Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Стейнвей», еще «Стейнвей»!

01 Февраля, 2016

Настройщик в процессе работы использует не только известные нам настроечные ключи и камертон, но и десятки сложных и тонких инструментов. Манипуляции с молоточковым фетром, когда его необходимо спрессовать или, напротив, размягчить, называются интонировкой. От нее зависит, будет ли голос инструмента плотным или прозрачным, острым или мягким, светлым или тусклым.

Сложнейшая «китайская грамота» в устройстве фортепиано — система нюансовых сдвигов в интервалах музыкального строя, изобретенная Бахом и названная темперацией. Как правило, опытный настройщик слышит мельчайшие нюансы звучания и тонировки пианино лучше, чем даже гениальные исполнители.

Действия мастера требуют одновременно недюжинной физической силы, большого напряжения и предельной осторожности. Судите сами. Колки удерживают натяжение стальных струн в 100 кг. Сила сопротивления в вильбербанке — деревянной панели с колками достигает 500—600 кг. В то же время резьба на колках микронная, малейшего движения достаточно, чтобы изменить напругу и качество звука.

Фортепианный мастер высокой квалификации должен быть способен не только настроить инструмент, но и произвести ремонт любой сложности вплоть до полной реставрации. История знала случаи, когда великие умельцы возвращали к жизни легендарные рояли и пианино. Так, не умевший играть на фортепиано ныне здравствующий турецкий ас настройки Мустафа Бардакчи подарил второе рождение инструменту султана Абдульмеджида, изготовленному в 1873 году!


Интервью с известным профессионалом, настройщиком роялей Владимиром Спесивцевым

Окончание. Начало в № 3

_DSC2949.jpg

— Владимир Иванович, фирменные инструменты капризнее, уязвимее других или, напротив, выносливее? 

— И то и другое, как ни парадоксально. Если условия их обитания нарушены, страшных последствий не избежать, причем очень скоро. Самый грозный враг — сухость в зале, это катастрофа. Несколько лет назад я выдал рекомендации одной из филармоний по сохранению нового «Стейнвея». Ему надо было обеспечить благоприятный климат. Этого сразу не сделали. И вот в первую же зиму треснула дека! Это, ну, как вам объяснить, — инфаркт. Можно, конечно, «лечить». Склеили, установили климат-контроль, вроде «рубец» держит, трещина не прогрессирует. Мученик-рояль служит, звучит. Привести его в рабочий режим было трудно. Обычно в таких трагических случаях инструмент теряет строй уже необратимо…

Увлажнение — альфа и омега ухода за фортепиано. Если этого не делать, самый роскошный экземпляр можно угробить за два-три года. А при хорошем, бережном содержании «Стейнвей» практически вечен. Надо лишь периодически менять изнашивающиеся детали, ослабевшие струны, в зависимости от износа. В Иркутске концертные рояли холят, у всех установлены увлажнители. Они под «брюхом» находятся, никогда не замечали? Некоторые зрители думают, что это какие-то усилители. Если рояль правильно содержится, его и настраивать надо реже, достаточно профилактической регулировки, хотя на нем активно выступают, постоянно репетируют.

— А сами музыканты не представляют опасности для инструментов? Известно, что Бетховен сломал несколько роялей в Вене, добиваясь от них оркестровых эффектов. Правда, это были тогдашние рояли, не такие совершенные, как теперь. 

— Конечно, фортепианное производство с тех пор пережило большой прогресс. Но в исключительных случаях даже лучшие современные образцы не застрахованы от травматизма. Я видел всякое за свою карьеру настройщика. Иные темпераментные исполнители, пардон, заливают клавиатуру потом. Нередки случаи, когда от излишней экспрессии хрустнет педаль.

Порой за инструмент бывает реально страшно. Не забуду драматический эпизод, когда признанный пианист умудрился порвать басовую (вы только вдумайтесь!) струну у нового подарочного рояля. Да еще и щегольнул этим, сказав: «Я его проверил на вшивость!». Мне такая «виртуозность» не по душе. Если музыкант не может добиться выразительности, кроме как покалечив превосходное творение фортепианных мастеров, принеся его в жертву, как мне кажется, своему тщеславию, в этом есть что-то жестокое, далекое от любви.

— Был ведь инцидент и с нашим Денисом Мацуевым, когда во Франции под ним сломался рояль.

— Ножка выскочила. Просто не проверили, что она плохо вкручена. Это ситуация совсем другого рода.

— Не по злобЕ, иными словами?

— Не по злобЕ.

— Правда, что с Мацуевым Вы работаете больше, чем со всеми другими звездами? Отказываетесь от каких-то иных проектов?

— Это верно. Ради фестиваля «Звезды на Байкале» мне пришлось не поехать на Рахманиновский праздник в Ивановке, куда меня приглашал народный артист России пианист Николай Луганский. Сделал выбор в пользу Дениса Леонидовича и Иркутска, Байкала. Должен признаться, что я люблю атмосферу здешних классических феерий, которые устраивает ваш земляк — уникальный музыкант и непревзойденный организатор. На всем, что тут происходит, лежит яркий отпечаток его энергичной, жизнелюбивой творческой личности.

Как трудно с кем-то сравнивать Мацуева, постоянно захваченного новыми идеями, заразительным энтузиазмом, так и фестиваль иркутский, иркутские рождественские концерты невозможно не признать особенными, неповторимыми. Из года в год мы наблюдаем развитие, динамику. Подключаются новые города Иркутской области, расширяется жанровый диапазон.  Кроме симфонических и камерных концертов, публика радуется искусству оперы и балета, впервые программу фестиваля украсил драматический спектакль с французскими актерами Фанни Ардан и Жераром Депардье. Приехал молодой десант лауреатов конкурса Чайковского, все больше выходит на сцену талантливых юных исполнителей. 

У меня от приезда в ваш город всегда остается ощущение новизны, каких-то волнующих открытий и впечатлений. С Денисом Леонидовичем удивительно легко и комфортно работается. Думаю, не только мне, а всем, кто с ним сотрудничает. Он легкий и окрыленный человек. И фестиваль такой же. Он заводит, будоражит, дает колоссальную энергию. Невозможно устоять перед его жизнеутверждающей силой, широтой и размахом, перед каким-то невиданным ликованием, которым наполнено все.

— Владимир Иванович, а непременный ритуал омовения в Байкале Вы соблюдаете?

— Обязательно. И с огромным удовольствием! Я даже мысли не допускаю, чтобы встретиться с этим волшебным озером и не окунуться. Ныряю и летом, и зимой. Нырял и в этот раз, в первые дни нового года. К байкальской, ангарской воде у меня нет ничего, кроме радостного доверия, почти щенячьего восторга. Никакого страха. Эта вода — просто чудо, она очищает не только тело, но и душу, это фантастика! Я ни секунды не раздумываю, мне даже настраиваться не надо, нетерпенья сдержать не могу. Прыгаю в эту могучую чистоту — и возрождаюсь!


Владимиру Спесивцеву — пианисту, педагогу, фортепианному настройщику экстра-класса — 65 лет. Этот неутомимый труженик полон сил и жизнелюбия, легок на подъем, открыт для нового опыта и приветствует свежие впечатления. В редкие урывки на частную жизнь он спешит к себе на дачу, где его стараниями разведены разные сорта роз, около сотни кустов. Первые 13 саженцев он 12 лет назад привез из Гамбурга, один из них цветет и благоухает до сих пор великолепными ярко-красными цветами. Вдохновенный садовод экспериментирует и с плодовыми культурами. На небольших яблочных деревцах у него уживаются до десятка сортов: с антоновки можно сорвать сладкие яблочки «спаса», на «коричневке» увидеть грушовку и «медуницу». Не сад, а ботаническая симфония.

Счастливый человек наш герой. Повсюду его окружает целебная творческая стихия. Жена — художник, первенец — классический музыкант, трубач. Внучек, сын дочери, играет на флейте и кларнете. Получается, что все так или иначе пронизывает гармония. Ей он всю жизнь вдохновенно служит. Ею и награжден сполна.

Беседовала Марина Рыбак, «Байкальские вести».

Фото Марины Свининой 

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии