Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

Очень непростая история

06 июня, 2016


1.jpg

Иркутский театр юного зрителя имени А.Вампилова пригласил своих зрителей на спектакль «Это всё она?..», который стал результатом показанного на «Режиссерской лаборатории» в январе 2016 года эскиза в рамках проекта «Твое пространство» АКТЕР-РЕЖИССЕР Квест. Его поставила актриса Анжела Маркелова, и премьера состоялась 18 мая. Руководил постановкой главный режиссер ТЮЗа имени А. Вампилова Андрей Сидельников.

Действие разворачивается в пространстве, которое представляет собой и квартиру, и Сеть, Всемирную паутину, в которой зависают сегодня миллионы. Сценография Анастасии Карамышевой лаконична, символична и выразительна, где сама Сеть представлена в виде нитей, опускающихся с колосников, опоясывающих действующих лиц. Время от времени загорается экран, гаснет, вспыхивает снова. Идет жизнь, течет время, кого-то «унося с поверхности земли», кого-то принося в этот мир. Но здесь, за стенами конкретной квартиры, в ее тесном мирке, между двумя самыми близкими по крови людьми нет понимания, нет близости, нет мира. Это Сын и Мать.

Мать с любовью рассматривает старые фотографии маленького Сына, ставя их в проектор одну за другой, вспоминает, как впервые сказал «мама», улыбнулся, сделал первые шаги… Как в киноленте, страницу за страницей, отматывает она эпизоды прожитой жизни.

Зритель застает их в момент, когда ранее в их доме случилось несчастье с отцом и мужем и они трагически переживают этот момент. Горе их не сблизило, а, напротив, развело в разные стороны. Взаимные упреки разъединяют и отдаляют все больше. Но почему? В чем причины?

Режиссер Анжела Маркелова вслед за драматургом Андреем Ивановым отправляет нас по пути расследования, чтобы выяснить, понять, узнать, откуда истоки этого непонимания друг друга…

В силу возраста Сына мало заботят внутренние переживания Матери, он находит спасение в Сети, где знакомится с девушкой по имени Тоффи… Далее события разворачиваются стремительно и не совсем обычно. Не буду рассказывать сюжет и открывать главную интригу. Спектакль надо смотреть, включая свои эмоции, размышления, переживая сердечно. Да иначе на этом спектакле и не получается.

Не назидательно, но эмоционально, тонко, корректно, с большим чувством меры постановочная группа пытается разобраться в проблеме. Режиссер Анжела Маркелова понимает, что имеет возможность обратиться напрямую к молодой и взрослой аудитории, потому спектакль по ходу действия превращается в диалог с залом: неслышный и невидимый, но то, что он есть, несомненно. После спектакля зрители даже расходятся не сразу, не спеша сбросить эту историю и погрузиться в текущие дела. Многие какое-то время сидят, видимо осмысливая увиденное, кто-то начинает тут же делиться мнением с соседом. Это очень хорошо, что спектакль вызывает отклик, желание высказаться. Я думаю, что и сами актеры будут открывать в нем еще что-то новое и сам спектакль будет расти и совершенствоваться, потому что всем он очень дорог.

В ходе репетиций сложилась команда, ансамбль, что очень важно для результата. Актеры наполнили пространство своим личным отношением, своим участием, проникновением в судьбу персонажей каждое мгновение спектакля, потому он смотрится пронзительно и эмоционально. Актерам доверяешь и переживаешь душевно, подключаясь сердцем.

Роль Матери актриса Елена Грищенко ведет от сцены к сцене точно, словно обнажая свою боль к финалу все больше и больше. Роль сложная, требующая многих красок и полутонов. Актриса точна во внутренних движениях и реакциях характера, за ней интересно наблюдать. В роли Сына Павел Савин свободен, раскован. Временами цинично-насмешлив и весел, временами растерян и затаен. Он груб и резок с Матерью, но под этой бравадой мы чувствуем его боль. Актер не линеен, он пытается нащупывать второй, третий план, и за ним стоят объем, глубина, характер.

Интересна в роли Тоффи актриса Татьяна Чадина. Жестко, сильно, изобретательно, где-то забавно она выстраивает рисунок персонажа. Она эффектна, обаятельно-сдержанна, умеет превращать простые физические действия в Образ.

Тауэрский Ворон — актер Александр Карпенко в своей роли живет наполненно, азартно, выразительно, увлеченно, стараясь передать все внутренние состояния героя.

По ходу действия то и дело задаешься вопросами. Что происходит сегодня с людьми? Что происходит с миром? Куда мы все летим, бежим, несемся? В этой гонке не замечаем, как выхолащиваемся, теряем близких людей, искренность чувств, любовь, доброту. Жизнь превращается в какой-то безумный фарс, когда в нем даже самое главное — наши дети — становятся не главными. Сначала, за делами, мы просто не замечаем, как они растут, чем заняты, потом они просто отдаляются от нас, а когда мы о них вспоминаем, они уже не нуждаются в родительской любви. Они выросли.

В спектакле поднимается вечная тема «отцов и детей», но поданная по-новому, рассказанная современным языком, вызывающая зрителя на размышления. Подвигающая к разговору о молодых, которые сегодня с головой ушли в свои гаджеты, ушли из реального мира — в виртуальный, придуманный, не имеющий ничего общего с реальностью.

Быть может, этот спектакль кому-то напомнит о том, что родительская любовь в нашей культуре воспитания — одна из главных тем.

И еще. В спектакле намечен режиссерский почерк, о котором хочется говорить, и хочется, чтобы он был продолжен, чтобы не было остановки.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото Владимира Безродных, «Байкальские вести».

На фото: В сцене из спектакля
Елена Грищенко (Мать), Павел Савин (Сын),
Александр Карпенко (Тауэрский Ворон),
Татьяна Чадина (Тоффи)


                                                                                                   

 

 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии