Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Батареи просят тепла

22 сентября, 2011

 

 

 

 

Отопительный сезон в большинстве муниципалитетов начнется по графику, теплоисточники вводят в строй быстрее, чем в прошлом году, а вот вагонов для угля хватает не всем. Об этом сообщил министр жилищной политики, энергетики, транспорта и связи Иркутской области Петр Воронин.

 

Со сдержанной гордостью

Открывая пресс-конференцию, министр заявил, что говорить о подготовке к зиме во второй половине сентября уже бессмысленно  — подготовка должна была завершиться до начала отопительного сезона. В Иркутской области наименьший  показатель подготовки объектов инфраструктуры составил 98,4 процента — именно столько отопительных пунктов готово к зиме. Максимальный показатель составил 140 процентов — ремонт электрических сетей был выполнен с превышением плана. Остальные показатели (а их еще десять) выполнены в большем объеме, чем в прошлом году на ту же дату, о чем министр говорит со сдержанной гордостью. Первым в нынешнем отопительном сезоне запустили Катангский район — уже 7 сентября там начали работать все восемь котельных. Вслед за тем были запущены котельные в Мамско-Чуйском, Бодайбинском и Киренском районах. Из 42 районов к 19 сентября были запущены все котельные и подключены все объекты в 17 районах. А всего в области работают уже 934 теплоисточника.

На сегодня в Иркутской области имеется 1110 теплоисточников, что на 48 меньше, чем в 2010 году, — эти теплоисточники были закрыты в связи  с переключением потребителей на более мощные котельные и электростанции. Еще 17 котельных были переведены с электричества на уголь и другие виды топлива, что позволит снизить тарифы для населения и сэкономить бюджетные средства на компенсации разницы экономически обоснованных тарифов и тарифов для населения. Петр Воронин отметил, что темпы запуска муниципальных котельных составляют 94 процента от общего числа, ведомственных — 88 процентов. Это больше, чем было в прошлом году (90 и 81 процент соответственно).

 

 


Первые здания в Иркутске получили тепло 15 сентября. По расчетам министра, процесс должен занять не менее недели, то есть город должен быть полностью подключен к теплу не позднее 22 сентября. Задержки возможны, но зависят они от состояния сетей в конкретном районе города и решения управляющих компаний и товариществ собственников жилья: некоторые ТСЖ затягивают подключение к теплу до последней возможности, чтобы сэкономить на квартплате.
 

 

Флагманы и аутсайдеры

Всего в области насчитывается 26 037 домов с центральным отоплением, из них подключено 74 процента  муниципальных домов и 54 процента ведомственных. Объекты социальной сферы подключены на три четверти, в некоторых территориях, в том числе Ольхонском и Балаганском районах, запущены все объекты.

Среди отстающих в процессе подключения жилья и объектов Петр Воронин назвал города Иркутск (всего 42 процента объектов соцкультбыта) и Слюдянку (52 процента), Усть-Удинский, Нукутский, Осинский и Баяндаевский районы. По оценке министерства ЖКХ, к 23 сентября должны быть подключены все объекты соцкультбыта, кроме восьми, на которых продолжается капитальный ремонт.

Остановившись на ситуации в Иркутске, министр пояснил, что в областном центре работают 28 муниципальных котельных, из которых уже запущены 26 — не работают котельные в поселках Вересовка и «Искра»; из 11 ведомственных котельных работают все. В городе 5056 домов, в том числе 3900  муниципальных — из них тепло запущено в 2600 — и 1140 ведомственных, из которых тепло поступило только в 110. Министр отметил, что запустить отопление в Иркутске, городе с большим населением и всего одним крупным теплоисточником, очень сложная техническая задача (в Ангарске, например, имеется четыре крупных теплоэлектростанции, а населения в два раза меньше), требующая довольно много времени на исполнение.

— Процедура очень сложная, — пояснил министр, — нужно в каждом квартале соблюдать параметры по температуре и давлению, а если их нет, то запускать дом просто нельзя. Поэтому запускаем постепенно: Синюшина гора, Студгородок, Академгородок и так далее.

Первые здания в Иркутске получили тепло 15 сентября. По расчетам министра, процесс должен занять не менее недели, то есть город должен быть полностью подключен к теплу не позднее 22 сентября. Задержки возможны, но зависят они от состояния сетей в конкретном районе города и решения управляющих компаний и товариществ собственников жилья: некоторые ТСЖ затягивают подключение к теплу до последней возможности, чтобы сэкономить на квартплате. Тут, впрочем, многое зависит от погоды и доброй воли жильцов.

Практически полностью запущен Ангарск (нет тепла всего в 85 домах из двух с лишним тысяч), одними из первых в области отрапортовали о полном подключении всего жилья и всех объектов Зима и Саянск. Впервые без задержек 17 сентября запустился Тулун, причем весь процесс занял всего около полутора суток. Такой результат, по мнению министра, достигнут благодаря тому, что в городе была проведена большая подготовительная работа и с каждой управляющей компанией проводились предварительные согласования даты подключения.

 

И снова Слюдянка, и снова Байкальск...

Завершив отчет о благополучных территориях и успешно продвигающихся процессах, Петр Воронин произнес слово «проблемы», вздохнул и сказал: «Слюдянка». Несмотря на то что Слюдянскому району и его населенным пунктам правительство области уделяет повышенное внимание, котельные «Перевал» и «Стройка» к отопительному сезону не готовы.  В котельной «Перевал» предстоит смонтировать один котел, в котельной «Стройка» — даже два (оборудование уже завезено и ожидает начала работ), до сих пор не выполнены  и некоторые работы на теплотрассах. Ситуацию слегка смягчает только специфический местный микроклимат, из-за которого в районе осенью немного теплее, чем на остальной территории области.

Во многих муниципальных образованиях имеется задолженность за ранее потребленные ресурсы. Поселки Кеуль и Невон Усть-Илимского района, например, до сих пор должны существенные суммы за электроэнергию; в целом же в области насчитывается 234 млн рублей долга населения перед энергетиками. По мнению Петра Воронина, одной из основных причин формирования долга следует признать крайне низкую квалификацию сотрудников муниципальных органов власти, неправильно рассчитывающих тарифы. Если реальный рост стоимости электроэнергии составляет 40 процентов, а муниципалитет повышает тарифы всего на 12 процентов (в то время как правительство устанавливает планку 15 процентов), то денег, собранных с населения, ни на что не хватит.

Город Байкальск задолжал ТЭЦ Байкальского целлюлозно-бумажного комбината 17 млн рублей, но этот долг образовался по другой причине: котел, вырабатывающий 75 тонн пара в час, слишком мощный для небольшого города. Руководство комбината полагает, что раз котел работает на город и снизить его мощность нельзя, то муниципалитет должен покрыть все издержки, связанные с работой котла. Муниципальные и областные власти после долгих переговоров нашли, кажется, взаимоприемлемое решение: на входе теплотрассы в город будет установлено специальное устройство, которое будет подмешивать в воду, подающуюся с ТЭЦ, воду, возвращающуюся из городских сетей. Таким образом, объем воды будет именно тот, который нужен населению, а температура носителя и расходы топлива снизятся.

 

 


В очередной раз с началом отопительного сезона обострилась проблема поставок угля из других регионов. Министр крайне нелестно отозвался о проведенной в нашей стране реформе грузовых перевозок по железной дороге: вместо того, чтобы конкурировать друг с другом и снижать стоимость перевозок, борясь за потребителя, грузовые компании поставили свои вагоны в тупики и предложили потребителям оплатить не только перевозку угля, но и обратные порожние рейсы (из Усть-Илимска, например, совершенно нечего вывезти, чтобы окупить перегонку вагонов в обратном направлении).
 

 

Дело в трубе

Поставки топлива вообще становятся все более непростыми. Отказ правительства области от электрокотельных несколько повысил потребности региона в нефти и угле, однако закрытие почти пятидесяти теплоисточников позволило кое-что сэкономить. Поставки нефти в 2011 году осуществляются по новой схеме, связанной с тем, что практически все недропользователи поставляют добытую нефть в нефтепровод «Восточная Сибирь — Тихий  океан» (это дешевле, удобнее и выгодней), а нефть для нужд котельных в северных районах области приходится ввозить из Якутии. Из-за этого цена тонны нефти выросла практически в два раза.

— Эту проблему мы должны решить в ближайшие два года, — заявил Петр Воронин, — потому что дальше она будет становиться все хуже и хуже.

Существуют сложности с поставками газа: Ковыктинское месторождение, с которого обычно получали пропан-бутановую смесь, в этом году сменило собственника, и он еще не успел получить все разрешительные документы на ведение добычи. Пока суд да дело (лицензии предполагается получить к октябрю), собственники предлагают области покупать газ, привезенный из других регионов, — в сумме транспортные расходы и операции по перегрузке газа из одной емкости в другую повышают его цену с 8 тысяч рублей за тысячу кубометров в прошлом году до 28 тысяч в нынешнем.

В очередной раз с началом отопительного сезона обострилась проблема поставок угля из других регионов. Министр крайне нелестно отозвался о проведенной в нашей стране реформе грузовых перевозок по железной дороге: вместо того, чтобы конкурировать друг с другом и снижать стоимость перевозок, борясь за потребителя, грузовые компании поставили свои вагоны в тупики и предложили потребителям оплатить не только перевозку угля, но и обратные порожние рейсы (из Усть-Илимска, например, совершенно нечего вывезти, чтобы окупить перегонку вагонов в обратном направлении). По мнению министра, создать региональную компанию со своим парком вагонов нереально, а вот наличие собственного парка у крупных компаний стоит приветствовать — именно им, по всей видимости, и предстоит разрушать существующую монополию.

 

Арнольд Ларионов, «Байкальские вести»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии