Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

А все остальное — дорожная пыль...

12 января, 2012

 

 

 

За год в городской комитет по ЖКХ поступило 409 обращений  в связи с  низким качеством обслуживания пассажиров. Среди основных претензий — жалобы к подвижному составу. Иркутяне ездят на старых, грязных автобусах. Отмечено хамское отношение водителей и плохое движение транспорта в поздние часы. К перечисленному можно добавить отсутствие комфортных остановок, без навесов. А заполненные транспортом карманные заезды на остановках заставляют пассажиров ожидать его на проезжей части, подвергая себя опасности.

Приключения закона

На декабрьских депутатских слушаниях в думе Иркутска обсуждалась концепция развития общественного транспорта. Ее на суд городских парламентариев представил вице-мэр Дмитрий Разумов. Он попытался раскрыть сложившуюся ситуацию на рынке пассажирских перевозок, коснулся безопасности работы общественного транспорта, единой тарифной политики, обновления подвижного состава и в целом развития транспортной инфраструктуры.

Основную причину власти видят в избытке коммерческого транспорта. На декабрь 2011 года выдано 1800 лицензий на перевозки. В этой цифре не учтены автобусы, водители которых занимаются шабашкой. Они обслуживают пассажиров из других городов Иркутской области — Черемхово, Ангарска, Усолья, Шелехова, которых привозят каждое утро на работу в областной центр. Из 1800 единиц транспорта всего 240 — муниципальные. В городе действуют 235 частных операторов перевозок и лишь два муниципальных — Иркутскавтотранс и Иркутскгорэлектротранс. Иркутский пассажирский транспорт перевозит 156 млн пассажиров в год, из них 52 млн — муниципальные предприятия.

В мэрии пытаются перестроить работу транспорта и перейти от уведомительной системы к разрешительной. В Государственной думе неоднократно обсуждался законопроект «Об организации работы общественного транспорта», но он так и не был принят. На уровне субъекта федерации также много раз предпринимались попытки принять закон, регламентирующий городские перевозки. Недавно региональное министерство ЖКХ и транспорта передало в очередной раз доработанный закон на рассмотрение в областной парламент. В мэрии надеются, что после его принятия в организации работы транспорта произойдут существенные подвижки. Вице-мэр Иркутска Дмитрий Разумов выразил надежду, что новое законодательство позволит проводить конкурсы и устанавливать штрафы за недобросовестную работу на рынке пассажирских перевозок.

 

Гонки на «развалинах»

Работу транспорта регламентирует спрос, поэтому сегодня большинство перевозчиков выходит на линию только в часы пик. Но даже в дневное время ощущается нехватка транспорта. Количество маршруток, по заверению Дмитрия Разумова, с каждым годом становится меньше. В условиях жесткой конкуренции частники экономят буквально на всем: на налогах, на зарплате водителей, на ремонте машин. Они боятся брать кредит на покупку нового подвижного состава, так как машина может не окупить себя. Поэтому закупают старые, подержанные машины корейского производства с 10—15-летним сроком эксплуатации.

Подобная организация работы транспорта стимулирует в том числе и подпольный рынок топлива. Не секрет, что сегодня его можно приобрести по 18 рублей за литр. Помимо загрязнения воздуха, превышающего все нормы в несколько раз, некачественное дизельное топливо может привести и к другим последствиям. И только административными рычагами порядок не навести. Нужны жесткие условия, которые позволили бы и частному бизнесу, и муниципальному транспорту развиваться и  предоставлять населению качественные услуги.

— Главная проблема маршрутной сети Иркутска — высокий уровень дублирования маршрутов общественного транспорта. Это значительно увеличивает количество машин, одновременно находящихся на линии, снижает экономическую эффективность пассажирских перевозок, а также увеличивает нагрузку на улично-дорожную сеть, — отметил Дмитрий Разумов.

 

Медленно, но верно

Администрация города провела конкурс по корректировке маршрутной сети. Специализированный институт, который занимается вопросами организации сети, подсчитал, какое количество передвижного транспорта городу необходимо, провел обследование маршрутов, определился с графиками движения, сроками отправления, лотами. Учитывая антимонопольное законодательство, в мэрии сформировали маршрутную сеть на восемь лотов. В них будет десять троллейбусных, семь трамвайных и 66 автобусных маршрутов. Два лота отведены для Горэлектротранса, остальные маршруты будут предоставлены для автобусов.

— Мы намерены заключить договор на обслуживание с десятью компаниями. Количество маршруток, обслуживающих город, будет составлять не более 1000 единиц, — сообщил Дмитрий Разумов. — Зато появятся автобусы большой, средней и особо большой вместимости. Договоры на обслуживание будут заключаться сроком на пять лет. Лоты сформированы таким образом, чтобы компании брали одни и те же районы, чтобы не было разбросанности, а была налицо экономическая эффективность. Мы хотим помочь частным и муниципальным перевозчикам. Они должны зарабатывать деньги, платить налоги и зарплату, содержать водителей, обновлять подвижной состав, покупать качественное топливо и поддерживать договорные отношения с муниципалитетом по выполнению расписания.

Только вот пока непонятно, где взять столько автобусов? Подвижной состав муниципального транспорта давно устарел, денег на закупку нового не предусмотрено, а  рискнут ли частники брать кредиты на покупку, тоже вопрос.

Предусматривается, что по этому договору все автобусы будут обеспечены системой ГЛОНАС. С 1 января в Иркутске отслеживать работу передвижного транспорта  будут в режиме on-line. При систематическом нарушении договорных отношений последует расторжение договора.         Само изменение организации маршрутной сети города произойдет не быстро, считают в мэрии. Эта работа будет выполняться в течение всего года.

— Отыграв конкурс в январе, мы дадим шанс выигравшим перевозчикам заключить договоры субподряда и обновить подвижной состав. Считаем, что качественно ситуация изменится только к 2013 году, а весь 2012 год будет переходным с определением, с поиском компромиссных решений, — подчеркнул Дмитрий Разумов.

 

Удержать и обновить

Сегодня тариф рентабельности составляет уже в пределах 15 рублей. Но чтобы соблюсти социальные гарантии,  администрация Иркутска сдерживает рост тарифа на транспорте. Наиболее оптимальным вариантом тарифной политики на транспорте мог бы стать путь компенсации выпадающих доходов. Например, в Кемерово губернатор Аман Тулеев уже несколько лет фиксирует тариф на проезд в общественном транспорте на уровне 9 рублей. Тем предпринимателям, которые обосновывают более высокий тариф, муниципалитет выплачивает разницу между утвержденным тарифом и экономически обоснованным. Если бы на иркутском рынке доминировали, как в Кемерово, муниципальные маршруты, то, зафиксировав тариф на уровне 10 рублей,  можно было в бюджете предусматривать средства на выпадающие доходы и тем самым стимулировать развитие общественного транспорта. Это на сегодня единственный легальный метод поддержки общественного транспорта. Но такое могут себе позволить только города с хорошим бюджетом. А поскольку Иркутск к таковым не относится, то рано или поздно, учитывая рост стоимости ГСМ, тариф придется повышать.

Коснулся вице-мэр и транспортной инфраструктуры. После того как на остановочных пунктах федеральное законодательство запретило продажу алкоголя и табака, интерес к остановкам резко упал. Чтобы продолжить программу по обновлению остановок и остановочных навесов, а сегодня 218 из них не оборудованы, ведутся переговоры о размещении на остановках рекламы. В мэрии решили провести конкурсы на предоставление земельных участков сроком на пять лет и предоставлять инвесторам места для размещения рекламы на остановках, при условии, что они благоустроят переданные им остановочные пункты.

В 2012 году будет установлено около 50 новых остановочных павильонов, а старые из центральной части города переместят на периферию. На их месте установят новые интерактивные современные остановки. Таким образом, власти намерены изменить внешний облик центра города. Два первых остановочных пункта современного образца будут установлены возле гостиницы «Марриотт» и нового здания арбитражного суда на остановке «Бытовая». На этих остановках планируется наличие системы WI-FI, реклама и отсутствие торговли. В течение трех лет все остановки города будут модернизированы, пообещал Дмитрий Разумов.

 

А зачем тогда вообще?

Депутаты, внимательно выслушав вице-мэра, высказали свои претензии. Почему-то концепция рассматривается только с точки зрения дублирования маршрутов, а не с учетом пропускной способности улиц. С запуском четвертой очереди Академического моста предстоит пересмотреть всю схему  движения общественного транспорта и увязать эти вопросы с общей концепцией городской инфраструктуры и городской жизнедеятельности. Все пожелания депутатов, сказал Дмитрий Разумов, будут учтены. Концепция является основой для разработки отдельных городских долгосрочных программ по развитию транспорта и улично-дорожной сети.

Почетный гражданин Иркутска Алексей Белов высказал опасение, что автобусы большой вместимости не будут ездить столь часто, чтобы удовлетворить потребность пассажиров, а в концепции ничего не сказано о частоте их движения. Салоны троллейбусов вообще не отапливаются, так что о комфортности не может быть и речи. Александр Ханхалаев упрекнул комитет по ЖКХ в том, что уже несколько лет он игнорирует просьбы  организовать маршрут из микрорайона Радужного. Жителям 3-го поселка ГЭС с трудом приходится добираться до ближайших остановок. Владислав Свердлов потребовал перенести остановку общественного транспорта с опасного перекрестка улиц Маркса и Чехова. Алексей Колмаков отметил, что на конечных остановках не предусмотрены туалеты. В то же время устанавливать биотуалеты дорого, поэтому частники предпочитают рыть ямы или справлять нужду за ближайшим кустом. Колмаков потребовал установить камеры наблюдения и навести порядок на остановке «Технический университет» по пути следования к остановке «Жуковского». Частные такси занимают всю остановку, из-за этого молодежь ждет транспорт на проезжей части, а ГИБДД не реагирует.

Юрий Гришин считает, что концепцию развития транспорта надо представить на обсуждение горожан, хотя у него много вопросов к данному документу. Как будет решаться проблема транспортных пробок в Академгородке? Сегодня нет подъездных путей к зданию строящегося Ледового дворца. Как эти пути увязать с общим движением? Евгений Стекачев, узнав, что в микрорайоне Университетском намерены закрыть два автобусных маршрута (№ 4 и 24) из-за того, что они якобы дублируются, пришел в негодование.  В Университетском существует всего одна остановка общественного транспорта — конечная, а проживает свыше 16 тысяч жителей. Если речь идет о нерентабельности этих маршрутов, то для чего тогда нужен муниципальный транспорт? Рентабельные маршруты все до одного разобраны коммерсантами.

К рассмотрению концепции развития общественного транспорта городские парламентарии вернутся через полгода.

 

Елена Чабдарова, «Байкальские вести».

Фото Александра Еловского, «Байкальские вести»

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии