Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Авторское право

29 сентября, 2011

 

 

 

Все беды — от наших заблуждений

 

Вряд ли кто из иркутян, не чуждых культуре, не слышал о конфликте между фотохудожником Борисом Дмитриевым и писателем Валентином Распутиным по поводу награды за книгу «Сибирь, Сибирь…». Дело достаточно деликатное, связанное с авторским правом и с толкованием его положений. В сложностях вопроса разбиралась наш автор — критик и публицист Валентина Семенова.

Я приношу свои извинения Валентину Григорьевичу Распутину за то, что касаюсь конфликта, который он попытался погасить без огласки. Но если нежелательный случай уже попал на страницы газет, стал поводом для разбирательства в суде, то остаться в стороне означает, что недоразумения, ставшие его причиной, так и останутся в тени и будут продолжать вызывать разноречивые толки.

Напоминаю: за третье издание книги «Сибирь, Сибирь…» писатель Распутин получил премию правительства РФ. Автор фотоиллюстраций Борис Дмитриев награжден не был. Увидев в этом несправедливость, он направил протестное письмо в правительство, где предупредил, что, если его права как соавтора книги не будут удовлетворены, он подаст в суд. Распутин, узнав об этом, отдает Дмитриеву половину премии (500 тыс. рублей), и Дмитриев деньги принимает. Правление писательской организации, в которой состоит Распутин, признает поведение фотохудожника неэтичным и вывешивает на доску объявлений Дома литераторов информацию из протокола, где поступок Дмитриева приравнивается к вымогательству. В ответ Дмитриев подает иск в суд о защите чести и достоинства, потребовав от организации возместить моральный ущерб в сумме 300 тыс. рублей.

Появилось мнение, что писатели, если они уважают волю Распутина, вмешиваться в эту историю были не должны. Так, например, считает газета «СМ Номер один» в статье Ольги Орловской «Фотограф против писателей» от 8 сентября с. г. Но газета повторила одно очень серьезное заблуждение, и об этом умолчать нельзя.

Нельзя еще и потому, что случившееся отражает нашу общую ситуацию: без конца твердя о правовом государстве, мы нередко либо забываем о законах, либо неверно их толкуем.

Попробуем разобрать цепочку несуразностей, вылившуюся в «дело Дмитриева». «Сибирь, Сибирь…», уже известная двумя изданиями, но обновленная, была приурочена к 70-летнему юбилею Валентина Распутина и получилась отменно нарядной: увеличенный формат, печать на отличной бумаге, множество цветных фотографий. Писатель и фотохудожник принимают поздравления, проходят успешные презентации книги в Иркутске и Москве.

Тогда-то фотохудожника Бориса Дмитриева и стали называть соавтором книги писателя Распутина, а книгу — книгой-альбомом. И никто не предполагал, что три года спустя слово «соавтор» приобретет юридическое звучание.

Но являлся ли действительно фотохудожник соавтором писателю?

Вопрос, в общем-то, несложен, но требует внимательности, особенно от издателей. Скажем, еще в конце 2006 года, когда к нам в редакцию альманаха «Сибирь» поступило интервью научного сотрудника художественного музея Т.Соловьевой с Б.Дмитриевым примерно с таким началом: «Вы, соавтор книги Распутина…», то мы слово «соавтор» сразу убрали, понимая, что это всего лишь фигура речи в потоке славословий и никакого иного значения, кроме как «сотрудник», «союзник» писателя, в создании книги оно не имеет. И вы не найдете этого слова в интервью, опубликованном затем в первом выпуске журнала за 2007 год под названием «Сибирский марафон». Ни Соловьева, ни Дмитриев по поводу нашего вычеркивания никаких вопросов не задали, и я решила, что и сами они все прекрасно понимают. Тогда никому и в голову не могло прийти, что Дмитриев начнет бороться за премию под флагом соавтора.

Почему-то ни у кого не вызвало недоумения само словосочетание «соавтор книги Распутина «Сибирь, Сибирь…». Никто не озаботился вопросом, что за соавтор у автора, чье единственное имя указано на обложке?

Имели место издательские погрешности.

В первом, московском, издании книги «Сибирь, Сибирь…» («Молодая гвардия», 1991), где немало цветных фотографий того же Дмитриева, все выходные данные говорят об одном: автором книги является В.Распутин, Б.Дмитриев — фотохудожник. И ни у кого мысли об их соавторстве не возникало.

А теперь обратимся к книге 2006 года, о которой идет речь. С сожалением должна заметить, что издательство Сапронова, которое в короткий срок завоевало заслуженную славу публикацией достойных книг достойных авторов, в этом случае допустило неточность, повлиявшую на последствия.

Что изменилось в новом переиздании? Принципиально — ничего. Увеличился лишь объем и очерков, и фотографий. На обложке — то же имя автора, то же название книги. Но вот на распашном титульном листе изменения появились. Слева уже не одно, а два имени и два фотопортрета — писателя Распутина и фотохудожника Дмитриева, справа — название книги «Сибирь, Сибирь…». Если не видеть других выходных данных, то можно подумать, что над книгой работали соавторы Распутин и Дмитриев.

Перелистываем страницу. Оборот титульного листа заполнен, как и в первом издании, на одного автора; фотохудожник вместе с художником указаны отдельно, и только в аннотации писатель и фотохудожник опять соединены в самой первой фразе: «Новое, значительно дополненное и переработанное издание книги писателя Валентина Распутина и фотохудожника Бориса Дмитриева…» и т. д.

Оказался нарушенным ГОСТ 7.84 — 2002. Издания. Обложки и переплеты. Согласно этому ГОСТу, текст на титульном листе должен повторить текст обложки. На первый взгляд нарушение небольшое, его не сразу и заметишь. Всего-то и надо было — на правой стороне титульного листа над названием «Сибирь, Сибирь…» повторить имя писателя. Фотопортреты слева могли так и стоять, как есть, вместе с фамилиями, в роли рекламно-оформительского элемента — они представляют авторов основных материалов: текста и фотоиллюстраций (подобным образом поступил «Артиздат» во втором переиздании книги в 2000 году, поместив эти два портрета перед титулом).

Противоречия в сведениях можно объяснить одним: издательство стремилось подчеркнуть красочность своей книги и роль фотохудожника. Но для Дмитриева это вполне могло послужить доказательством его «соавторства». Вот строки того письма в правительство (за неимением других источников ссылаюсь на «СМ Номер один» от 8.09.11): «Поскольку премия присуждена за книгу «Сибирь, Сибирь…» (а не за очерки Распутина В.Г.), то мои соавторские права нарушены. Я, как фотохудожник-соавтор, имею равные права с писателем Распутиным В.Г. на перечисление части денежной премии, почетный знак и диплом лауреата премии Правительства РФ».

Ответ Дмитриеву дает Министерство культуры РФ, куда была перенаправлена претензия: «Согласно Постановлению Правительства РФ № 29 от 19 января 2005 года, устанавливающему правила представления работ на соискание премий Правительства РФ в области культуры, работа считается выдвинутой на соискание премии, когда в межведомственный совет по присуждению премий правительства в числе прочих документов и материалов представлены справки о творческом вкладе авторов, которые не представляются лишь в том случае, если выдвигаемая работа выполнена одним автором».

«СМ Номер один» приводит это письмо как подтверждение правоты фотохудожника и ошибки тех, кто готовил документы для награждения: дескать, не включили соавтора. Но на самом деле Дмитриеву объяснили, что на него справок и не полагалось.

Потому что не было их, соавторов. Если бы тогда дело дошло до суда, Дмитриеву пришлось бы для начала доказать свое соавторство. Думаю, ему бы это не удалось. Несколько документов на сайте, посвященном авторскому праву и соавторству, утверждают: «…Изъятие из книги иллюстраций не может повлиять на литературные достоинства опубликованного произведения, поскольку текст и иллюстрации к нему не составляют по своей совокупности единого произведения. Поэтому писатель и художник не выступают в данном случае как соавторы». И еще: «…Писатель и художник не становятся соавторами от того, что книга снабжается иллюстрациями, если только речь не идет о специальных книжках-картинках для детей».

В нашем случае речь идет об историко-краеведческих очерках, вполне самодостаточных, написанных высокохудожественным языком. Книга может обойтись и без фотографий, за рубежом она выходила в скромном оформлении. С другой стороны, фотоматериал Дмитриева вполне бы подошел к сочинениям любого другого литератора, пишущего о Сибири.

Были отдельные авторы, каждый со своим знаком ©, закрепляющим только его владения: за писателем — текст, за фотохудожником — фотографии, за художником — общее оформление, за издателем — его издательский проект.

Корень ошибки, и ошибки уже не только Дмитриева, лежит, как мне кажется, в непонимании некоторых формулировок Закона об авторском праве и смежных правах (действующего с поправками с 2006 года). В нем прописано авторство и соавторство по отношению к произведению — литературному, живописному, фотографическому, музыкальному и т. д. Но не к книге, которая есть своего рода сборник отдельных произведений — писателя, оформителя, издателя.

Стало быть, Борис Дмитриев никакой не соавтор книги Распутина «Сибирь, Сибирь…». Он автор иллюстраций, вошедших в книгу.

Для большей наглядности подойдем к вопросу с другой стороны. Премией могли бы наградить не Распутина, а, к примеру, Дмитриева. И была бы точно такая же формулировка, только вместо слов «Распутину В.Г., писателю» стояло бы: «Дмитриеву Б.В., фотохудожнику»… — за книгу «Сибирь, Сибирь…». И понятно было бы, что имеется в виду награда исключительно за фотографии, а писатель Распутин со своим текстом тут ни при чем. Точно так же мог быть награжден за книгу отдельно художник Сергей Элоян, отдельно издатель Сапронов. Здесь все ясно и очевидно, а вот почему-то в случае с награждением писателя вышло столько туману.

К премии за книгу «Сибирь, Сибирь…» был представлен один автор, а именно — создатель очерков. Могли бы за столь роскошное издание наградить и всех, но, согласитесь, это уже другой разговор. Могли — но не обязаны.

Категоричное письмо фотохудожника не могло заставить совет пересмотреть свое решение. Зато на писателя, когда ему об этом сообщили, впечатление оно произвело. Не дожидаясь решения суда, Распутин отдает Дмитриеву половину премии.

Шаг для Валентина Григорьевича настолько естественный, что никто этому не удивился. Все знали о передаче денег, которая идет в Доме литераторов, о том, что Распутин не мог выплатить всей требуемой суммы сразу и что Дмитриев согласился брать частями, в три приема.

Постепенно писатели начинают испытывать шок. А почему, собственно, согласился брать? На каком основании? Почему именно по его слову ему отдается ровно половина? Почему он, фотохудожник, — единственный «соавтор»? Ведь если следовать толкованию Дмитриева, что награждается книга в целом, то на премию имеют право и еще два других участника — художник и издатель. И почему Распутин должен раздавать премию, которую не сам себе назначил? Наверное, это распорядители решают, кому, чего и сколько?

Опомнившись, писатели собрали правление и дали негативную оценку действиям Дмитриева, о чем мы уже сказали. Они руководствовались уставом своей организации, который в пункте 2.1 гласит: «…Основными задачами Иркутского регионального отделения СП России являются:

— защита прав писателей: творческих, гражданских, политических, экономических, социальных; защита чести и достоинства писателей…».

…Но вот суд состоялся. Суд посчитал, что градус негодования, высказанного Дмитриеву, превышен, и постановил компенсировать истцу моральный ущерб в сумме 50 тыс. рублей. Мотивы конфликта, как не относящиеся к теме, рассмотрены не были.

Однако у писателей остались вопросы, и выяснить их они смогут, воспользовавшись правом на апелляцию. Сделают они это или не сделают, думаю, не так важно. Важно, что они защитили своего товарища и потому в любом случае не проиграли.

Проиграла другая сторона — фотохудожник Борис Дмитриев. Именно он, при всех его денежных выигрышах, стал главной жертвой — жертвой собственного заблуждения и недостаточной компетентности тех, кто помогал ему хлопотать о премии. Я знаю: не он первый произнес слово «соавтор», но он поверил в него, и в этом его беда. И мне искренне жаль, что так случилось.

 

Валентина Семенова, специально для «Байкальских вестей».

Фото Любови Сухаревской, «Байкальские вести».

На фото: Книга, ставшая «яблоком раздора»

 

 

 


Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии