Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

В авангарде «Демонстрации»

30 мая, 2016


10.jpg

Интереснейшая выставка открылась в отделе сибирского искусства Художественного музея имени В.П. Сукачева.

— Это часть большого проекта, и если говорить конкретно, то это седьмая по счету выставка в рамках большого художественного проекта «КультУра 007» известного иркутского художника и дизайнера Владимира Соколова, — отметил, выступая с приветственным словом, генеральный директор музея Александр Гимельштейн. — Эта выставка называется «Демонстрация». Она посвящена памяти выдающегося художника и педагога многих из тех, кто сделал этот проект, кто в нем участвует, — Виталия Смагина. Его искусство всегда было созвучно поискам классиков авангарда начала XX века, что выражает суть сегодняшней нашей экспозиции.

— Проекты «КультУра» — всегда самые яркие, неординарные, незабываемые, плодотворные, острые и дерзкие, потому что во главе всего этого стоит яркий человек — Владимир Иванович Соколов, — считает председатель регионального отделения Союза художников России Наталья Сысоева. — И очень приятно, что его желание продолжать проект собирает вокруг себя огромное количество таких же неординарных и ярких авторов. Сама идея его работ перекликается по тематике, по смыслу с идеей прошедшего проекта «Сто лет русского авангарда». Именно реализм является очень сильной и основной составляющей российского искусства, но и достижения русского авангарда сегодня признаны во всем мире. В этом году и в этом месяце Владимиру Ивановичу Соколову исполнилось 65 лет, поэтому выставка посвящена и его юбилею.

Этот проект стартовал в 2005 году и сразу завоевал множество поклонников, которые всегда ждали его продолжения. Я сделала для себя неожиданное открытие: оказывается, у нас в городе есть немало ценителей авангардного искусства, серьезно в нем разбирающихся. Поэтому недостатка в аудитории поклонников на выставке не было.

Многие выступавшие говорили о необыкновенном озорстве, ироничности некоторых экспонатов, но все было в теме, в едином ключе и контексте.

— Хочется оставаться среди этих необычных экспонатов как можно дольше, а то и вернуться через день-два снова, — говорит одна из посетительниц. — Прекрасная атмосфера, яркие и неординарные композиции, вещи, полотна. Среди них чувствуешь себя космонавтом, ты будто на другой планете, удивляют дерзость и смелость многих авторов, необычность их взгляда на привычное. Как талантливы наши художники! Поразительно! Выставка потрясающая! Хотелось бы, чтобы ее увидели как можно больше людей.

Выставка проходит под знаком Малевича и приурочена к столетию знаменитой выставки «0,10», которая состоялась в Петрограде зимой 1915—1916 годов. В экспозиции представлены произведения, авторы которых вступают в прямой творческий диалог с Малевичем: инсталляции Владимира Соколова, Евгения Штанько, плакаты Владимира Дейкуна. Кроме плакатов на выставке можно увидеть и его чудную, очень смешную, с юмором выполненную работу на тему относительности жизни. Нарисована она на старых, раздрызганных в пух и прах строительных носилках, ломаных, покарябанных, мятых-перемятых, внутри которых изображен озорной Эйнштейн с высунутым языком в старенькой штопаной кацавеечке и одними глазами говорящий нам: «VSЁ OTNOSITELЬNO…» И чуть ниже приписка: «От теории — к практике».

Спасибо вам, Владимир Васильевич, за обращение нас к самим себе, за напоминание об относительности всего сущего, за иронию и добрый юмор.

Посреди зала расположилась знаковая инсталляция Сергея Элояна «Рождение жизни». В принципе философская суть и мысль художника ясны. Домотканые коврики положены крест-накрест, как раскинутые руки. В центре круглый стол, под крышкой которого находится яйцо, как центр мироздания. В нем зарождается жизнь, которая выберет одну из дорог: направо, налево, прямо. Здесь звучит и тема христианства, и судьбы, которая, как крест, дается каждому (неси свой крест и веруй), и его нужно пронести по жизни. Здесь тема выбора, жизненного определения, миропонимания…

20.jpg

Органично вписывается в контекст выставки керамика Татьяны Ерошенко, панно Елены Петровой, узнаваемые в разных вариациях, проколотые иглами, будто душевно израненные произведения Анатолия Погребного, «золотые эшелоны» на картинах Владимира Осипова, «декаданские» работы Алексея Рютина, чеканка и ювелирное искусство Евгения Богомолова, керамика Георгия Борисова. Все они настолько разнообразны, талантливы, самобытны, неординарны, что хочется постоять возле каждой, поразмышлять, улыбнуться, потому что порой ироничный и своеобразный взгляд художника открывает нам поэзию, гармонию, красоту в обыденно-повседневном.

Считается, что все течения искусства XX века вышли из «Черного квадрата» так же, как русские писатели и вся мировая литература — из «гоголевской шинели». Русский авангард, его философия уже столетие вдохновляют художников разных стран, и открывшаяся выставка — дар и воспоминание об эпохе, давшей столько выдающихся имен. До сих пор это направление художественно питает все новые и новые поколения мастеров, которые, взяв за основу русский авангард, его традицию, привнеся в него свою индивидуальность, свой своеобразный стиль и почерк, рождают новые направления. Свидетельство тому — авангардная выставка «Демонстрация» в Иркутске. Яркий огонь творчества никогда не погаснет, не будет конца прекрасной эпохе и ее талантливым преемникам…                                    

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Яны Ушаковой, «Байкальские вести»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии