Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Потому что люблю…

11 мая, 2016

В течение почти всего апреля в Галерее сибирского искусства Иркутского областного художественного музея имени В.П.Сукачева экспонировалась персональная выставка известного иркутского художника Анатолия Аносова.

1.jpg

Приходя в зал, где уютно разместились его полотна, где им не тесно, где пространство наполнено воздухом и атмосфера располагает к неспешному, вдумчивому восприятию, сразу оказываешься в царстве природы, благоухания цветов и деревьев.  Они будто разговаривают сами с собой, его многочисленные букеты простых и незатейливых сибирских трогательных жарков, саранок, колокольчиков, багульника, сирени, цветущей черемухи, подсолнухов. Они будто кивают нам своими склоненными головками и приглашают послушать…

Сам художник, прогуливаясь по залу, краем глаза поглядывает на входящих. А посетителей очень много, они подходят и подходят, вырываясь из плена суетливой, оживленной, всегда запруженной машинами улицы Карла Маркса и попадают в совершенно иной мир.

2.jpg

Я подхожу к Анатолию Ивановичу и до открытия, пока есть немного времени, задаю ему несколько вопросов.

— Ваша тема — природа, об этом говорит выставка…

— Я много лет прожил на Байкале, на даче писал полотна. Сейчас уже не живу там, тяжеловато. В городе теперь. А почему много природы на картинах?  Потому что я ее люблю. Ну как не любить то, что тебя окружало много лет, что красиво, поэтично? Это так понятно. Что может быть красивее нашего Байкала, природы вокруг него? Что может быть красивее этих гор, лесного цветка, деревьев, буйно разросшегося куста сибирской черемухи? Это же само по себе уже произведение искусства, только возьми да запечатлей на полотне это очарование.

— Известно, что вы не только прекрасный живописец,  воспевающий природу, вы прекрасный график, вы  проиллюстрировали и оформили  более трехсот книг самой разной тематики…

— Мне всегда были близки иркутские писатели и поэты, которые говорили в своем творчестве о человеке, об искренности, о доброте. Это Валентин Распутин, Анатолий Зверев, Марк Сергеев, Владимир Жемчужников, Сергей Иоффе, Михаил Трофимов, Ростислав Филиппов, драматурги Александр Вампилов, Павел Маляревский, Белла Левантовская…

3.jpg

— Ваша любовь к ним чувствуется в вашем фирменном индивидуальном почерке. Сейчас долго стояла у графических листов — иллюстраций к книге Валентина Григорьевича Распутина  «Последний срок», которые вы делали, по-моему, в 70-х годах. Как тонко вы передаете  в рисунке свое отношение к распутинским характерам,  как точно схвачены самые мелкие детали. Как найдена техника исполнения, передающая даже  в черточках  линии лица Анны, ее морщины, натруженные руки  с вспухшими венами,   похожие на неровности и сплетения корней той  земли, которая  ее родила,  вырастила. И которая уйдет в нее, растворяясь в ее утробе, ее глубинах. Эта выставка из работ разных лет?

— Да, здесь и очень ранние, и поздние…

— Меня еще поразил вот этот портрет старого человека, так поэтично названный «Восемьдесят пятая весна». Кто послужил вам прототипом?

— Это было в Слюдянке. Я с группой художников ездил на пленэр. Подвернулся, так сказать, интересный типаж, этот дедушка. Он согласился мне позировать. Сеанса три, наверное, пришлось писать его, но он мужественно высидел…

— В его лице передана мудрость, ум, чувствуется, что этот человек с большой пережитой судьбой, за ним — богатая событиями биография, это читается в глазах.

4.jpg

Пока мы беседовали, к Анатолию Ивановичу все подходили и подходили его знакомые, друзья, жали руку, поздравляли с выставкой, обнимали, и я понимала, что далее говорить уже не получится. А, собственно, что еще говорить, художник все сказал в своих работах.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото пресс-службы Иркутского областного
художественного музея имени В.П. Сукачева.

На фото: «Багульник». 2005 год;

 «Белая сирень». 2012 год;

 «Вино и сливы». 2010 год;

 «Звездный вечер у Софьи Васильевны». 2010 год

  

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии