Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

А ВИЧ и ныне там…

07 апреля, 2011

 

 

 

 

Общественная палата Иркутской области в очередной раз вернулась к теме ВИЧ/СПИД —
4 апреля состоялось заседание комиссии по вопросам гражданского общества, громко названное «круглым столом».

 

С основным докладом «Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Иркутской области» выступила заместитель главного врача Областного центра по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционным заболеваниям Юлия Ракина. Отчего-то она так торопилась, что в среднем на просмотр слайда приложенной к докладу презентации отводилось от силы секунд десять. Тем не менее участники мероприятия успели уловить, что область, много лет занимавшая печальное первое место по количеству инфицированных, уступила наконец-то первенство двум другим регионам Российской Федерации, причем наши показатели в 2,6 раза превышают средние по стране и в 4,1 — средние по Сибирскому федеральному округу.

Среди жителей области больше всего инфицированных в Иркутске (более тысячи человек на 100 тысяч жителей), южные районы области поражены сильнее, чем северные, но в последнее время баланс меняется, и если в начале 2000-х около 90 процентов инфицированных проживали в городах, то теперь около 30 процентов живет в сельской местности. Женщин среди зараженных больше, чем мужчин; неработающих больше, чем других групп. Несколько снизилась доля инфицированных школьников и учащихся средних учебных заведений, но молодежь все еще составляет большую часть — по мнению госпожи Ракиной, виной всему беспорядочные половые связи.

Отдельного разговора заслуживает тема финансирования профилактики из областного бюджета. В 2009 году на эти цели было выделено всего 3,8 млн рублей, в 2010 году — уже около 8,5 млн. Финансирование всех мероприятий по ВИЧ-инфекции, включая лечение уже больных, составило 246 млн в 2009 году и более 439 млн в 2010 году. Как ни парадоксально, программа скрининга (то есть выявления инфицированных) практически не затрагивает одну из самых многочисленных групп риска — то есть молодежь. Проблема второго уровня — привлечение инфицированных к лечению — тоже решается плохо, хотя, по словам Юлии Ракиной, профилактические мероприятия позволяют снизить количество вируса в крови инфицированных настолько сильно, что они становятся «почти безопасными». Далеко не полностью охватывает профилактика и беременных женщин — всего около 70 процентов инфицированных матерей получают полную трехэтапную профилактику. Проблема центра заключается в том, что среди инфицированных много людей, которые категорически не желают общаться с его сотрудниками и лечиться (как уточнил представитель «Объединения людей, живущих с ВИЧ» Александр Оськин, в стране нет закона, обязывающего инфицированных лечиться или даже вставать на учет).

Развивая тему учета инфицированных, Александр Оськин заявил, что реально в области не 27 тысяч инфицированных, а около 70 тысяч. Самое парадоксальное решение по улучшению качества учета было принято в Шелехове: там «заботу» о ВИЧ-инфицированных переложили на участковых милиционеров. Это абсурдное решение способно только запугать инфицированных. Сотрудники Красного Креста передали Юлии Ракиной сообщение своих клиентов, которые жалуются на то, что тестирование на ВИЧ стало только платным. Заместитель главного врача заверила, что это неправда, — но ведь дыма без огня не бывает…

Заместитель министра здравоохранения Иркутской области Татьяна Бойко рассказала членам комиссии о том, как велась работа по профилактике ВИЧ по линии министерства. Кроме 10 заседаний комиссии по профилактике (которая, судя по рассказу, занималась тем, что заслушивала мэров территорий и выдавала им замечания) было издано 260 тысяч брошюр, опубликовано несколько десятков материалов в СМИ, размещено 15 билбордов (на 770 тысяч квадратных километров, составляющих площадь Иркутской области…), подготовлено несколько десятков волонтеров и так далее.

На централизованное приобретение медикаментов министерство выделило в 2010 году 8 млн рублей, в 2011 году — более 15 млн. Получены лицензии на работу пяти лабораторий в районных больницах, с 2006 года инфицированным матерям с самого рождения ребенка выдаются за счет областного бюджета специальные молочные смеси. Регулярно проводятся научные конференции и семинары для медицинских работников, разработано 18 информационных материалов по профилактике ВИЧ, заключены соглашения с Главным управлением исполнения наказаний и областным военным комиссариатом.

В задачах министерства на 2011 год стоит глобальная задача — разработать областной закон о противодействии ВИЧ — и несколько задач локальных: открыть еще два диагностических кабинета в Тайшетском и Шелеховском районах, охватить диагностическими мероприятиями 18 процентов населения области, проводить эпидемиологические расследования и так далее. В длинном списке мероприятий значилась и такая экзотика, как установление деловых контактов со службами ЗАГС…

Дослушав доклад заместителя министра, председатель комиссии Общественной палаты Альбина Широбокова заявила, что все вопросы, ради которых собиралась комиссия, у нее исчезли и главным недостатком в работе министерства она теперь считает недостаточное информирование населения области о реализованных программах и мероприятиях. Замминистра пыталась объяснить, что вся информация есть на сайте министерства, но проведенный тут же «следственный эксперимент» доказал, что отыскать что-либо полезное на этом сайте весьма непросто, асоциальным элементам и неработающим гражданам, во всяком случае, сайт не помощник.

На защиту министерства встала депутат Законодательного образования Татьяна Семейкина, которая в течение долгой и сложной речи пыталась доказать, что третье место по количеству инфицированных — это результат большой и продолжительной работы. Скоро, по мнению депутата, все будет хорошо, потому что муниципальное здравоохранение ликвидируется как класс и таких проблем, как профинансированные программы профилактики всего в 11 районах, больше не будет. Общественная палата, упрекнула Татьяна Семейкина присутствовавших, крайне редко принимает участие в круглых столах и общественных слушаниях, которые проводят депутаты. Члены ОП тут же ответили, что ни разу не получали вообще никаких приглашений от депутатов, и назначили виновных — аппарат Общественной палаты.

Заодно члены ОП ИО процитировали для замминистра справку из прокуратуры, из которой следует, что наркологический диспансер не обслуживает ВИЧ-инфицированных наркоманов. Замминистра пыталась опровергнуть эти утверждения, но справку прокуратуры подтвердил Александр Оськин: большая часть процедур платные и доступны только «детям очень обеспеченных родителей». Версия замминистра — дескать, платные только те препараты, которые не включены в стандарт и куплены самими больными, — члены ОП опровергли: при проведении прокурорской проверки были проверены 36 дел наркоманов, половина из которых лечилась платно, половина — нет, а список использованных препаратов не отличался ни на букву. Тут-то и выяснилось, что замминистра материалы прокурорской проверки вообще не видела, хотя Общественная палата уверяет, что они были переданы министру уже очень давно.

Члены комиссии ОП ИО до конца заседания выявили еще несколько проблем — в частности, достаточно сложно идет работа по выявлению и лечению тех, кто одновременно болен и ВИЧ, и туберкулезом; вообще никто не занимается выявлением инфицированных из числа трудовых мигрантов; инфицированные не могут создавать семью (за это можно даже ответить по статье 122 Уголовного кодекса), и многое, многое другое. Самая же главная проблема в том, что инфицированные молчат о своем статусе, — с одной стороны, они не могут общаться друг с другом, с другой — эти люди вокруг нас, и никто не знает, где именно…

Борис Самойлов, «Байкальские вести».
Рисунок Ильи Клычева
, «Байкальские вести»

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии