

 

 

Накануне Дня энергетика председатель правительства Российской Федерации Владимир Путин провел расширенное заседание правительственной комиссии по развитию электроэнергетики, в котором приняли участие не только руководители энергетических компаний, но и главы регионов. В том числе и губернатор Иркутской области Дмитрий Мезенцев.  Некоторые тезисы из речи председателя правительства были написаны как будто специально для нашей области.

 

Закончив с перечислением достижений отечественной энергетики и отметив неуклонный рост потребления энергии, Путин первым же пунктом в списке «нужно сделать» поставил проблему ликвидации узких мест:

— Надо продолжить ликвидировать узкие места, снимать ограничения, связанные как с дефицитом генерирующих мощностей, так и с недостаточным развитием сетевого хозяйства, ввести стратегическую линию на интеграцию различных ценовых зон, создание единого национального энергетического пространства.

Путин призвал внимательнее отнестись к качеству генерирующих мощностей (и даже, исходя из соображений экономической эффективности, закрывать устаревшие станции) и обратился к главам регионов персонально:

— Нужно работать с энергетическими компаниями ответственно, давать им глубоко просчитанные, обоснованные документы территориального развития, которые должны служить ключом, ориентиром для капитальных вложений в сетевое хозяйство и в объекты генерации.

В этой связи вспоминается и речь действующего главы государства, прозвучавшая 11 марта на заседании президиума Государственного совета «О повышении устойчивости функционирования электроэнергетического комплекса России».  Тогда Дмитрий Медведев привел в качестве примера несколько российских регионов и отметил, что цены в них складываются выше, чем в развитых европейских странах. Разница тарифов на передачу энергии между двумя соседними регионами достигала три-пять раз.

— Чем объясняется такое различие в тарифах? — спросил у присутствовавших президент и сам же ответил: — Наверное, дело в эффективности сетевых компаний, которые действуют на территории соответствующих регионов.

На ближайшие несколько месяцев Медведев поставил всем главам регионов конкретную задачу:

— Должна произойти оптимизация инвестпрограмм и принципов оплаты услуг сетевых компаний, а также должна наконец произойти передача в управление или приватизация региональных распределительных компаний, которые сегодня находятся под контролем холдинга МРСК (межрегиональных распределительных сетевых компаний. — Ред.).

Еще пара месяцев — и названные президентом «несколько месяцев» превратятся в «уж год прошел, — а дела-то все нет»...

 


78,9 процента всех аварий, приключившихся на сетях в Иркутской области, пришлось на зону ответственности Облкоммунэнерго.
 

 

В Иркутской области перед глазами два примера — «Иркутская электросетевая компания» и государственное унитарное энергетическое предприятие Облкоммунэнерго.

С первым предприятием вопросов нет: расширяется, строит новые сети, ремонтирует старые. Второе вроде бы все то же самое: Облкоммунэнерго — одна из крупнейших сетевых организаций региона. Предприятие занимается передачей электрической энергии потребителям в 186 населенных пунктах области с населением более 370 тысяч человек, 9750 юридическим лицам, из которых более 1700 — бюджетные потребители. В собственности предприятия более 7685 километров воздушных линий электропередачи, 1937 километров кабельных линий, 2588 подстанций разного класса напряжения.

Результаты использования этого имущества довольно сомнительны: 78,9 процента всех аварий, приключившихся на сетях в Иркутской области, пришлось на зону ответственности Облкоммунэнерго.

Более того, ГУЭП до сих пор не приступило к процедуре акционирования, которая была предписана этому предприятию для оздоровления и повышения эффективности еще в 2006 году.

Предприятие за пять последних лет пережило два действительно важных события: сначала из него выделили сбытовую составляющую, создав никому особо не нужный Облкоммунэнергосбыт, а с 1 января 2010 года ОГУЭП лишилось крайне важного для любого энергетического предприятия статуса гарантирующего поставщика. Лишилось, кстати, по собственной вине: Облкоммунэнерго не вышло на оптовый рынок поставок электроэнергии и теперь по агентскому договору работает с «Иркутской энергосбытовой компанией». Для потребителей, подключенных к сетям ОГУЭП, это означает рост тарифов — посредник тоже хочет свою долю.

 


Чем дольше Облкоммунэнерго тянет резину, вводя власти в заблуждение относительно своей эффективности, тем дороже обходится процедура каждому из нас: цены-то на все работы растут, да и инфляция не застыла...
 

 

Затянувшаяся история акционирования Облкоммунэнерго вообще уходит из поля зрения руководства региона и общественности, а между тем история эта интересная. Для начала предприятию нужно было определиться с имеющейся у него собственностью, которая бывает нескольких видов: движимое имущество в виде техники и оборудования и гораздо более ценное недвижимое —здания, сети, земля под теми и другими.

Чтобы принять все это хозяйство на баланс, ОГУЭП должно было провести инвентаризацию и закрепить право собственности юридическими актами. Все это, как понимает каждый житель области, хоть раз имевший дело с оформлением прав собственности, даже частному лицу обходится очень недешево, а для предприятия с большим хозяйством — просто дико дорого.

Деньги, разумеется, нашлись: расходы на регистрацию учтены при расчете тарифа на оказание услуги по передаче электрической энергии. Что, как всем очевидно, сразу отразилось на расчете единого (котлового) тарифа для всех групп потребителей — за оформление прав собственности и составление технических паспортов имущества Облкоммунэнерго платит каждый налогоплательщик Иркутской области, включая учителей, врачей и пенсионеров.

Разница между двумя способами ведения хозяйства видна невооруженным глазом: средний одноставочный тариф на передачу электрической энергии (мощности) по электрическим сетям в ОАО «ИЭСК» составлял в 2011 году 235,85 коп/МВт.ч, ГУЭП Облкоммунэнерго — 821,33 коп.

Причем чем дольше Облкоммунэнерго тянет эту резину, вводя власти в заблуждение относительно своей эффективности, тем дороже обходится процедура каждому из нас: цены-то на все работы растут, да и инфляция не застыла. Пять лет движения черепашьим шагом привели к тому, что и к началу 2012 года ГУЭП не располагает достоверными данными о составе основных средств и количестве объектов недвижимости — как можно качественно управлять своим имуществом, если ты не знаешь, где оно и сколько его, вопрос пустой.

 


Рынок и правительство диктуют отрасли укрупнение территориальных сетевых компаний — у нас все происходит наоборот, что приводит к росту тарифов для конечного потребителя, удорожанию продукции предприятий и снижению их конкурентоспособности.
 

 

Не исключено, что пока суд да дело, имущество предприятия потихоньку растаскивается — и кто знает, не этими ли хищениями, о которых никто даже не знает, объясняются аварии и сбои? Есть, впрочем, еще одна не менее интересная версия: со сменой руководства Облкоммунэнерго политика предприятия претерпела заметные изменения. Давним партнерам, выполнявшим для предприятия различные работы, стали под разными предлогами отказывать в допуске на хорошо известные объекты, все чаще затягивается решение производственных вопросов с теми, кому еще удается удержаться на подряде. Хуже того, Облкоммунэнерго отказывается платить за выполненные работы и все время находится в процессе различных судебных тяжб, что никак не улучшает репутацию предприятия.

Происходит ровно то, о чем говорил в своем выступлении Путин: подрядчики выбираются из узкого круга организаций, заранее определенного руководством компании. В случае Облкоммунэнерго победителями конкурсов, как правило, становятся московские фирмы. В требованиях к конкурсам прописываются условия, предполагающие победу одной конкретной организации, — например, в конкурсе на установку информационно-измерительных систем среди требований к потенциальным подрядчикам стоит требование наличия допусков к выполнению геодезических изысканий, обследованию состояния грунтов в основании зданий и сооружений. К закупаемым услугам такие требования никакого отношения явно не имеют.

На рынке тем временем растет конкуренция: в Службу по тарифам Иркутской области ежегодно обращаются от трех до пяти новых территориальных сетевых организаций. Чаще всего их создают крупные предприятия Иркутской области, сети которых были на балансе данных предприятий и содержались ими за счет основной продукции. Всем им нужно одно: урегулирование тарифов на услугу по передаче электрической энергии.

Рынок и правительство диктуют отрасли укрупнение территориальных сетевых компаний — у нас все происходит наоборот, что приводит к росту тарифов для конечного потребителя, удорожанию продукции предприятий и снижению их конкурентоспособности. 

Еще одно требование времени — разработка единой схемы развития электрических сетей 35—220 кВ Иркутской области на период до 2020 года. В схеме предусмотрены все возможные предложения о расширении потребления электроэнергии в социальной сфере, уже существующих производствах и новых промышленных комплексах, которые могут быть построены. В частности, предусмотрено развитие туристического бизнеса в Слюдянском районе, жилищное строительство в Иркутском районе, увеличение энергопотребления в северных районах области, связанное с освоением северных территорий.

Очевидно, чтобы начать индустриализацию Иркутской области, необходимо увеличить сетевые мощности: без муки не бывает хлеба. А зерно собрать пока не получается, половина поля —с сорняками. Попросту говоря, область должна наконец прислушаться и к президенту, и к премьеру...

 

Константин Зверев, специально для «Байкальских вестей»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии