Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Уголок шахматиста. Выпуск № 25 (793). П.М. Явербаум: О жизни, о шахматах, о себе…

01 июля, 2019

Рубрику ведет Рамиль Мухометзянов

Сегодня мы начинаем публикацию фрагментов недавно вышедшей книги Павла Моисеевича Явербаума «Мемуары». В своих воспоминаниях Павел Моисеевич не раз обращается к шахматной теме, а одну из глав посвятил ей полностью. Именно этот большой и достаточно подробный рассказ, описывающий долгий шахматный путь автора, интересен нам прежде всего, но и другие важные шахматные моменты, разбросанные по всей книге, мы постараемся не упустить.

5.jpg

Но вначале несколько слов из официальной биографии: «Павел Моисеевич Явербаум – профессор кафедры биохимии Иркутского государственного медицинского университета, доктор медицинских наук. Родился в городе Черемхове 1 июня 1932 года. В 1935 году семья переехала в Иркутск. В 1950 году закончил с серебряной медалью иркутскую мужскую среднюю школу № 11 и стал студентом Иркутского медицинского института, который с отличием закончил в 1956 году».

Именно школьные и студенческие годы оказались в жизни Павла Моисеевича самыми шахматными, хотя не расставался он с любимой игрой и в дальнейшем, пронеся эту любовь до наших дней. Но мы начнем с самого начала, а именно – с того момента, как он впервые познакомился с шахматами. Произошло это в военные годы в селе Худоеланском (в Нижнеудинском районе), где Павел проводил школьные каникулы в гостях у своего деда Тихона – отца матери. Вот как это произошло:

«В свободное время мы с дедушкой обсуждали положение на фронте, знали, что война практически закончена, но все-таки надеялись, что нам помогут союзники: откроют второй фронт – его еще не было. Как-то мама сказала мне, что она может научить меня играть в шахматы, но шахмат не было, и мы втроем – дедушка, мама и я – сделаем шахматы из телеграфной ленты. Сделали катушечки – это было основание для всех фигур. Центр катушки выдавливали – получались пешки. Дедушка лобзиком выпилил головки коней, фигурки ладей, слонов, ферзей и королей. Белые фигурки мы покрасили голубой краской, а черные – темно-красной. Сделать доску было намного проще.

После приезда в Иркутск я записался в шахматный кружок при Дворце пионеров – благо он находился рядом с нашим домом. Приобрел кое-какую шахматную литературу, шахматный учебник, и приблизительно с 12 лет шахматы меня захватили. Мое увлечение шахматами сказалось на учебе, возникли конфликты с мамой; она прятала от меня эти самодельные шахматы.

В 1945 году закончилась война, и 1 июня мне исполнилось 13 лет – по еврейскому обычаю мальчик становится мужчиной. Это большой праздник, и один из гостей подарил мне настоящие фабричные шахматы, очень красивые и достаточно большие. Самодельные – из телеграфной ленты – пришлось оставить. Но свои функции они выполнили; я стал учиться шахматной игре.

Руководил кружком первокатегорник Николай Павлович Китенко. Когда мы играли друг с другом, то игра, естественно, шла до последней пешки. Я помню мальчишек, посещавших в то время кружок: Володя Гайдук, Ося Адельсон, Беспрозванных, Лейбин, Легейдо, Чагин, постарше нас – Шишмаков и Чекменев. Позднее стала иногда появляться девочка – Люся Старченко, она стала чемпионкой города и области, после окончания института поступила в аспирантуру в Москве – по математике.

Самым сильным из нас был Гайдук. Его отец был до войны чемпионом Иркутска, Иркутской области и Сибири. Его шахматные способности унаследовал Володя.

Володя играл очень хорошо, впоследствии он победил в зональном турнире первенства РСФСР (зона Сибири и Дальнего Востока) вместе с Николаем Азаровичем Гашибаязовым, который тогда жил и работал в Иркутске, правда, недолго; он переехал в Одессу и стал чемпионом Одесской области. В первые годы после войны отец Володи Гайдука – Константин Алексеевич – был в Иркутске, и я принял участие в сеансе одновременной игры, который он проводил. Конечно, я сразу же проиграл. Отец Гайдука страдал туберкулезом, много лечился, но вскоре болезнь взяла верх – его не стало. А с его сыном мы были друзьями до самой смерти Володи в 2011-м, меня в то время в Иркутске не было.

У меня появилась не помню откуда книга И. Майзелиса «Начинающий шахматист», какие-то страницы из журнала «Нива» (шахматный отдел), отдельные страницы учебника Шифферса. Я все это как мог внимательно изучал, особенно мне понравился учебник Майзелиса. С каким мастерством и любовью писал выдающийся шахматный литератор! Наверное, так еще никто не писал о шахматах, с такой любовью и мастерством; я много потом читал шахматной литературы и в ряд с Майзелисом могу поставить лишь некоторые исторические статьи Виктора Хенкина и последние работы Авербаха. Все остальное обычно хорошо, кроме брошюры Алехина «Арийские и еврейские шахматы». Об этой книжке уже все сказано и разъяснено, но все равно это «исследование» омерзительно.

О первых послевоенных годах шахматного кружка Дворца пионеров сейчас уже почти никто ничего не помнит. Прошло более 60 лет, и я, наверное, почти единственный человек, который остался в живых».

Продолжение следует.

Наш адрес: 664007 г. Иркутск, ул. Карла Либкнехта, 107а.
Телефон: (3952) 209-604. E-mail: chessns2016@yandex.ru.

На фото: Профессор Павел Моисеевич Явербаум

 

.

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии