Общественно-политическая газета Иркутской области
Выходит по понедельникам

«Молодой МХАТ — Сибири»

02 августа, 2016


3.jpg

Под таким девизом в Иркутске прошли гастроли выпускников Школы-студии МХАТ. Тур начался в Республике Хакасия, а после Иркутска студийцы отправились в Красноярский край. Проект реализуется второй год. Студийцы показывают то, чему научились, а педагоги проводят мастер-классы, на которых можно узнать, как именно строился процесс обучения.

В Иркутске ребята выступали на сцене ТЮЗа имени А. Вампилова 11,12 и 13 июля, гастроли прошли с большим успехом. Были показаны три спектакля: «С любимыми не расставайтесь» А. Володина, «Платонов. Встреча первая» по рассказам А. Платонова и «Современный концерт» — спектакль-симфония из самых знаковых мировых хитов XX века. 

Эти бывшие студенты, получившие дипломы в конце июня, не совсем обычные, а, по мнению руководителя курса Виктора Рыжакова, очень перспективные. Настолько, что со временем могут стать самостоятельной театральной труппой.

— Мы являемся девятой студией Московского художественного театра, если говорить о родословной, мы — девятая по счету группа, которая, выходя из школы Станиславского, становится отдельной боевой единицей, — отметил режиссер, художественный  руководитель актерского курса Школы-студии МХАТ, заслуженный деятель искусств России, профессор Виктор Рыжаков.

— У нас появилась добрая традиция гастрольных проектов, —  подчеркнула  на пресс-конференции Екатерина Светличная, заместитель генерального директора фонда «Вольное дело» Олега Дерипаски, под патронатом которого проходят гастроли. — Мы называем это не просто гастрольным туром «Молодой МХАТ – Сибири», а даже шире — культурной акцией. Потому что помимо спектаклей, которые показываются на абсолютно благотворительной основе, педагоги школы-студии, студенты проводят мастер-классы для театральной общественности города.  «Молодой МХАТ — Сибири» — далеко не первый совместный проект школы-студии и фонда «Вольное дело». Восемь раз молодые артисты были на Кубани — со своим театральным приношением. Был организован и фестиваль «Открытый урок: Станиславский продолжается».

— Гастроли с огромным успехом уже прошли в Хакасии в рамках местного культурного фестиваля. В Иркутске они прошли в рамках фестиваля «Культурная столица», — рассказала директор по связям с общественностью компании EN+ GROUP Елена Вишнякова.

— В этом году мы проехали от Калининграда до Владивостока. Сегодня мы в Иркутске, и мы понимаем, что наша картина мира, или картина России, становится внятной и выразительной. И наши мечты — что когда-то в рамках нашей мастерской родится какой-то особенный спектакль, в котором, в частности, будет история о нашем паломничестве по России, — признался Виктор Рыжаков.  Он уверен: эти гастроли — возможность для молодых обкатать репертуар, посмотреть, что там происходит, далеко за МКАД, возможно, понаблюдать за людьми из российской глубинки — это может пригодиться им и на сцене.

А для зрителей это тот случай, когда они в очередной раз смогли убедиться в том, что мхатовская школа — одна из лучших.

«С любимыми не расставайтесь» — этим романтическим спектаклем по пьесе Александра Володина бывшие студийцы открыли гастроли. Пьеса Володина — тот материал, который непременно должен был появиться в репертуаре «Мастерской Виктора Рыжакова», потому что Володин — один из  любимых его авторов.

Больше десяти лет на сцене художественного театра идет его  спектакль по одноименной пьесе, в котором играет уже третье поколение самых молодых артистов театра. Возможно, в него бы когда-то даже ввели сегодняшних студентов мастерской. Но судьба распорядилась иначе. Тем интереснее.

Сегодня к пьесе Володина обратился молодой латвийский режиссер Георгий Сурков. Режиссер работает со знаками 1970-х годов — точно воспроизводит его эстетику и фактуру, музыкальный и визуальный ряд. При этом парадоксальным образом спектакль обретает абсолютно современное звучание.

Режиссер работает с сокращенной версией пьесы, скроенной по законам киносценария. Быстрый монтаж. Склейка. Вслед за ритмом сегодняшней Москвы перед зрителем пролетают бесконечные истории расставаний, дела о разводах. Чем ближе к финалу, тем быстрее, «легкомысленнее» и циничней люди покидают друг друга. Расстаются. Делят имущество. Ругаются. И все это «в проброс». Все это как бы неважно.

Важно — то, что вокруг. Главный здесь — конферансье, который «шутками-прибаутками» закрывает каждое следующее дело. «Лучше не думать». Не задумываться о том, что ты сейчас натворил, что совершил. Как твое необдуманное действие может разрушить что-то главное. Такое время, такие ритмы. Артисты работают крупным планом. Сценическое пространство складывается прямо на наших глазах с той же скоростью, с какой герои пьесы «перестраивают» свои судьбы. Возникает — и тут же исчезает.

Эти истории, о которых они рассказывают, оттолкнувшись от володинского сюжета, истории другого поколения. Больших потерь в жизни этих ребят еще не случалось. Им по 20–22. И кажется, что все впереди, все можно переиграть, — о «плохом» просто лучше не думать. Все черновик, а завтра мы заживем начисто. Или развод — это просто понарошку.

Финал пьесы разрешается с легкостью. Нужно было просто кому-то подойти, сделать первый шаг. Ведь любовь не ушла, она по-прежнему жива в сердцах Кати и Мити. С любимыми не расставайтесь. Здесь есть о чем подумать.

Андрей Битов однажды сказал, что писать о Платонове на клавиатуре компьютера — гиблое дело. Текст ускользает, пока не возьмешь в руки карандаш и лист бумаги. И только под глухое шуршание грифеля рождается платоновская атмосфера. Этой магической вещественностью пропитано все творчество Платонова. Его герои постоянно строгают, пилят, чистят, стирают, размельчают булыжники и борются с зыбучими песками. Они погружены в быт, но одновременно оторваны от земли. Их руки совершают бытовой труд, когда их мысль и чувство где-то далеко. Под монотонный стук или скрежет эти люди размышляют о Матери и Отце, о Сыне и Дочери, о Роде и Родине, о смысле жизни, о страхе смерти, о любви — поистине вечные темы.

— История Андрея Платонова уже много лет сопровождает меня, — рассказывает Виктор Рыжаков, — и, может быть, только сейчас нам удается ее реализовать. Это колоссальная эпопея, связанная с его увлечением идеей всемирного счастья, добра и мира и последующими разочарованием и обреченностью. Но при этом он не теряет веру в человека и понимает, что человек является единственной ценностью в этом мире. И все можно в нем разглядеть, но как только он начинает собираться в большие сообщества и в них появляется своя идеология, мир становится тусклее. Как разглядеть в этом мире самого себя? Или — как выжить в этом мире? — это как раз платоновская очень мощная история! Его человеколюбие. Это, по существу, наш Фолкнер. 

Если бы мне довелось встретиться с Платоновым, я бы с ним просто помолчал и никогда не решился задать ему все эти вопросы. Мне кажется, в этом и интерес диалога с человеком, когда ты можешь проживать с ним жизнь и отвечать на все вопросы сам. Мне важно быть с ним, разделять то пространство, которое он очерчивает. Наверное, это важнее, чем просто задавать вопросы.

Студенты его мастерской, впервые встретившись с текстами Платонова, сами выбрали этот материал, который сделали предметом разговора со зрителем. Долго искали ту простую, но пронзительную интонацию, с которой должен прозвучать текст о людях, потерявших в жизни практически все, живущих, что называется, несмотря ни на что, но не сдавшихся. Ребята работают искренне, трогательно, забавно, ярко, а в каких-то сценах  на гротеске.  Это в чем-то по-платоновски.

Один рассказ сменяется другим очень энергично,  и  мы иногда просто не успеваем эмоционально прожить его,  как начинается  следующая история. И все это настолько мощно, объемно, завораживающе. Последний сюжет с размышлением о смерти, под названием «Третий сын», где прочитывается идея автора о  непрерывности жизни, о ее продолжении в потомках, решается в стиле лубка. На наших глазах бабушка вдруг превращается во внучку, проделывая это так изящно и талантливо, с такой степенью  мастерства, умея соединить  мудрость и наивность. Актрисе  веришь, как, впрочем, и всем остальным актерам, сумевшим создать умный, ясный, внятный, смелый, душевно-молодой, воистину платоновский спектакль.

Артисты 1990-х годов рождения вправе иметь своего Платонова. А «Встреча первая» должна иметь продолжение.

Как и в прошлый приезд, студийцы-мхатовцы показали высокий класс.  Все они талантливы и влюблены в свою профессию. Они знают, что играют, поскольку оказываются и интерпретаторами, и мыслителями. В предлагаемых обстоятельствах они прекрасно справляются  с ситуацией, когда нужно  как бы  выйти из роли и наблюдать своего  персонажа со стороны, сочетая это с  невероятным драматизмом. В этом есть поиск нового театрального  языка, новой стилистики, обновления театра, которое настоятельно  диктуется  временем.

Лора Тирон, «Байкальские вести».

Фото автора.

На фото: Сцена из спектакля «Платонов.
Встреча первая»

 

 

Поделитесь новостью с друзьями:

Комментарии