Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Аплодисменты Мастеру

24 октября, 2016

С нами больше нет Виталия Венгера

1s.jpg

Он народный Артист России. Но еще более он Народный Артист Иркутска. Коренной  москвич, родившийся и выросший на Сретенке, Виталий Венгер приехал в наш город после окончания училища имени Щукина в 1950 году и прожил в нем больше шестидесяти лет. С небольшим перерывом, в 80-х годах, вернулся в Москву, был принят в театр Сатиры. Тогда там блистали все великие мастера — Андрей Миронов, Анатолий Папанов, Спартак Мишулин, Роман Ткачук, Ольга Аросева и многие другие. Актер из провинции в этой компании был востребован, сыграл несколько заметных ролей.

Но вскоре вернулся в Иркутск. Как сам признавался, он уже не мог жить без старых улочек нашего города, без Ангары, без Байкала. Страшно скучал по Доне — так в семье всегда звали жену Венгера Эльзу Павловну, по дочери Наталье. По театру, ставшему ему вторым домом.

После возвращения в Иркутск Виталий Константинович как бы обрел второе дыхание. Он сыграл роли, ставшие новыми вехами в его биографии. Это Тарелкин («Смерть Тарелкина» Сухово-Кобылина), Тевье-молочник («Поминальная молитва» Горина и Шолом-Алейхема), Несчастливцев («Лес» Островского), Подколесин (Женитьба» Гоголя)…   Всего за десятилетия творчества в театре имени Охлопкова им сыграно более трехсот ролей — от  крохотных эпизодов до образов, о которых мечтают самые талантливые артисты, от «парня с чубом» («Свадьба с приданым»), Китайца («Порт-Артур») до шекспировского Короля Лира. «Эпизоды надо любить, в них обретается профессия», — говорил Мастер. Не чурался маленьких ролей, будучи ведущим артистом театра.

На сцене он умел всё. Не только скрупулезно вести роль и взаимодействовать с партнерами, но и петь, и танцевать. Виртуозно и изобретательно владел гримом. Приобщал к своему искусству молодых — долгие годы преподавал в театральном училище, был его художественным руководителем.

Талантливый человек талантлив во всем — Виталий Константинович олицетворял этот постулат. Он замечательно рисовал (сложил книгу под названием «Венгершарж»), владел пером — написал несколько  книг, которые читают и перечитывают не только люди театра.

И еще у него был талант дружить. На теплый огонь Венгера тянулись люди разных профессий. С ним было интересно всем. Но его дружба была требовательной, а порой и беспощадной — он не терпел лести, лжи,  измены принципам. Если замечал это хоть в малой степени — высказывал прямо в глаза. Но он умел и любить друзей, и эта любовь согревала каждого из тех, кого он осчастливил своей дружбой.

Ушел друг, и в той части души каждого из нас, которую заполнял он, осталась пустота. Чем ее можно заполнить? Только памятью об Артисте, Человеке, Друге. Хранить эту память — наш святой долг.

У него было множество наград и регалий — народный артист, лауреат Государственной премии России и Золотой маски «За честь и достоинство». Все их перечислят в официальных некрологах. Но важней всех этих званий есть и будет для него любовь Иркутска. Аплодисменты, которыми зрители всегда награждали его. Аплодисменты, которыми они проводят Мастера в его последний выход.

Друзья Мастера

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии